?

Log in

No account? Create an account
wyradhe [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Любопытный случай радения (1880) [May. 5th, 2018|01:55 am]
wyradhe
Любопытный случай радения (1880)

Воспоминания Д.Н. Любимова о речи Достоевского на Пушкинских торжествах в Москве в 1880 г.

(...) Достоевский, встреченный громом рукоплесканий, взойдя на кафедру, - я помню ясно все подробности, - протянул вперед руку, как бы желая их остановить. Когда они понемногу смолкли, он начал прямо, без обычных "милостивые государыни, милостивые государи", так:
- Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое.
Первые слова Достоевский сказал как-то глухо, но последние каким-то громким шепотом, как-то таинственно. Я почувствовал, что не только я, но вся зала вздрогнула и поняла, что в слове "пророческое" вся суть речи и Достоевский скажет что-либо необыкновенное. Это не будет обыденная на торжествах речь из красивых фраз, как была у Тургенева накануне, а что-то карамазовское, тяжелое, мучительное, длинное, но душу захватывающее, от которого оторваться нельзя, как все произведения Достоевского.
Достоевский заметил произведенное впечатление и повторил громко:
- Да, в появлении Пушкина для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. (...)
(...) (...) (...) Здесь Достоевский хотел что-то отыскать в своих листках, но, видимо, не нашел, бросил их и прямо перешел к самому, как он выразился, положительному типу Пушкина - к Татьяне.
- Да, это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины! - воскликнул он. - Такой красоты положительный тип русской женщины уже и не повторялся в нашей литературе... кроме, пожалуй... - Тут Достоевский точно задумался, потом, точно превозмогая себя, быстро: - кроме разве Лизы в "Дворянском гнезде" Тургенева...
Вся зала посмотрела на Тургенева, тот даже взмахнул руками и заволновался; затем закрыл руками лицо и вдруг тихо зарыдал. Достоевский остановился, посмотрел на него, затем отпил воды из стакана, стоявшего на кафедре. Несколько секунд длилось молчание; среди общей тишины слышались сдерживаемые всхлипывания Тургенева [Тургенева Достоевский не жаловал и вывел в виде Кармазинова, отсюда и]. Затем Достоевский продолжал (...) (...) (...)
Достоевский цитировал, приводя на память, целый ряд примеров из стихотворений Пушкина.
- Да! - воскликнул он. - Пушкин, несомненно, предчувствовал великое грядущее назначение наше. Тут он угадчик, тут он пророк! Стать настоящим русским, может быть, и значит только стать братом всех людей - всечеловеком... И все это славянофильство и западничество наше есть только одно великое между нами недоразумение. Вся история наша подтверждает это. Ведь мы всегда служили Европе более, чем себе. Не думаю, что это от неумения наших политиков происходило... Наша, после долгих исканий, быть может, задача и есть внесение примирения в европейские противоречия; указать исход европейской душе; изречь окончательное слово великой гармонии, братского согласия по Христову евангельскому закону...
Тут Достоевский остановился и как-то всплеснул руками, как бы предвидя возражения, но вся зала замерла и слушала его, как слушали когда-то пророков.
- Знаю, - воскликнул Достоевский, и голос его получил какую-то даже непонятную силу, в нем звучал какой-то экстаз, - прекрасно знаю, что слова мои покажутся восторженными, преувеличенными, фантастичными; главное, покажутся самонадеянными: "Это нам-то, нашей нищей, нашей грубой земле такой удел, это нам-то предназначено высказать человечеству новое слово?" Что же? Разве я говорю про экономическую славу? Про славу меча или науки? Я говорю о братстве людей. Пусть наша земля нищая, но ведь именно нищую землю в рабском виде исходил, благословляя, Христос. Да сам-то он, Христос-то, не в яслях ли родился?
Если мысль моя фантазия, то с Пушкиным есть на чем этой фантазии основываться. Если бы Пушкин жил дольше, он успел бы разъяснить нам всю правду стремлений наших. Всем бы стало это понятно. И не было бы между нами ни недоразумений, ни споров. Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унес с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь, без него, эту тайну разгадываем...
Последние слова своей речи Достоевский произнес каким-то вдохновенным шепотом, опустил голову и стал как-то торопливо сходить с кафедры при гробовом молчании. Зала точно замерла, как бы ожидая чего-то еще. Вдруг из задних рядов раздался истерический крик: "Вы разгадали!" - подхваченный несколькими женскими голосами на хорах. Вся зала встрепенулась. Послышались крики: "Разгадали! Разгадали!", гром рукоплесканий, какой-то гул, топот, какие-то женские взвизги. Думаю, никогда стены московского Дворянского собрания ни до, ни после не оглашались такою бурею восторга. Кричали и хлопали буквально все - и в зале и на эстраде. Аксаков бросился обнимать Достоевского. Тургенев, спотыкаясь, как медведь, шел прямо к Достоевскому с раскрытыми объятиями. Какой-то истерический молодой человек, расталкивая всех, бросился к эстраде с болезненными криками: "Достоевский, Достоевский!" - вдруг упал навзничь в обмороке. Его стали выносить. Достоевского увели в ротонду. Вели его под руки Тургенев и Аксаков; он, видимо как-то ослабел; впереди бежал Григорович, махая почему-то платком. Зал продолжал волноваться. (...)
Председатель отчаянно звонил, повторяя, что заседание продолжается и слово принадлежит Ивану Сергеевичу Аксакову. Зал понемногу успокаивается, но сам Аксаков страшно волнуется. Он вбегает на кафедру и кричит: "Господа, я не хочу, да и не могу говорить после Достоевского. После Достоевского нельзя говорить! Речь Достоевского - событие! Все разъяснено, все ясно. Нет более славянофилов, нет более западников! Тургенев согласен со мною". Тургенев с места что-то кричит, видимо, утвердительное. Аксаков сходит с кафедры. Слышны крики: "Перерыв! перерыв!.." Председатель звонит и объявляет перерыв на полчаса. (...)

***

Сам Достоевский писал об этом жене: " Когда я вышел, зала загремела рукоплесканиями и мне долго, очень долго не давали читать. Я раскланивался, делал жесты, прося дать мне читать,— ничто не помогало: восторг, энтузиазм (...) Наконец я начал читать: прерывали решительно на каждой странице, а иногда и на каждой фразе громом рукоплесканий. Я читал громко, с огнем. Всё, что я написал о Татьяне, было принято с энтузиазмом (это великая победа нашей идеи над 25-летием заблуждений!). Когда же я провозгласил в конце о всемирном единении людей, то зала была как в истерике, когда я закончил — я не скажу тебе про рёв, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидеть вперед друг друга, а любить. Порядок заседания нарушился: все ринулись ко мне на эстраду: гранд-дамы, студентки, государственные секретари, студенты — всё это обнимало, целовало меня. Все члены нашего общества, бывшие на эстраде, обнимали меня и целовали, все, буквально все плакали от восторга. Вызовы продолжались полчаса, махали платками, вдруг, например, останавливают меня два незнакомые старика. „Мы были врагами друг друга 20 лет, не говорили друг с другом, а теперь мы обнялись и помирились. Это вы нас помирили. Вы наш святой, вы наш пророк!”. „Пророк, пророк!” — кричали в толпе. Тургенев, про которого я ввернул доброе слово в моей речи, бросился меня обнимать со слезами. Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. „Вы гений, вы более чем гений!” — говорили они мне оба. Аксаков (Иван) вбежал на эстраду и объявил публике, что речь моя есть не просто речь, а историческое событие! Туча облегала горизонт, и вот слово Достоевского, как появившееся солнце, всё рассеяло, всё осветило. С этой поры наступает братство и не будет недоумений. „Да, да!” — закричали все и вновь обнимались, вновь слезы. Заседание закрылось. Я бросился спастись за кулисы, но туда вломились из залы все, а главное женщины. Целовали мне руки, мучали меня. Прибежали студенты. Один из них, в слезах, упал передо мной в истерике на пол и лишился чувств. Полная, полнейшая победа! Юрьев (председатель) зазвонил в колокольчик и объявил, что „Общество люб<ителей> рос<сийской> словесности” единогласно избирает меня своим почетным членом. Опять вопли и крики. После часу почти перерыва стали продолжать заседание. Все было не хотели читать. Аксаков вошел и объявил, что своей речи читать не будет, потому что всё сказано и всё разрешило великое слово нашего гения — Достоевского. Однако мы все его заставили читать (...) В этот час времени успели купить богатейший, в 2 аршина в диаметре лавровый венок, и в конце заседания множество дам (более ста) ворвались на эстраду и увенчали меня при всей зале венком: „За русскую женщину, о которой вы столько сказали хорошего!”. Все плакали, опять энтузиазм. Городской голова Третьяков благодарил меня от имени города Москвы.

***

Несчастные солдаты, крестьяне, рабочие, офицеры, врачи, цари, министры... В качестве производителей смыслов и идей индюшка судьба им подсунула _вот это_.

Слышно, что теперь новоевропейская (с конца 18 века) фабрика-кухня, пущавшая газы, под действием которых только и возможно было все изложенное, фактически закрылась, и даже самые работники и инженеры ее заменяются постепенно пакистанцами.
Некоторые еще и утверждают, что об этом надо пожалеть. Обманывают, вот.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: ermite_17
2018-05-05 12:45 am (UTC)
Таковы настоящие артисты - всегда были, есть и будут.
И надо благодарить со слезами западную культуру, которая впервые в истории человечества освободила этих ребят от того, чтобы они всерьез играли роль шаманов или первосвященников.
Насколько же от этого лучше им. Насколько же лучше нам.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-05-05 12:58 am (UTC)
Отчего-то настоящие артисты Египта, Индии, Вавилонии, Рима, 9/10 настоящих артистов 18 века так не блажили...

" западную культуру, которая впервые в истории человечества освободила этих ребят от того, чтобы они всерьез играли роль шаманов или первосвященников."

Так именно западная культура 19-20 веков их таковыми сделала. А тепловая смерть этой культуры, наблюдаемая ныне, это разделала. Что гораздо хуже, западная культура 19-20 веков сама плясала не лучше, на практике, чему доказательство - Европа к 1941.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: nedovolny
2018-05-05 01:34 am (UTC)
Достоевский - это хорошо, но, все же, прошу вас, уважаемый wyradhe, разъяснить нам суть аграрного перенаселения в России, мучавшего ее в в то самое время, когда Федор Михайлович под конец своей жизни познал-таки , публичный триумф.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-05-05 11:16 am (UTC)
Прошу прощения, я упустил из виду суть вопросов. Разъяснять такие вещи я не могу, тк это совершенно иная специализация (аграрная ситуация в России - предмет множества квалифицированных исследований). Стремительный рост населения (за две трети века - 1850-е - 1910-е - в три раза) при том, что в освоенных областях расширять запашку было особо некуда, крестьяне были вынуждены арендовать земли помещиков (а также казаков и т.д.), переселению их на новые места, со свободными землями, мешал недостаток средств (серьезное переселение невозможно по системе "заплатил за проезд в Америку, приехал туда, взял там участок земли и вперед", а тут и средств на переселение до нового места у большинства не было), а также сознательная политика правительства в течение ряда лет, промышленность по своим размерам не могла и отдаленно принять все "лишние руки", тем более на приличных условиях (рабочие законы и фабричная инспекция требовала относительно приличных условий, но при реальной степени управляемости + превышении предложении рук над спросом понятно, как плохо это работало в реальности в большинстве случаев). Хорестоматийное заявление крестьян из СПб губернии в 1907: "Наделены мы были по выходе на волю по три десятины на душу… Население выросло до того, что в настоящее время уже на душу не приходится и полдесятины. Население положительно бедствует и бедствует единственно потому, что земли нет". А ведь это еще под носом Петербург с его спросом на рабочую силу. Чаянов: “Многочисленные исследования русских аренд и цен на землю установили теоретически выясненный нами случай в огромном количестве районов и с несомненной ясностью показали, что русский крестьянин перенаселенных губерний платил до войны аренду выше всего чистого дохода земледельческого предприятия”...данные, приведенные Чаяновым за 1904 г. по Воронежской губернии: арендная плата за десятину - 17 руб, чистая доходность с десятины - 5 руб. В Тульской - чистая доходность 11 руб, аренда - 12 руб. Чаянов: "под давлением потребительской нужды малоземельные крестьяне, избегая вынужденной безработицы, платят за аренду земли не только ренту и весь чистый доход, но и значительную часть своей заработной платы". Ср. Рожков, к аграрному вопросу, http://xn--80aagr1bl7a.net/static/upload/books/images/2902//2902%20(04).jpg

Чистую доходность считали тогда так: брали среднюю по данной местности плату наемному работнику за исполнение такой же работы на той же площади, что несет арендатор, брали стоимость семян, высеянных арендатором, вычитали из выручки арендатора за его продукцию все это, получали чистый доход.
Иными словами, арендатор вынужден был иметь дело с нормой эксплуатации намного худшей, чем у наемника (тк именно за счет того, что получал бы наемник на его месте, + за счет результатов добавочного труда его семьи он доплачивал разницу между чистым доходом и арендой). Выживал он только за счет того, что у него был свой дом, семья, обычно надел. Причем нужда была такая, что и на такие условия аренды отбоя не было от желающих - иначе цены на аренду упали бы.

Но это все хрестоматийно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 37greshnik
2018-05-05 04:49 am (UTC)
"Такой красоты положительный тип русской женщины уже и не повторялся в нашей литературе... кроме, пожалуй... - Тут Достоевский точно задумался, потом, точно превозмогая себя, быстро: - кроме разве Лизы в "Дворянском гнезде" Тургенева..."

Представляю, чего старику стоила эта фраза.

"Вся зала посмотрела на Тургенева, тот даже взмахнул руками и заволновался; затем закрыл руками лицо и вдруг тихо зарыдал".
Брехня. И брехня, как выразился бы А.А. Немировский, отменно наглая.

Вообще, очень напоминает главу "После бала" самого Достоевского. Видно, что с натуры писалось.

Edited at 2018-05-05 04:53 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: themalcolm
2018-05-05 06:16 am (UTC)
"После бала" вроде бы Толстой написал?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kiowa_mike
2018-05-05 06:42 am (UTC)
Чота мне кажется что это какая-то хуйня, не?
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-05-05 10:09 am (UTC)
В смысле? Описания правдивые, так оно и было. А что это сборище ... ... ..., а не порядочная культура - точно так. На самом деле и читая их, можно это усмотреть, но тут уж очень ярко.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: wingover
2018-05-05 07:26 am (UTC)
Все
вскочили с мест. Все двинулись к эстраде, крича, размахивая руками. Героев
окружили плотным кольцом. "Качать их! Качать!. - раздались сотни голосов.
И вот четверо путешественников взлетели над толпой. Все их попытки
высвободиться были тщетны! Да они при всем желании не могли бы опуститься
наземь, так как люди стояли на эстраде сплошной стеной. "На улицу! На
улицу!. - кричали кругом.
Толпа пришла в движение, и людской поток медленно двинулся к дверям,
унося с собой четырех героев. На улице началось нечто невообразимое. Там
собралось не менее ста тысяч человек. Люди стояли плечом к плечу от
Ленгем-отеля до Оксфорд-сквер. Как только яркий свет фонарей у подъезда
озарил четырех героев, плывущих над головами толпы, воздух дрогнул от
приветственных криков. "Процессией по Риджент-стрит!. - дружно требовали
все. Запрудив улицу, шеренги двинулись вперед, по Риджент-стрит, на
Пэл-Мэл, Сент-Джеймс-стрит и Пикадилли. Движение в центре Лондона
приостановилось. Между демонстрантами, с одной стороны, полицией и
шоферами - с другой, произошел ряд столкновений. Наконец уже после
полуночи толпа отпустила четырех путешественников, доставив их в Олбени, к
дверям квартиры лорда Джона Рокстона, спела им на прощание "Наши славные
ребята. и завершила программу гимном. Так закончился этот вечер - один из
самых замечательных вечеров, которые знал Лондон за многие годы
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: joy_for_ever
2018-05-05 09:34 am (UTC)
Разумеется, только там все это было не за треп, а за открытие кусочка мезозоя в современном мире. Еще Нельсона очень впечатляюще встречали после Трафальгара.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: saiferfan
2018-05-05 07:38 am (UTC)
А какие-то еще источники кроме этого воспоминания на этот счет есть? Просто тут по-моему больше об авторе.

Сейчас в театральной среде такое любят. Там такая истерическая экзальтация, особенно по описаниям, что человек из подъезда в магазин за кефиром не может выйти без воплей о высоком, и при этом его всегда окружат плачущие от восторга студенты, а один даже лишится чувств. В основном это воображаемая реальность, но в своей среде они, по наблюдениям сильно со стороны, друг с другом реально так общаются.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-05-05 11:45 am (UTC)
Есть, конечно, собственно, и я тут привел второй: письмо самого Достоевского. Любимов все описал весьма точно, причем он-то писал без всякого экстаза (он в конце указывает, что перечитав эту речь Д., уже не нашел в себе тех чувств), он просто вспоминает, как людей бил экстаз.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: staring_frog
2018-05-05 08:49 am (UTC)
"тут Достоевский точно задумался, потом, точно превозмогая себя, быстро: - кроме разве Лизы в "Дворянском гнезде" Тургенева...
Вся зала посмотрела на Тургенева, тот даже взмахнул руками и заволновался; затем закрыл руками лицо и вдруг тихо зарыдал. Достоевский остановился, посмотрел на него, затем отпил воды из стакана, стоявшего на кафедре. Несколько секунд длилось молчание; среди общей тишины слышались сдерживаемые всхлипывания Тургенева"

Чистый Хармс.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: cat_mucius
2018-05-05 09:38 am (UTC)
Да. :-))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yu_sinilga
2018-05-05 10:40 am (UTC)
Вы же вроде бы враг "авраамических культов"? Вот "Бога убили", культ сменился на культуру, соответственные идолы воздвиглись - свято место пусто не бывает. "Наше всё", "солнце русской поэзии" - и прочая ВРЛ. "Мне надо на кого-нибудь молиться", как взывал товарищ Окуджава. У нас гуманизьма? Она самая. Значит, "русский человек в наивысшем его развитии, каким он явится, может быть, через двести лет" и будет земным богом, а богу надо поклоняться, камлать и радеть.

Академию переизберут, накроют шведский стол и снова начнутся высокие идеалы, я гарантирую это.

Edited at 2018-05-05 10:41 am (UTC)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-05-05 12:20 pm (UTC)
Из крупных участников Достоевский и Аксаков были яркими приверженцами авраамической религии, и подавл. большинство процентов участников были/считали себя верующими. Точно такие же вещи происходили на многих проповедях в 15-16 веках.

В чем я совершенно соглашусь - в том, что с момента усвоения авраамической религии имеет место такая ситуация: когда людей почему-либо перестает устраивать "скучная официальная, устоявшаяся, воспринимающаяся большинством без аффектации ее версия", то они сплошь и рядом пытаются сочинить нечто с теми же компонентами (спасение / ад, абсолютное добро / абсолютное зло по единственно верной доктрине, надчеловеческие абсолютно приоритетные начала, неподсудность полюса, объявленного абсолютным добром, критике и т.д.), но "поостреее" и с земным радикальным и быстрым выходом, не ограничиваясь полным загробным спасением, но с переустроением на земле, - и выходит у них при этом нечто намного менее мягкое и удобное для людей, чем та самая традиционная версия. Социальные кризисы, любые потрясения и резкие новшества, головокружения от успехов все это обостряют. Были такие вещи в иудаистской Палестине рубежа и первых веков эр, были в мусульм. мире. В Европе в 14- нач. 17 веках такие попытки устремлялись к сочинению доктрин на основе христианства (гуситские, протестантские; католические утопии тоталитарного "квазикоммунизма", которые я частью описывал, сочетавшие католицизм с не имеющими вообще к христианству отношения изуверствами, восходящими к придумкам некоторых обществ Греции, но радикально их усилившими). Поскольку ничего из всего этого вышло (протестантские государства на поверку вышли по части нравственной высоты, добра или добродетели не лучшими, чем католические, утопии а-ля Мор вообще очевидным образом шансов не имели), а с другой стороны, пошел взрыв естественной науки и механики, а с третьей = возникли аюсолютистские монархии (впервые после падения Римской империи), - то искатели сильных идей переключились на светское проектирование и надежды на то, что Всеобщую Правильную Жизнь по советам мудрых всем впаяют в обязанность абсолютные монархи (Лейбниц - "регулярное государство", физиократы; в России - идеология Петра) - при этом они вполне могли быть христианами (Петр вообще ужесточил наказания за поступки против религии), но проекты свои строили "по науке", а не по своему прочтению Библии или пониманию ее духа, как в 16 веке. К концу 18 века стало ясно, что абсолютные монархии тоже как=то не рвутся слушать мудрых и насаждать Добродетельное Жизнеустройство (в России к этому приближался Павел, в меньшей степени Павловичи, но даже у Павла представление о Правильной Жизни было несравненно приближеннее к имеющейся скучной и падшей реальности, чем у проектировщиков Правильной Перекройки). После этого ревнители Правильной Жизни частью остались верны старым надеждам на абс. монархии (де Местр, священносоюзничество), чем сами стали скучны для искателей радикального преобразования на Правильный Лад, а большей частью перевозложили надежды на революционные добродетельные народы, а были и средние пути. Красной нитью через все проекты проходит идея, чтобы никто, гад, не получал ничего на халяву, ибо это "за счет других".
(Reply) (Parent) (Thread)
From: oblomov_jerusal
2018-05-05 03:26 pm (UTC)
Не совсем оффтопик - Китай благодарит Германию за ее великого сына: https://www.zeit.de/gesellschaft/zeitgeschehen/2018-05/trier-200-geburtstag-karl-marx-statue-enthuellung
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-05-05 06:50 pm (UTC)
Ну, этим есть за что спасибо говорить: даже марксизм несколько менее дик и фантастичен, чем традиционная конфуцианская схема. А чтоб они нечто здравое приняли, не из серии "ну все же менее хуже, чем вот эта кромешность" - тому примеров не бывало и долго еще не будет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: semonsemenich
2018-05-06 07:58 pm (UTC)
" Все хиппи с волосами
Побрили волоса"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent_2
2018-05-17 07:57 pm (UTC)

Оффтопик

Прогрессивная общественность в лице своего лучшего представителя о травле нобелевского лауреата Уотсона: он, конечно, великий человек, и травля отвратительна, но ведь за дело же травят
https://t.me/Baronova/3783
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-05-17 08:18 pm (UTC)

Re: Оффтопик

1) Глупый, несведущий представитель не знает, что подавление рабов не может отражаться на генофонде, если только означенное подавление не задает искусственного отбора глупейших и т.д.

2) Глупый и несведущий не осознает, что если бы он был прав, то этим нисколько бы не утешил, а только паче оскорбил бы американских негров, ибо они никак не обрадовались бы тому, что-де у каких-то заморских мономотапских и руандийских негров с IQ все в порядке, это только они, американские, генетически ущербные на голову.


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zwilling
2018-05-22 11:06 pm (UTC)

И другой оффтопик

Случайно обнаружил в «Русском архиве» за 1906 год (ссылка, с. 618) выписку из записной книжки его редактора Бартенева, содержащую явный вариант приведённого когда-то вами анекдота о Кутузове:
«Князь Н. Г. Репнин был с докладом у императора Александра Павловича вслед за Ермоловым, который вышел из государева кабинета с заплаканными глазами. Что такое у вас здесь было? спросил он потом Ермолова; когда я вошел к Государю, он отирал слезы. — Ничего, отвечал Ермолов: друг друга надували!»
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-05-23 08:49 am (UTC)

Re: И другой оффтопик

Cпасибо огромное!
(Reply) (Parent) (Thread)