?

Log in

No account? Create an account
wyradhe [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Затопляющее счастье от г. Кабе [Jun. 25th, 2018|01:00 am]
wyradhe
Затопляющее счастье от г. Кабе

Республика клеймит добровольное безбрачие как акт неблагодарности и как подозрительное состояние, и заявляет, что неузаконенный брак и прелюбодеяние являются непростительными преступлениями. Этого заявления достаточно и без наказаний, потому что воспитание приучает смотреть на такие преступления с ужасом, и общественное мнение было бы беспощадно к таким преступникам. Впрочем, республика приняла все меры, чтобы неузаконенный брак и прелюбодеяние были физически невозможны, так как при установившемся строе семейной жизни и данном устройстве городов прелюбодеяние не может найти для себя убежища. Во всей Икарии нельзя было бы назвать ни одного примера неузаконенного брака или прелюбодеяния. Похищение неизвестно, потому что как мог бы похититель увезти свою жертву? Даже обольщение почти неосуществимо, ибо что мог бы предложить обольститель?

"Икария" Кабе.
(Действительно, что ж такое может предложить обольститель(ница) обольщаемой(ему) при имущественном равенстве во всеобщем труде? В самом деле, когда же это видано было в мире, чтобы одна человеческая особь в сих делах обольщалась в другой особи чем-то, кроме недостающих первой особи вещей и денег, кои может она в обмен на обольщенность получить от второй особи - а всему этому в Икарии места нет?)

Оттуда же:
Заметили ли вы также, как регулярен распорядок для движения нашего населения по улицам города. В пять часов все встают; к шести часам все наши общественные средства передвижения и все улицы переполнены мужчинами, которые направляются в свои мастерские. В девять часов вы видите женщин и детей. От девяти до часа пополудни все население находится в мастерских или школах. В половине второго вся масса рабочих оставляет мастерские и соединяется со своими семьями и соседями в народных ресторанах. От двух до трех все обедают. От трех до девяти все население наполняет сады, террасы, улицы, места для гулянья, народные собрания, курсы, театры и все другие общественные места. В десять часов все ложатся спать, и в течение ночи, от десяти до пяти, улицы совершенно пустынны. — У вас, стало быть, также есть закон о тушении огней, закон, который казался таким тираническим? — Предписанный тираном, он, действительно, был невыносимым притеснением, но принятый всем народом, в интересах его здоровья и хорошего порядка в работе, — это наиболее разумный, наиболее полезный и наиболее тщательно исполняемый закон

***

Выдающийся мыслитель и друг человечества Кабе (это уже первая половина 19 века) отличается от большинства прочих освободителей трудящихся от угнетения богачами и государством тем, что даже провел эксперимент - до власти над страной не дорвался (*), но общину основал - и потерпел в этом качестве немного предсказуемый крах (биография - http://istmat.info/files/uploads/28569/cabet.pdf )

(*) негодные трудящиеся, которые все же намного здравомысленнее, чем о них думают их асвабадзители от экономического и политического угнетения государством и собственниками [впрочем, такие трезвые люди, как Бланки и Ленин, оценивают трудящихся в этом смысле правильно и понимают, что лучше им воли не давать, а то в итоге будет, как с немецкими, французскими, итальянскими социалистами и английскими лейбористами, которых трудящиеся, чуть только несколько отъелись, cтали прочно прокатывать на выборах, пока означенные социалисты и лейбористы либо не поправели радикальнейшим образом и резко рассоциалистились - Шредер, Блэр, макронисты - либо не вышли в полный тираж а-ля Италия или Франция], - так вот даже французские трудящиеся 1840-х, которые еще отдаленно не отъелись, Кабе в Учредительное собрание не выбрали.

Подробнейшее описание Кабе правильного порядка на примере республики Икария - есть на русском (
http://istmat.info/files/uploads/28569/cabet_icarie.pdf ), и особо хотел бы отметить там еще три момента.

Во-первых, прекрасное даже в переводе выражение: "Но какие преступления,— сказал Евгений, — можно совершить здесь при системе общности и счастье, которым она вас затопляет?"

Во-вторых, судебная система очень упрощена. Юристов и судов нет. Нет, соответственно, и иерархии судов. И полиции нет - ибо слежка за порядком, аресты и пр. есть дело всего населения. "Нигде вы не найдете такой многочисленной полиции. Ибо наши общественные служащие и даже все наши граждане обязаны следить за выполнением законов и преследовать или изобличать все преступления, свидетелями которых они являются". Далее, любая общественная ячейка выступает как безапелляционный трибунал по любому делу, происходящему в ее сфере компетенции, кроме самых тяжелых, а самые тяжелые судит столь же безапелляционно общенародное собрание данной коммуны. "Каждая школа является трибуналом, который судит школьные преступления; каждая мастерская судит преступления в мастерской; Национальное представительство судит преступления, совершенные в его среде; каждая семья превращается в судебную палату и судит семейные преступления... Вы видите, что нигде нет такого числа трибуналов и нигде обвиняемые не могут так справедливо похвалиться тем, что их судят равные. Женские проступки, совершенные в мастерской, подлежат суду товарок по мастерской. За другие проступки женщин судят старшие женщины в семьях. А если имеется налицо серьезное преступление, то такие должны предстать пред народным собранием".

Интересно, что ежели осужденный выражает недовольство в адрес обвинителя и обвинительного приговора, то это само по себе образует новое преступление - навроде оскорбления величия римского народа. "И если случайно осужденный увлечется чувством раздражения, то это было бы новое преступление, возмущение против закона, враждебный акт против народа, который бы вызвал всеобщее негодование".

Так что правосудие сравнительно со старым очень упрощено. Зато есть дополнительная особая ветвь судебной власти, которая выносит судебные решения о делах и людях прошлого. В Икарии все известные люди прошлого собственной страны и всего мира должны пройти посмертно судебную процедуру и должен быть вынесен официальный вердикт о том, хороши они были или плохи. Эти вердикты образуют часть законных приговоров (а мы помним, что выражать недовольство по поводу законного приговора есть новое преступление, враждебный акт против народа и тырпыр).
"У нас есть даже трибунал для мертвых. — Ах! Меня это очень радует, — воскликнул Евгений, — ибо ничто меня не возмущает так сильно, как торжество преступления, и я часто желал, чтобы трупы тиранов были вырыты, судимы и преданы вечному позору. — Этот трибунал, — продолжал Динар, — был учрежден по предложению Икара [вождь-основатель всего благолепия]. В первый год нашего возрождения Национальное представительство постановило, чтобы все историки Икарии собирались ежегодно в течение одного месяца, с целью высказаться, после обсуждения, о спорных пунктах истории и судить людей и дела прошлого. Этот исторический трибунал сперва судил память главных икарийских исторических личностей с 1772 года, потом деятелей предшествующего периода, затем — наиболее знаменитых иностранцев, всегда стараясь тщательно расследовать истину. — Вы, стало быть, — сказал я ему, — имеете официальную биографию всех знаменитых людей древности? — Мы имеем биографии всех наших соотечественников, но, хотя труд этот начат еще пятьдесят лет назад, он все еще не закончен для других стран. Мы имеем, кроме того, Исторический музей, настоящий храм справедливости, нечто вроде Пантеона и Пандемониума, где, по предложению дисциплинарного комитета, Национальное представительство присуждает славу старым друзьям народа и позор врагам человечества".

Современные европейцы - чистые щенки перед этим; хотя они встают понемногу на путь нравственности, вводя законы, запрещающие отрицать, оправдывать и обелять то-се (террористов, Гитлера и ко с Холокостами, преступления НКВД и СССР в Польше, турецкий геноцид армян и тр пр) и очернять пятое-десятое (Германское государство и его строй, например), но они только-только нетвердо и селективно ковыляют в этом отношении на лапках, и то не все; а в Икарии уже прочно поставили дело на твердую ногу (**).

---
Третье особо мною выписываемое - это система производства. Все хозяйство единое, существует по единому плану, производит три типа продукции: первой необходимости для выживания; полезные; продукция товаров и услуг, предназначаемых для удовольствия. Производство товаров и услуг, предназначенных для удовольствия, разрешается только в том случае, если их можно без ущерба для необходимых и пр. произвести в количестве, которого хватило бы на всех граждан (поровну); если на всех произвести какие-то вещи для удовольствия нет возможности, то нельзя производить эти вещи ни для кого вообще. "Так, например, если бы можно было дать каждому экипаж, то каждый имел бы экипаж, но так как это невозможно, то никто не имеет их, и каждый может пользоваться общими средствами передвижения, которые стараются сделать возможно более удобными и приятными".  Производство вредных (для воспитания, психологии, блага общества и т.д) и вовсе бесполезных товаров и услуг запрещено ан принсип, вообще. Вообще все не утвержденные и не разрешенные специально ремесла и производства запрещены.


---
Какие все-таки непроходимые пошляки прежде всего эти люди. Воры, убийцы, подстрекатели и оправдатели воровства и убийства, друзья и отмазыватели только что перечисленных - да, все так. Но прежде всего - непроходимые пошляки. Даже то, что они сентиментальные нелюди, "искренне" убедившие себя, что это они все от сострадания скорбям трудящихся и обездоленных, - на втором месте. В конце концов, убедить себя в таком - дело нехитрое и общедоступное, тут каких-то особенных дарований не нужно. Такую лапшу себе и другим кто не вешает? А вот эти закорючечки с трибуналами для покойников и запретом на производство тех вещей "для удовольствия", которых на всех пока произвести не выходит, и все прочее такое - это найжешь нечасто (сразу вспоминаешь про Рахметова, который "абсолютно ел яблоки [как доступные простому народу], абсолютно не ел абрикосов [ибо простой народ их не ест]; апельсины ел в Петербурге, не ел в провинции, - видите, в Петербурге простой народ ест их, а в провинции не ест. Паштеты ел, потому что хороший пирог не хуже паштета, и слоеное тесто знакомо простому народу, но сардинок не ел" - а я заодно вспоминаю одного одноклассника, с восхищением перед таким масштабом ЧГМ [человеколюбия головного мозга] выпалившего по этому поводу: "он бы лучше стрихнинчика абсолютно поел").

Недавно был на ГЭК в МГУ - пока студенты отчитывались, кстати, часто очень высококачественно, я смотрел дипломные работы каф. новой и новейшей истории последних лет. В очень интересной работе про лейбористов и профсоюзное движение Англии середины 20 века приводились цитаты из разных деятелей этих направлений. Все тот же сон. Фабриканты и лендлорды "обкрадывают" трудящихся тем самым фактом, что извлекают нетрудовой доход из собственности на фабрики и землю, и "незаслуженно" все это имеют - незаслуженно, так как каким же общественно полезным трудом они могли бы эти свои фабрики и земли заслуживать? Читал я это и думал: ладно, они-то к своему запаху - запаху вот этих вот речений про обкрадывают, угнетают и незаслуженно присвоили - привыкли, ничего скверного в нем не находят, даже гордятся тем, как славно и новаторски они пахнут (новаторски - ибо вон ведь столько веков никто ничего такого не думал о собственниках, вон Тюдоры и ранние Стюарты регулировали в интересах рядового населения хлебный экспорт, вводили ограничения на цены, вводили соцгарантии за счет государства и общества, ничего у них на это не ржавело, - а при всем этом им и в голову не приходило, что лендлорд и мануфактурщик кого-то обкрадывают и незаслуженно чем-то владеют по факту извлечения ими нетрудового дохода из труда иных людей на их "незаслуженной" собственности; а вот они, передовые левые-тм, и до того догадались! (на самом деле до этого бреда соответствующие граждане догадывались и в Средние Века, просто это были не Тюдоры),

- привыкли они и к тому, что университетская, кюльтюрная и т.п. интеллектуальная публика нос от этого не воротит (по разным, но одинаково скверным причинам),

- но почему ж эти добрые люди до такой степени не подозревают, как их запах действует на людей, НЕ дававших подписку на все это или на извинения всего этого, - причем не на олигархов имени Железной Пяты, а на самых обычных рядовых людей, тех самых трудящихся, - пока они совести не пропили? Вот это действительно психологическая загадка. Ведь скажи Иванов (рядовой трудящийся, не лендлорд и не фабрикант) такому обличителю нетрудовых-извлекателей-дохода-из-частной-собственности как-де обкрадывателей и угнетателей трудящихся и как лиц, незаслуженно узурпирующих часть общего богатства, - скажи ему Иванов, что он, этот обличитель, и не человек вовсе по делу, а нечто вроде ядовитого таракана, и один только Заратустра /столь мало ценимый самим обличителем/ не позволяет исполнить страстную, исступленную просьбу его, обличителя, физиономии о кирпиче из немецких листовок, - так ведь обличитель искренне обидится: за что ж его так, он же из лучших чувств, и кого оно убыло от того, что он охаял лендлордов обкрадывателями трудящихся, тем более, что они-де, в сущности, таковы и есть?

Вот это искреннее изумление - оно изумительнее всего. "Мыкола, ты шо, обиделся?"

---


(**) Возвращаясь к Икарии: впрочем, откуда в Спарте взяться прелюбодеяниям, как выражались сами спартиаты? "Но какие преступления,— сказал Евгений, — можно совершить здесь при системе общности и счастье, которым она вас затопляет? Воровство — невозможно. Банкротство, фальшивые деньги — невозможны. Никакого мотива для убийства. Никаких мотивов для поджогов, насилий, даже оскорблений. Никакого повода для заговоров. Поистине, я не нахожу места ни для каких, кроме эксцесса добродетели или маленьких грешков. — И все же мы имеем крупные преступления, — отвечал Динар. — Но какие преступления, скажите! — Например, запоздание или неаккуратность при выполнении какой-нибудь обязанности; распределитель, пославший недостаточное количество; чрезмерные требования; убыток, причиненный неблагоразумием...
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: semen_serpent_2
2018-06-23 11:52 pm (UTC)
С большим опозданием увидел прекрасное, но теперь не могу не поделиться.
Отечественное разоблачение вреда пенсий https://ria.ru/analytics/20180619/1522873347.html
Финское разоблачение всего социального государства как зловредной марксистской выдумки
https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/mnenie_gosudarstvu_vsyeobshchego_blagodenstviya_prishel_konets/10267251
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-24 10:29 am (UTC)
Ключевое:
"Пока же в парламенте удивляются тем, кто способен думать независимо и говорит, что диктует разум."

То есть скоро, конечно, настанет Второе Пришествие Либертарианства, но пока, увы, Истина в загоне и в парламенте изумляются ее адептам. Слово в слово то, что как раз марксисты и пр. писали 150 лет назад.

Вообще до такой степени либертарианская и красная риторика совпадают, что этому можно было бы удивиться, если не вспомнить, что это две ветви одного гнилого дерева 18 века, два извода великой Правды о Том, что Халявы быть Не Должно! А лендлорд, фабрикант, пенсионер и человек на пособии - они же все получают не по труду, на халяву. Ну, дальше одни специализируются на борьбе против одних халявщиков, другие - на борьбе против других; по сути, единственным основанием (идейным, не реальным) для расхождения между ними является вопрос о том, есть ли халява _наследство_ и можно ли покупать за деньги или просто иметь средства производства, на которых сам не трудишься. В обществе победившего социализма никаких "пособий", собственно, и нет - там пенсии и все прочее суть просто часть зарплаты за труд, а от труда уклоняться нельзя.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ermite_17
2018-06-24 04:56 am (UTC)
По-моему, биографы Достоевского, рассматривая эволюцию его взглядов, не учитывают шок, который он испытал в юности от чтения французских социалистов. Он явно поверил тогда, что "муравейник", во-первых, осуществим на практике и, во-вторых - что показалось ему страшнее всего - будет благом для людей. Может быть, инженерное образование тут сказалось - он вообразил, что "формула" (в его терминах) существует и всю последующую жизнь против нее восставал.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-24 10:19 am (UTC)
Почему не учитывают? Он всю жизнь, кстати, и оставался коммунистом в худшем смысле слова. С франц. соц. у него было с некоторого момента как раз то разногласие, что они хотят перевоспитать человечество через введение новых порядков, а надо-де наоборот, чтобы сначала люди перевоспитались в братьев, а тут и порядки бы тогда братские ввели органически: https://wyradhe.livejournal.com/96468.html . Обое рябое...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: oblomov_jerusal
2018-06-24 06:16 am (UTC)
Уголовную ответственность за одобрение террористов, кажется, придумали у нас. https://en.wikipedia.org/wiki/Prevention_of_Terror_Ordinance
(Reply) (Thread)
From: oblomov_jerusal
2018-06-24 06:43 am (UTC)
4 Поддержка террористической организации
Человек -
а) публикующий, письменно или устно, речи похвалы, сочувствия или поощрения насильственным действиям, могущим повлечь смерть человека или его ранение, или угрозам такими действиями; или
б) публикующий, письменно или устно, речи похвалы, сочувствия или призывов о помощи или поддержки террористической организации; или
г) хранящий для террористической организации пропагандистские материалы; или
д)...
е)...
ж)...
будет обвинен в преступлении и, при нахождении виновным по суду, будет подвергнут наказанию заключением до 3 лет, или штрафу до 1000 лир, или обоим наказаниям.
<...>
23 сентября 1948
( http://fs.knesset.gov.il//0/law/0_lsr_312695.PDF )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: haliplea
2018-06-24 08:12 am (UTC)
"Вот это искреннее изумление - оно изумительнее всего. "Мыкола, ты шо, обиделся?""

Так вот оно, такое изумление, берется именно от того, что реально во всех случаях живой человек не учитывается вовсе. От слова ВООБЩЕ. Вместо живых людей - такая же о них фантазия, как вот эта фантазия о счастливом устроении всего.
И это не только у утопистов. Это очень часто в обычной жизни. Пример - искреннее удивление бывшей коллеги, отчего это человек, которого грубо выкинули из учреждения, не хочет поучаствовать в "дружеском, теплом мероприятии" этого учреждения.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-24 10:35 am (UTC)
"реально во всех случаях живой человек не учитывается вовсе" - совершенно верно, этол общая черта у всех этих кумранских Сынов Света. Как это определял Камю устами Керэи, "бесчеловечная восторженность, перед которой всякая жизнь - ничто". Однако интересно, что а) до середины I тыс. до н.э. этого просто ничего нигде не было; б) эта восторженность - не причина, а орудие. Причина - обида, зависть, злоба и желание видеть себя воином света во тьме, человеком существенно лучше других, и выстраивание всей картины мира под это (как у Гитлера), а вот этот неучет живых людей - это просто подсобное средство для психологии, чтобы при этом не осознавать себя тем, кем являешься - негодяем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: torvard
2018-06-24 09:16 am (UTC)
По-моему квинтэссенция проекта "если закон принял народ, то он хорош независимо от сути". Что забавно, до сих пор мне встречаются люди, пытающиеся доказать что понятие "тоталитарная демократия" это оксюморон, такого нет, быть не может и народ сам себя угнетать не будет.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-24 10:52 am (UTC)
Да. Это частный случай правового позитивизма, одной из самых больших мерзостей, придуманных людьми (придумали его в Европе после Средних Веков, причем больше нигде и никогда эту штуку не изобретали). В данном случае правовой позитивизм помножен на народофильский нонсенс.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: thrasymedes
2018-06-24 09:21 am (UTC)
Странная черта всякого социализма: сочетание с одной стороны выживания по минимуму, только необходимое, ничего сверх и с другой небывалого расцвета, всеобщего счастья.
Кажется, Маркс видел эту проблему и как человек более образованный, чем большинство теоретиков всеобщего счастья, замазывал весьма ловко. Но у слабых его коллег эта странность выпирает весьма наглядно.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-24 10:48 am (UTC)
Ну отчего же, это только часть "красных" такая. У Кабе кроме необходимого есть еще и полезное, и даже предметы третьего типа, для удовольствия, производятся - но только если их можно произвести на всех.

Подробный "ум" этого юрода даже рассчитал, что вот лошадей для верховой езды (сие есть польза и удовольствие) можно обеспечить всем, но, конечно, это не должны быть СВОИ лошади; это государственные лошади, которые каждому даются напрокат на столько-то часов в году. А вот экипажей нельзя произвести на всех, поэтому их не будут производить ни для кого, а то несправедливо выйдет.

Правда, капитализм окаянный взял, да и произвел автомобили на всех (сильно после Кабе). Но что правда, то правда: при социализме этого ни у кого никогда не получалось: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

В США 700 автомобилей на 1000 человек (считая с младенцами и паралитиками) в 90-х, 800 - сейчас. В 1920 в США было 100 автомобилей на 1000 человек. В РФ сейчас - 300. В СССР в самом пике, в самом конце было 40-50 автомобилей на 1000 человек (в 1975 - еще только 16). В ГДР в 1980-х - 188. Действительно, не выходит что=то у социализма с экипажами для большинства, прав был Кабе.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fvl1_01
2018-06-24 12:53 pm (UTC)
Да ладно изумляться - у Кабе в Икарии описан обыкновенный английский работный дом - просто с другой, не протестантской идеологической накачкой и в котором разрешен секс (в рамках семьи).

Вот и все - просто работный дом. В те годы и он мог кому то показаться идеалом на фоне того бардака который местами творился :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lynx9
2018-06-24 04:21 pm (UTC)
+1
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 37greshnik
2018-06-24 01:15 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-24 07:34 pm (UTC)
Роскошная штука, спасибо.

Вот ведь как нарочно граждане пишутся в тараканы, которых просто морить на месте мешает только неуважаемый ими Заратустра. Ибо очень трудно представить, что еще (кроме страха перед тюрьмой) может помешать пристрелить затейников, способных требовать, чтобы ужасные слова даже не цитировались.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: semonsemenich
2018-06-24 03:27 pm (UTC)
-Будут ли при коммунизме войны?
- Только за женщин
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lynx9
2018-06-24 04:20 pm (UTC)
Вообще, если так подумать , то гражданин Кабе, конечно, идиот. Но первое, что мне бросилось в глаза - это 7 часовой рабочий день для мужчин и 4-х часовой для женщин. В 19-м веке. Разницу он, конечно, хотел закрывать перераспределением и подконтрольным производством. Он, конечно, осел и это стоило человеческих жизней при попытке все это воплотить. Но что-то мне кажется, что попытка создать такой монастырь на бытовавшем фоне должна была смотреться очень привлекательно. Ну да, все строем идут в сады и театры. Это плохо, когда ты имеешь выбор прогуляться ли тебе в театр или валяться на диване. А не когда у тебя выбор "пахать как безумный или идти под мост" либо "пахать как безумный и все равно идти под мост". Поодиночке и индивидуально. И даже запрет на внебрачные связи и прелюбодеяния в такой ситуации будeт малосущественeн.


Edited at 2018-06-24 04:21 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-24 06:59 pm (UTC)
"Но что-то мне кажется, что попытка создать такой монастырь на бытовавшем фоне должна была смотреться очень привлекательно."

Дала только полную нищету при попытке ее осуществить. Они же основали общину в Америке на этом самом бытовавшем фоне. И не они одни. Имели регулярно крах. Вообще будь оно иначе - что же не основались за 19 век тысячи процветающих социалистических общин? Возможности их создавать и получать землю и кредиты были, такие попытки и делались, только с процветанием ничего не получалось.

И попытка то же осуществить в России почему-то дала массовый голод и паралич, пришлось нэп вводить.

Так что никакого выбора между "свободой + голодом" и "застраиванием + сытостью" левые-тм не дают. Они предлагают вместо " не особо какой свободы + недоедания + тяжелого труда" набор "намного меньше свободы + еще больше тяжкого труда + еще меньше еды". Обещать-то они могут при этом что угодно, хоть 4-часовой рабочий день при всеобщем изобилии, хоть пятиминутный.

Edited at 2018-06-24 07:01 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ermenegilda
2018-06-24 06:17 pm (UTC)
Было у нас очень много подражаний мастерским в "Что делать". Мастерские эти очень быстро разорялись, а иногда участники еще до разорения успевали разругаться вдрызг. Выходит, Чернышевский описал неработающую модель. При этом артели на Святой Руси известны с XIV века, то есть, у русских нет отвращения к коллективному труду.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-24 06:54 pm (UTC)
Естественно. Так экспериментальная база "левых-тм" - это то, о чем они очень, очень не любят вспоминать. Поскольку, в отличие от традиционных артелей, кумпанств и общин, провалы там были поразительны.

Казалось бы, вот имеется фабрикант=марксист Энгельс. Ну примени марксистские принципы к частной фабрике. За полвека уж можно создать и целую сеть предприятий, принадлежащих социалистам и сведенных ими в единый социалистический концерн. Понятно, что в рамках рыночной капит. экономики они не смогут повышать з/п за счет повышения _цен_ (они тогда проиграют конкуренцию соседним буржуям). Но - но 1) при этом все преимущества централизованного планирования, предполагаемые марксистами, должны давать этой соцсети преимущества перед частниками; 2) если частные буржуи при установлении з/п и нормы эксплуатации закладываются и на свои роскоши, то на фабрике социалистов этого нет, за счет этого можно увеличить з/п работникам, что повысит заинтересованность работников в работе в этой сети, и, соответственно, производительность труда; опять же, часть денег, идущих у частника на бриллианты, тут можно вкладывать в ту же произв. труда иными средствами.
За счет сочетания 1+2 предприятия социалистов должны в экономической конкуренции побить всех частных конкурентов, постепенно стать главным сектором экономики и подчинить ее целиком. И все это - мирно, без всякой революции, по неумолимому действию якобы открытых социалистами законов.

Ну и где все это было, где они пытались такое соорудить? Нет, им нужно было непременно захапать силой всю чужую (частную) экономику, а свою создать они что-то не могли и не хотели. Вот всякие китайские средневековые "Триады" прекрасно создавали себе партийную проиводственную базу, а эти - никак
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rubidium85
2018-06-25 04:01 pm (UTC)
С Вашим постом можно бы полностью согласиться, если бы не одно "но". Как бы помягче выразиться, это как ставить Православию в вину апокрифическое Евангелие, от Филиппа например. Десятистепенный Кабе - это даже не второстепенный Оруэл, неоднократно раскритикованный всеми кому не лень за свой утопизм. Надо, по моему мнению, конечно, брать первостепенных властителей умов и у них брать не проходное, явно ошибочное и большинством последователей отвергаемое, а главное, то что остается знаменем и по сей день. Для научных социалистов вообще это "Капитал", а для коммунистов, для всех без различия оттенков, - "Манифест коммунистической партии". А так получается в РПЦ атеист старообрядцев поносит, а поп еще и подбадривает: "Так их, раскольников, так!"
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-07-01 07:18 pm (UTC)
Просто на самом деле Манифест компартии вместе с Капиталом ничуть не научнее Кабе и не менее утопичны. Сами-то они, конечно, говорят о себе иное, ну так это к любым сектантам относится. Кабе сам по себе был не десятистепенным, а второстепенным, но главное - то, что его Икария от марксистско-ленинских схем ничем ни по качеству утопичности, ни по качеству злостности не отличается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: afranius
2018-06-26 04:38 pm (UTC)
А кстати -- деньги у них в той Икарии были?
Или только "палочки"-трудодни и талоны в столовую и на сапоги?
Если допустить деньги (при всей "невсеобщности" этого эквивалента при социализме), тут ведь сразу столько проблем, что - - -
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent_2
2018-06-29 06:34 pm (UTC)

Простите за оффтопик

но Песков нынче побил свои прежние рекорды

http://tass.ru/ekonomika/5320920

Особенно прекрасна фраза, что Путин "не оглядывается на свой рейтинг, интересы людей всегда для него превыше всего".

Вообще-то, когда решения президента идут на пользу людям, рейтинг растет - потому что люди свою пользу понимают. Напротив, рейтинг падает, когда решения идут людям во вред. Возможно, конечно, что Песков имеет в виду каких-то специальных людей, по закрытому списку - но вряд ли он настолько откровенен
(Reply) (Thread)