?

Log in

No account? Create an account
В. Шульженко - wyradhe — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

В. Шульженко [Oct. 19th, 2009|05:01 pm]
wyradhe

Василий Шульженко - наткнулся на ссылку на его картины.

http://strange-way.livejournal.com/104599.html?format=light

Мне понравилось, очень.
Правда, думаю, не совсем / совсем не так, как задумывал автор.

Ему все изображенное (не то, как изображено и что в точности изображено, а те сюжеты / события, что он стремится изобразить) кажется жутью, мне нравится. Странный сплав того, что почти все изображенное - дело сугубо хорошее (люди веселятся или отдыхают или нормально работают мирную работу, никто никого не терзает, никто не терзается, никто не чинит обид и зла), и того, что изображено это что-то со страхом и отвращением, как нечто ужасное и безобразное - и изображено с исключительным старанием и качеством - это сплав очень интересный, и сильно напоминающий рассуждение Марка Аврелия о том, как безобразно, ежели посмотреть на это дело с определенной стороны, все хорошее:

"Относительно мясных блюд и вообще подобных кушаний можно приучить себя к такому взгляду: это вот - труп рыбы, это - труп птицы или поросенка. Равным образом, фалернское вино - выжатый сок винограда, пурпур - шерсть овцы, окрашенная кровью улитки, соитие - трение известных органов и выбрасывание семени, соединенное с особыми спазмами. Такого рода представления, доходя до самих вещей и проникая в них, дают возможность увидеть, каковы они на самом деле. Так следует поступать всю жизнь".

Я-то, читая эти строки, вижу как раз сквозь тО, какое впечатление хочет на меня произвести автор, сами по себе все те предметы и образы, которые он желает выставить для меня безобразными - и вижу их такими, каковы они и были всегда для меня сами по себе - то есть отличными и превосходными; а то, что я их такими вижу сквозь призму безобразия, в форме которого мне силится их представить автор, только оттеняет и усиливает это ощущение. Относительно же автора я улыбаюсь: он пугает, а мне не страшно - я-то знаю, что тут бояться нечего, что дело идет о вещах славных; при этом я всемерно оцениваю высокое качество пугания, и это только делает более ярким тот еще более радующий меня факт, что мне не страшно, и что вещи-то эти отличные. Я вижу мясные блюда и иные подобные кушанья, никогда не пробованное мной фалернское, сок винограда и сам виноград, пурпур, овечью шерсть и самих овец (славные существа - а ведь без Марка Аврелия я бы и не подумал в связи с пурпуром вспомнить о таких славных вещах, как шерсть и овцы), улиток, соитие етс. - все это дела отличные; а примешивание к этому страшлоужаслых слов "труп" и "спазмы" меня нисколько не напугает, я и без Аврелия всегда знал, что мясные блюда есть часть трупов (если, конечно, ты не ешь кого-то заживо - но не думаю, что это Аврелию понравилось бы больше, а мне уж точно), и аппетита это у меня не отбивает.

То же и Шульженко. Он с ужасом и отвращением - переданными исключительно хорошо - рисует какого-нибудь матросика при девочках; но этой компании явно очень хорошо и привольно, и хорошо ей от хороших же вещей, а способ изображения меня не напугает - при всей своей высококачественности. В этом смысле Шульженко оказывается (для меня) очень жизнеутверждающим, - если угодно, от противного или нецелевым образом, - и этим-то мне нравится.

Его сравнивали с Босхом. Но это совсем не Босх. У Босха люди терзаются и их терзают, это действительно прискорбно. У Шульженко люди практически всюду мирно радуются, отдыхают и веселятся (или работают), никого не обижая, а терзается разве что он сам - от усматриваемой им бездуховности и безобразия оной мирной радости, отдыха, работы и веселья. Если бы Марк Аврелий захотел в живописи передать, допустим, то, что соитие есть трение какой-то требухи о требуху со спазмами и истечениями внутренних слизей, то лучше способа, чем живопись Шульженко, он бы не нашел. Но дело в том, что он бы этим ничего из описываемого им и не дискредитировал - нужно быть совсем детски тихим разумом (каким Марк Аврелий, кажется, и был; хорошо командовать это не мешает, здраво рассуждать - тоже), чтобы работал тот детский аутотренинг (если сказать "бяка", все забоятся; если сказать это о чём-то самому себе, то это что-то потеряет для тебя ценность), который он предлагает.

Вот если бы Шульженко живописал также и злодейства, насилия и мучительства, учиняемые (представим себе это) его героями, то в комплекте оно могло бы (при поверхностном восприятии) действовать согласно задуманному. Но это был бы низкий сорт, нечистая работа - все равно как если бы Марк Аврелий примешал бы к своему рассуждению отталкивающее описание пыток и тяжких болезней.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: el_d
2009-10-19 01:43 pm (UTC)

:)

Он Шульженко все же, а не Шевченко.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2009-10-19 01:55 pm (UTC)

Re: :)

Точно. Спасибо, исправлено. Как это я начал с именования его Шульженко, а к концу в том же посте стал его называть Шевченко?

Кажется, мой дух победил дух вирусов, а это действительно оказались внешние атаки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2009-10-19 02:03 pm (UTC)

Re: :)

Ура. Тогда разеваю пасти.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lynx9
2009-10-19 05:13 pm (UTC)
Vse-taki hudozhniku delat' nechego kak tashit' ideologiju v zhivopis' - esli on vpravdu zadumyval kogo-to otvratit'. Zhivopis' stradaet.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lynx9
2009-10-19 09:05 pm (UTC)
Или даже не идеологию... Ну есть же картины, которые опичывают пороки или беспросветность жизни (можно картины этого художника смотреть и так, впрочем, я не посмотрела все), но так, что не возникает вопроса "зачем автор так рисует". :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: haliplea
2009-10-19 06:25 pm (UTC)
Какой у Вас отличный, здоровый взгляд!

Вот у меня так не получилось, и был вопрос: "зачем от так это все изображает?"

Наверное, на меня сильно действует всякий экспрессивный прием... Или было все же ощущение неестественности самого замысла: изобразить действительно славных мирных людей как нечто отталкивающее...

Кстати, а зачем Марк Аврелий так это описывал?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sergeyr
2009-10-19 08:07 pm (UTC)
> Кстати, а зачем Марк Аврелий так это описывал?

Так ведь стоик. По должности положено.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: haliplea
2009-10-20 07:16 am (UTC)
То есть, это такое своего рода обесценивание. Чтобы себя уговорить освободиться от "вожделения" и не получать "удовольствия". В кавычках - потому что не уверена в совпадении современного смысла этих слов на русском с теми понятиями, которые были в этике стоиков.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nell_2
2009-10-19 06:51 pm (UTC)
***То же и Шульженко. Он с ужасом и отвращением - переданными исключительно хорошо - рисует какого-нибудь матросика при девочках; но этой компании явно очень хорошо и привольно, и хорошо ей от хороших же вещей, а способ изображения меня не напугает - при всей своей высококачественности.

Матросика с компанией художник и изображает с явной симпатией. И мужиков на лодках.Да и в целом автор скорее бытописует, чем судит. Эдак и Кустодиева в отвращении к купчихам можно заподозрить.
А чувства в картины зритель свои вкладывает. Например у меня кроме всего прочего (что связано с моими личными ассоциациями)некоторые из картин вызываеют отвращение и ужас перед алклкоголизмом и спиванием.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nadiayar
2009-10-19 07:52 pm (UTC)
Ух, как верно сказано. Мне особенно нравится

Я-то, читая эти строки, вижу как раз сквозь тО, какое впечатление хочет на меня произвести автор, сами по себе все те предметы и образы, которые он желает выставить для меня безобразными - и вижу их такими, каковы они и были всегда для меня сами по себе - то есть отличными и превосходными; а то, что я их такими вижу сквозь призму безобразия, в форме которого мне силится их представить автор, только оттеняет и усиливает это ощущение. Относительно же автора я улыбаюсь: он пугает, а мне не страшно - я-то знаю, что тут бояться нечего, что дело идет о вещах славных

Подписываюсь под каждым словом. Мы часто считаем славными разные вещи, но принцип ты сформулировал безупречно.
(Reply) (Thread)