wyradhe (wyradhe) wrote,
wyradhe
wyradhe

Category:

6.3. Лучше один раз увидеть... Книжечка для детей "Общественные классы существуют!"

6.3. Лучше один раз увидеть... Книжечка для детей "Общественные классы существуют!"

Книжечка испанская, вышла в 1978, потом в 2015, получила европейскую премию.
ОПИСАНИЕ КНИЖЕЧКИ С "ОЗОНА"
https://www.ozon.ru/context/detail/id/144434053/

"После прочтения этой книги старые сказки о принцах и принцессах звучат и воспринимаются по-другому. Ведь речь в ней об экономическом и социальном неравенстве, которое существовало в прошлых веках и существует до сих пор. Еще полвека назад многие полагали, что разница между богатыми и бедными вот-вот исчезнет, и все люди будут иметь равные возможности, не голодать и не бояться за свое будущее. Тем не менее, разрыв между уровнем жизни людей внутри стран и между разными странами становится только больше: кто-то живет в невиданной роскоши, многим из тех, кто считался средним классом, пришлось себя ограничивать, а миллионы людей с трудом находят работу и средства к существованию. Как же развиваться обществу, чтобы достичь идеалов справедливости? "Социальное неравенство есть!" - одна из четырех книг в серии "Книги завтрашнего дня". Серия рассказывает о политике и социологии самым юным читателям - ученикам начальной школы. Впервые серия вышла в 1977-1978 годах в Барселоне. Недавно она была переиздана с новыми иллюстрациями в Испании [в 2015 - А.Н.] и получила высшую премию Болонской книжной ярмарки за лучший nonfiction проект для детей."

А вот и сам декан - купил эту книжечку за 610 кровных сугубо трудовых рублей в наибуржуйнейшем магазине "Республика", отсканировал (кроме неск. разворотов, которые взял из сети) и выложил на пользу общую:

https://yadi.sk/i/eRetKABV3YrosX

А вот она же на каламео (скачать нельзя, читать можно): https://ru.calameo.com/read/001788437fd7de05b8c5a

Благоволите видеть субъектов, о коих я вел речь ранее, в их добром-добром и мирном-мирном варианте.

Происхождение и природа неравенства и классов объясняется так:

С древности одни люди подчиняли других при помощи силы или запугивания [насилия или угроз]. Заставляли отдавать урожай, строить, воевать. Так люди разделились на тех, кто наверху, и тех, кто внизу. Дети тех, кто наверху (богатых) рождаются богатыми. Дети тех, кто внизу (бедных) рождаются бедными. Первые с рождения окружены роскошью. Вторые с рождения лишены самых простых вещей.

Картинки с текстом про "насилие и запугивание" охватывают все от древности по настоящий момент, так что по мысли авторов и сейчас неравенство и разные классы связаны с этим.
На обложке сугубо современный "богатый" ходит по спине согнутого "среднего класса", а уж тот стоит на вовсе распластанном на брюхе и слабо вздымающем руку классе "наемных работников".

Природное равенство людей (мда. Сразу видно по людям, как они равны от природы) прокламируется неоднократно:
"Семья, школа, работа — то есть среда — делают неравными людей, которые от природы равны". "Все люди устроены одинаково, но кое-что делает их неравными: сила, власть, деньги образование".

Злокозненность "богатых" обличается кратко и ясно в следующих словах:
"Богатые жонглируют теми, кто управляет всеми остальными. Им важно, чтобы власть защищала только их интересы, потому что их цель – становиться богаче и влиятельнее с каждым днем.
Жизнь богатых напоминает золотую клетку: туда сложно попасть и оттуда не хочется уходить.
Богатые хотят, чтобы их было немного, поскольку терпеть не могут делиться. Они не любят менять свои привычки и взгляды – им выгодно, чтобы все оставалось как есть"
.

Не так плох средний класс (это те, кто не богат и не беден), но тоже скверен: он боится выступить против богатых, потому что ему есть, что терять, и он за это держится. "Они [cредний класс] очень далеки от тех, кто наверху. Но осторожны в своих действиях: им есть, что терять. Нередко люди ради карьеры готовы на многое, при этом они боятся, что кто-то займет их место. Средний класс опасается резких перемен и не готов рисковать своим положением ради тех, кому живется хуже. Однако в мире существует множество людей, которые не относятся ни к богатым, ни к среднему классу. Это наемные работники [топ-менеджеры у авторов куда-то выпали]".

Далее следует картинка, на которой изображена уйма пролетариев. На картинке они здоровы, хорошо одеты, весьма бодры, некоторые вдохновенно увлечены своим трудом, все довольно упитанны, а одна тетенька (продавщица готового платья) просится на полотна Кустодиева и улыбается до ушей, показывая товар (не иначе, как с великими муками выдавливает фальшивую улыбку, навязанную ей работодателем ради привлечения клиентов. В самом деле, при социализме продавщицы не больно улыбаются, а вот хамят часто, искренне выражая свое настроение и отношение к докуке от клиентов, все мы это помним). Картинка, по мысли авторов, должна показать всю бездну классового угнетения наемных работников.

"Богатые и средний класс называют их <<низшим слоем>>. Не потому, что рабочие хуже и глупее, а потому что они меньше зарабатывают"

Авторы забыли упомянуть, что еще богатые и средний класс называют рабочих желтыми земляными червяками, но не потому, что желтые земляные червяки хуже и глупее, а потому...

"Наемные работники являются самыми беззащитными. НА САМОМ ДЕЛЕ МИР ПРИНАДЛЕЖИТ НАМ ВСЕМ! У ВСЕХ РАВНЫЕ ПРАВА! ВСЕ ЛЮДИ РАВНОЦЕННЫ! И женщины!" "В справедливом обществе каждый сможет реализовать свою мечту".

В конце испанские авторы спрашивают ребенка: к какому классу принадлежит он сам? считает ли он, что бесклассовое общество - самое справедливое и самое счастливое? как он считает, какая политическая партия в самом деле честно борется за равенство (игвалидад) всех людей между собой?

А российские переводчики творчески переработали эти вопросы и спрашивают несколько иначе: "Веришь ли ты в то, что общество, не разделённое на богатых и бедных, начальников, которым всё можно, и подчиненных, у которых нет права голоса, было бы более справедливо? Думаешь ли ты, что люди в таком обществе были бы счастливее? Изложи своё мнение письменно (оно может не совпадать с мнением авторов книги!). Запиши ответы, которые кажутся тебе наиболее верными, и опи ши своё личное отношение к неравенству между людьми, а потом отправь письмо в конверте на почтовый адрес или по электронной почте в Сахаровский центр. Только не забудь указать своё имя, обратный адрес, возраст и школу, где ты учишься [а также, видимо, номера кредитных карт твоих родителей и их пин-коды, это могло бы помочь бороться за имущественное равенство в том духе, в котором эта борьба обычно ведется, - А.Н.]. Сахаровский центр в России занимается продвижением ценностей свободы, демократии и прав человека, работает над развитием гражданского общества. Благодаря тебе мы все сможем узнать мнение детей, а мнение взрослых нам скоро станет известно (или уже известно) по итогам выборов. Полученные ответы помогут нам написать ещё одну книгу, чтобы все знали, что думают дети твоего возраста. А сотрудники Сахаровского центра будут рады пригласить тебя на свои мероприятия. Свои ответы отправляй по адресу..."

***

Пользуясь случаем, хоть я давно и не ребенок, ответить - несколько вкось - на вопросы добрых авторов и переводчиков. Ребенком я, впрочем, ответил бы то же самое (начиная с 10-11 лет; во всем Потье мне больше всего нравилась строфа, которую я с детства помню до сих пор: "Они косили не дрожа, и превзошли свой век: версальцы сняли урожай в сто тысяч человек. Над теми, кто был худ и наг, глумилась жирная клоака, мой милый Жак, пусть это так, Коммуна выжила, однако". Звучало это для меня точно так же, как сейчас (и тогда) звучало бы стихотворение, к примеру, Геббельса на тему о том, как жирная жидоплутократическая и жидобольшевистская клоака, Союзники и Советы, растоптали и испепелили худую и нагую Германию, боровшуюся всего-то за право на честный труд и достойную жизнь, а также изнасиловали и разбомбили сто миллионов женщин и детей, мой милый Харальд Квандт, пусть это так, "не допусти, чтобы тебя сбил с толку шум, который поднимется во всем мире. Ложь в один прекрасный день рухнет, и над ней снова восторжествует правда. Это будет час, когда мы будем стоять над всем чистыми и незапятнанными, такими, какими всегда были наша вера и наши стремления". Я прекрасно знал, что никаких ста тысяч человек при подавлении Коммуны не убили, - там менее 15 тыс. погибло; эксцессы при этом действительно были, но вот уж их хватало и при ликвидации национальных социалистов Германии).

К сему замечу, что я из сугубо трудового рода. Мой прадед был все больше извозчиком (наемным работником, стало быть), дед - ремесленником-кустарем, не жившим за счет наемного труда, потом наемным работником, мой отец был всю жизнь наемным работником, я всю жизнь являюсь наемным работником, зарабатывающим меньше многих промышленных рабочих, моя дочь будет наемным работником. Граждане, которые думали бы пробуждать во мне классовую совесть бэлоручки из госпкласса или "интеллигенции", слезли бы там, где думали бы на меня сесть - я наемный работник, а не "интеллигенция". Я также категорический враг ельциногайдарочубайсотревельянства и прочего правофритредерства им. т. Рикарды и тыр пыр ходорборнатанычей, да неважно какого имени. В отличие, кстати, от Сахаровского центра, опубликовавшего столь гуманное и дружелюбное к нам, наемным работникам, сочинение.

Увы, я не могу ответить взаимностью этим моим самоназваным друзьям. Книжечка идеально отвечает по качеству немецким книжечкам 30-х годов, где детям так же по-доброму объясняли, какие плохие люди евреи, и как они не хотят ни с кем делиться, а хотят только дальше угнетать простых трудовых немцев; и не так плохи, но тоже плохи ихние еврейские прислужники (и ненавистные Гитлеру немецкие "бюргеры", которые, как он многажды жаловался, аж с самого 1933-1935 гг. квакают, что с евреями обходятся недопустимо несправедливо и жестоко). По мне, люди, опубликовавшие эту книжечку, не должны бросаться в тюрьму или изгоняться из страны только потому, что Заратустра (свобода слова и ряд иных принципов) не позволяет. Люди, одобряющие эту книжечку, или извиняющие ее, или находящие, что некоторые неудачные ее черты не столь важны на фоне ее общего гуманного устремления, не должны бросаться в тюрьму или изгоняться из страны только потому, что Заратустра (принцип не-преследования за мнения и их выражения и ряд иных принципов) не позволяет. Скорейшей смерти от насморка им желать не положено только потому, что они носители живых чувствующих "тел", которые не виноваты, что их хозяева вышли вот такие (а также по той причине, которую сформулировал Разумовский в ответ на тост о том, чтоб все воры и бесчестные лица померли: "Я за это пить не стану, боюсь, мор будет"). И ничего более хорошего, уважительного и доброго я о перечисленных лицах как о персонах сказать не могу (что не значит, конечно, что я не отдам должное их отдельным делам), и от них не ищу и не хочу ни на копейку лучшего отношения к себе, - тем более, кстати, что половина из них и так меня или разных моих сограждан безвинно пустила бы в распыл, или в рабство, или в ограбление, или одобрила бы, или терпимо отнеслась бы как к маловажной вещи к означенному пусканию, дойди оно до дела. Причем "половина" - это преуменьшение ради академической добросовестности. И разговаривать мне с этими людьми не о чем, кроме только что сказанного, - не потому, что тут нечего больше сказать, а потому что мне с ними не о чем говорить иначе как по необходимому делу, а по нему отлично могут и Гиммлер с руководителями международного еврейского конгресса разговаривать (велись у них такие переговоры в конце войны, вполне вежливые по выражениям с обеих сторон - уж очень надо было обеим сторонам решать определенные вопросы "друг с другом"), и вопросы о о персональном отношении и уважении при этом не возникают.

Мне также приятно напомнить всему этому лагерю, что они - жалкие банкроты, что их дело проиграло, что их партии либо "переродились" и "предали", либо приобрели маргинально-шутовской характер, что возможности революционного насилия под их флагами свелись к нулю (в силу повышения уровня жизни большинства + исчезновения массовых призывных армий из его состава + усиления мощи и инструментов контроля со стороны верхов), что даже саму вот эту книжечку про гадов-богатых я приобрел в сугубо буржуйском магазине, по цене, по которой ее в жизни не купит никакой бедняк. Да, гремели они, было дело. Да отгремели и превратились - кто в прислужников тех самых "богатых" и встроенную часть истэблишмента (в _этом_ качестве иногда даже в чем-то и небесполезную людям), а кто - в декоративную городскую достопримечательность, до того бессильную, что ей можно подкинуть грант на дальнейшее существование. "А вот в этом углу у нас есть живой обобществитель-тм, глашатай на темы о несправедливости классового строя; смотрите, смотрите, как он двигается, как глазами блестит, какие издает удивительные звуки!"
И вот это уже не дело тех или иных _оценок_. Это факт.

Оговорив указанное, перейдем к соцгарантистам. Пока об этом - в треде: https://wyradhe.livejournal.com/547084.html?thread=20243212#t20243212 и далее.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments