?

Log in

No account? Create an account
Ну что ж, что ты Честон! Хоть знаю, да не верю - wyradhe — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Ну что ж, что ты Честон! Хоть знаю, да не верю [Jun. 6th, 2018|09:09 pm]
wyradhe
+Ну что ж, что ты Честон! Хоть знаю, да не верю

Клемперер, Записная книжка филолога.

Один ректор гимназии, вышедший на пенсию, чтобы только не вступать в [нацистскую] партию, с удовольствием рассказывал мне о подвигах своего малолетнего внука Исбранда Вильдериха. Откуда выкопали это имя, поинтересовался я. Вот, буквально, что я услышал: «Так звали члена нашего рода [Sippe], одного из наших предков, наших родичей, переселившихся из Голландии в 18 веке». Одним только употреблением слова «род» [Sippe] ректор, благочестивый католик (что предохраняло его от соблазна гитлеризма), выдал наличие в нем нацистской инфекции [в оригинале Клемперера - machte seine nazistische Infektion deutlich - "сделал явной свою нацистскую инфекцию"].

А он, зараза, небось, думал, что укроет свою нацистскую инфекцию от бдительного научного ока, убежав на пенсию! Не тут-то было!

***

Вообще это очень яркий пример глубокого "ассоциативного мышления", один из бессчетных примеров коего я наблюдал недавно в виде уморительного вузовского требования проставлять в заключениях на диссертации, какой там "процент оригинальности работы" согласно прогонке текста на системе антиплагиат. Так и стоит "83 процента оригинальности". А ведь разработчики системы могли бы назвать этот коэффициент, скажем "коэффициентом лямбдности"; этим они избавили бы ученых... э... мудрецов от соблазна вворачивать вот такие штуки, так как на слово "оригинальность" они, очевидно, реагируют ярче, чем на лямбдность. (Прелесть в том, что оригинальность работы, не измеряется в процентах и не тождественна оригинальности выражений работы, а система антиплагиат дает только предварительный сигнал о том, что тут надо бы проверить _человеку_, что за ситуация: есть там плагиат или нет. Сами по себе, без человеческой проверки, в чем дело, эти циферки не позволяют вынести вердикт, даже если отсеять и не брать в расчет автоцитирования и автопересказы - а ведь находятся альтертативно одаренные, которые и этого не делают; у таких выйдет, что статья сплагиирована из своего же диссера, или диссер - из своих же статей, опубликованных по его теме. Но даже если избежать этой, совсем уж идиотской ошибки, за которую система антиплагиат не отвечает, - то и после этого работа хоть с 90++ процентом "оригинальности" по счету системы антиплагиат может быть совершенно не оригинальна по содержанию (и содержать прямой плагиат и по выражениям). Просто разработчики системы предназначали ее для использования людьми с неатрофированной головой (то есть опять же как репер для проверки), но поскольку речь идет об учебно-научном сообществе, они частично ошиблись. Высокий процент оригинальности по антиплагиату не говорит вообще ничего ни об оригинальности по содержанию, ни даже об отсутствии прямого плагиата выражений или прямого воровства идей. А низкий процент служит лишь сигналом для человеческой проверки, в чем тут дело; если этой проверкой выявлен в итоге реальный плагиат/пересказ-без-ссылок, работа вообще снимается с рассмотрения, а если дело в ином - то низкий процент "оригинальности" по антиплагиату этой работе, стало быть, не в укор и не показывает ее меньшего достоинства сравнительно с работами с высоким ее процентом. Вносить в аттестационные заключения о работе сам этот коэффициент тем самым - феноменальный ляпсус: высокое его значение ничего не значит, низкое - промежуточный сигнал, не имеющий самостоятельного значения. Но желание передоверить то, что надо оценивать и решать своим умом, машине, святым отцам от той или иной идеологии или товарищу Сталину просто как хозяину, в отдельных частях сообщества советских/постсоветских "ши" возникает, видимо, неистребимо.

Это желание совершенно единородно желанию определять нацистскую инфекцию по употреблению слова Sippe.

Архетипом этого подхода может выступать душевнобольной, о котором вспоминает Врангель: "Это был молодой еще человек, симпатичный с болезненным лицом. Он видимо, несколько волновался. Я предложил ему сесть, сказал, что слышал о его изобретении и желал бы знать, в чем оно заключается. (...) "...Тот простой прибор, который я изобрел, может оказать Вам огромную услугу. Прибор этот нечто вроде компаса. Вы можете незаметно закрепить его в Вашем письменном столе. Вы ведете беседу с каким-либо лицом и это лицо Вам мало известно. Вы незаметно нажимаете кнопку прибора и стрелка автоматически укажет Вам на циферблат, кто именно перед Вами германофил или приверженец антанты, большевик, кадет или монархист. У меня тут и чертежи прибора.."
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: mithrilian
2018-06-05 07:55 pm (UTC)
А Sippe - это какой-то особый, любимый нацистами термин, или, по мнению автора цитаты, родом гордиться могли только укушенные нацистами?
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-05 09:09 pm (UTC)
Sippe- действительно термин, любимый немецкими традиционалистами и традиционалистской, увлекавшейся древнегерманской древностью и раннесредневековьем, частью нацистов (вроде Гиммлера; Гитлер ко всему этому был равнодушен), и при нацистах это слово стало употребляться много чаще (не то что как "скрепы" при Путинском патриотизме, но, условно, наполовину так). Нелепости пассажа это не умаляет: даже если бы человек узнал это слово именно от нацистов и считал, что вот пропаганда памяти о родовых корнях - это как раз нормальный элемент, включенный в нац. систему, то это нимало бы не значило, что он заражен нацистской инфекцией - не более, чем был бы ей заражен человек, одобрявший у нацистов линию на строительство автодорог. Но и этого тут не было никаких причин думать.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladimir000
2018-06-05 07:57 pm (UTC)
Я наверняка туплю и говорю банальность - но наверное при пропуске через "антиплагиат" любой диссертации окажется что ве 33 используемых буквы некорректно заимствованы?
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-05 09:13 pm (UTC)
Нет, сама программа разработана дельно, и такие гэги там отсечены заранее. Просто разрабочики, естественно, знают и не скрывают, что их программа лишь дает сигнал на подозрение (иногда - на почти стопроцентное, ну не может реально возникнуть ситуация, когда не-списанная диссертация по истории имеет высокий коэф . заимствования, при этом не у себя же самого) и притом даже далеко не всегда, когда есть для него основания. Пропускать работы через антиплагиат - вполне нужное дело, но только не завершать тот пропуск человеческой проверкой или вписывать коэф. как показатель оригинальности работы, реально характеризующий ее качество - это курам на смех.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: anna_bpguide
2018-06-05 08:40 pm (UTC)
Соблазн простых решений.
(Была, помнится, в 80-х книжка с таким названием).
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-05 09:14 pm (UTC)
Да, только тут специфическая простота: "пусть за нас думают командиры, машины, кто угодно" + стадность и "так уже решило все сообщество!"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: semonsemenich
2018-06-06 07:15 am (UTC)
К тому же - не надо быть Вангой - вскоре появится (если не уже появилась), инструкция, программа или сообщество доброжелателей, типа "контрантиплагиат" (написанная не авторами ли "антиплагиата"?) способная за умеренную плату замыливать глаз антиплагиату.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: torvard
2018-06-06 08:42 am (UTC)
Вообще-то уже есть приёмчик, применяемый студентами, поскольку дипломы тоже проверяются этой системой. Через автозамену все кирилллические буквы заменяются на латинские, идентичные по начертанию.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: torvard
2018-06-06 08:45 am (UTC)
Если любое замечание, высказанное в адрес человека с не белой кожей = расизм, замечание про мужественность/немужественность = сексизм, то к чему удивляться подобным ассоциациям.
Осваиваем политкорректную лексику, товарищи!
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-06-06 11:11 am (UTC)
Так для нынешнего-то утонченнного хорошего общества это азы, а вот для 30-х годов этот подход был определенной ндавней новацией - что в исполнении нацистов, что в исполнении большевиков, что в исполнении Клемперера
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: el_d
2018-06-07 06:55 am (UTC)

Cтрогая гипотеза Сепира-Уорфа

Которая, конечно, не Сепира, не Уорфа и не гипотеза...
Но это случай из области кровопускания, а не из области кулачества как класса.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: veber
2018-06-07 01:23 pm (UTC)

Re: Cтрогая гипотеза Сепира-Уорфа

Последствия кровопусканий я в какой-то мере видела. Это даже и у меня немного есть: в связи с известной тебе историей я с некоторым предубеждением посматриваю на своих соседей определенной национальности (не будем разжигать, ты можешь помнить, что я имею в виду, если нет, то в личку). И вот я понимаю, что это нехорошо, а может быть и просто гадко, а вот на уровне эмоций имеет место сигнал опасности. И очевидно, что я навряд ли когда-нибудь узнаю, по делу свербело или вообще они тогда же были совершенными жертвами этой же ситуации. Может быть и так, и этак.
Но я не видела чтоб у людей, переживших что-то такое, заводилась специальная логика типа "он носит бороду - наверное сочувствует мусульманам - а раз так, то одобряет известные художества!" Хотя людей таких видела. И логику такую видела. Но - отдельно друг от друга.

Соответственно, я думаю, что даже когда оно встречается в одном человеке, это не про причинно-следственную связь, а про какую-то ситуацию вокруг, которая именно развитие такой логики поощряет. Ситуация причем может вылиться в угрозу преследований, а может вообще ее не нести.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: el_d
2018-06-08 02:22 am (UTC)
О, простите, вижу, что не мне.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent_2
2018-06-12 11:27 pm (UTC)

Оффтопик

Не могу не поделиться - найдена, ящетаю, общая формула современного феминизма, да и не только феминизма.


Я вот что-то такое и подозревал, а теперь убедился: именно так дело обстоит. Этот мир не такой, как мне хочется, жить по его правилам я не желаю, поэтому вы, дяденьки-тётеньки-бабушки-дедушки, меня содержите. Ну и заодно можете мир изменить так, чтобы он мне нравился.

Отдельно отмечу, что авторка - не школьница, а выпускница социологического факультета МГУ, то есть смысл употребляемых слов она понимать должна.

Edited at 2018-06-12 11:29 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent_2
2018-06-13 12:32 am (UTC)

Тоже прелестно

Специалисты из Центра экономических исследований Ragnar Frisch в Норвегии обнаружили снижение уровня интеллекта людей в последние несколько десятилетий. Научную работу ученые провели на основе данных тестов на уровень интеллекта (тестирования IQ) норвежцев, поступавших на военную службу.
https://iz.ru/754702/2018-06-12/uchenye-ustanovili-fakt-snizheniia-intellekta-u-chelovechestva
(Reply) (Thread)