?

Log in

No account? Create an account
Трепов и Николай II, речи к рабочим после 9 января - wyradhe [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Трепов и Николай II, речи к рабочим после 9 января [Apr. 30th, 2018|11:04 pm]
wyradhe
Трепов и Николай II, речи к рабочим после 9 января

- Потери громадны, особенно в корпусе, ваше величество.
— Ну что значит «громадны», Михаил Васильевич?
— Около пятидесяти процентов, ваше величество, и, что особенно тяжело, в том числе масса достойных офицеров.
— Э-э-э, Михаил Васильевич, такие ли еще погибали. Обойдемся с другими, еще хватит.
— Ваше величество, прикажете все-таки поддержать корпус и сообщить телеграфом выражение вашей искренней скорби?
— Дайте, пожалуй, только не надо «искренней», а просто «скорби».
(Лемке, 250 дней в Ставке, достоверность непроверяема).

После 9 января Трепов убеждал императора принять депутации от рабочих и обратиться к ним с речью. Он написал и проект этой речи (опубл. в: Красный Архив. 1927. 1 (20). С. 241-242).
Император отнесся к делу отнюдь не равнодушно. Он самым тщательным образом переправил треповский текст и обратился к рабочим со словом, существенно измененным по его, императора, воле (опубл. Ведомости Спб. градоначальства», прибавление к № 16 от 20 января 1905 г.).

Привожу оба текста.

ТРЕПОВ за императора:
Я принял вас, чтобы сказать после всего случившегося на этих днях в сто­лице Мое слово. Запомните его и верно передайте всем вашим товари­щам. Когда на улицах Петербурга пролилась кровь Моих подданных, сердце Мое тоже облилось кровью от скорби о несчастных, большею частью непо­винных жертвах происшедшей смуты. Виновны в ней изменники и воры, ко­торые вас обманули и которым вы к сво­ей пагубе поверили. Я верю, что, кроме горсти негодных и потерянных людей, рабочие в огром­ном большинстве были, есть и будут истинно русскими православными людьми, любящими Бога, Царя и Оте­чество, верными сынами России, и про­щаю им их вину.
Трудна жизнь рабочего человека. Многое нужно в ней исправить, во многом облегчить и упорядочить усло­вия этой жизни. Знаю это; думаю и пекусь о всех вас и устрою так, чтобы все справедливые ваши нужды были удовлетворены, при соблюдении той же справедливости и относительно хозяев ваших. Я позабочусь, чтобы и хозяева, и ра­бочие всегда имели законную возможность заявлять о своих нуждах и чтобы никто никогда не был обижен и обездолен. А теперь возвращай­тесь на ваши заводы и фабрики и принимайтесь, благословясь, за дело. Помните, что Россия воюет с сильным внешним врагом. Все русские люди от мала до велика, кто не изменник своей родины, должны дружно приняться за общую работу, и тогда Бог дарует нам победу.

ИМПЕРАТОР за императора по канве Трепова.
Я вызвал вас для того, чтобы вы могли лично от Меня услышать слово Мое и непосредственно передать его вашим товарищам. Прискорбные события с печальными, но неизбежными последствиями смуты произошли от того, что вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей родины. Приглашая вас идти подавать Мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против Меня и Моего Правительства, насильственно отрывая вас от честного труда в такое время, когда все истинно-русские люди должны дружно и не покладая рук работать на одоление нашего упорного внешнего врага. Стачки и мятежные сборища только возбуждают безработную толпу к таким беспорядкам, которые всегда заставляли и будут заставлять власти прибегать к военной силе, а это неизбежно вызывает и неповинные жертвы. Знаю, что не легка жизнь рабочего. Многое надо улучшить и упорядочить, но имейте терпение. Вы сами по совести понимаете, что следует быть справедливым и к вашим хозяевам и считаться с условиями нашей промышленности. Но мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах — преступно. В попечениях Моих о рабочих людях озабочусь, чтобы все возможное к улучшению быта их было сделано и чтобы обеспечить им впредь законные пути для выяснения назревших их нужд. Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их. Теперь возвращайтесь к мирному труду вашему, благословясь, принимайтесь за дело вместе с вашими товарищами, и да будет Бог вам в помощь.

***

Трепов: Я ПРИНЯЛ вас.
Имп.: я ВЫЗВАЛ вас.

Трепов: я хочу вам СКАЗАТЬ.
Имп.: я хочу, чтобы вы услышали лично от меня мое слово.

Трепов: пролилась кровь моих подданных... сердце Мое тоже облилось кровью от скорби о несчастных жертвах
(в том числе повинных, хоть большая часть жертв и вовсе неповинна)
Имп.: --- (вычеркивание всего этого без замены).

Трепов: большею частью непо­винные жертвы.
Имп.: (также) и неповинные жертвы.

Трепов: виновны изменники и воры, ко­торые вас обманули.
Имп.: вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками. Мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах — преступно.

Трепов: я верю, рабочие в огром­ном большинстве были, есть и будут истинно русскими православными людьми, любящими Бога, Царя и Оте­чество, верными сынами России.
Имп.: Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их Мне.

Трепов: _Трудна_ жизнь рабочего человека.
Имп.: _не легка_.

Трепов: Многое нужно в ней исправить, во многом облегчить и упорядочить усло­вия этой жизни.
Имп.: Многое надо улучшить и упорядочить, но имейте терпение.

Трепов: устрою так, чтобы все справедливые _ваши_ нужды были удовлетворены...и чтобы никто никогда не был обижен и обездолен.
Имп.: озабочусь, чтобы все возможное к улучшению быта _их_ было сделано.

Трепов: Позабочусь, чтобы и хозяева, и ра­бочие всегда имели законную возможность _заявлять_ о своих нуждах.
Имп.: и обеспечить им впредь законные пути для _выяснения_ _назревших_ их нужд.

Трепов: прощение за вину (при констатации того, что виновны немногие) - проговорено в начале; весь конец - призыв к национальному единству и общему труду в идущей войне с внешним общим врагом.
Имп.: прощение за вину вынесено в конец, констатация того, что виновны немногие, удалена; в финале вместо все-мы-"должны дружно приняться за общую работу" в борьбе с внешним врагом России - просто "возвращайтесь к мирному труду"; упоминание общей борьбы с внешним врагом оторвано и перенесено назад, где стоит без акцентирования затушеванным в придаточном предложении о том, как сильно провинились рабочие (им работать на одоление врага надо, не покладая рук, а они с нуждами пошли).

Трепов, финал: все примемся за общую военную страду, борясь с внешним  врагом.
Имп., финал: идите и возвращайтесь к вашему _мирному_ труду.

Император без Трепова вообще:
Приглашая вас идти подавать Мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против Меня и Моего Правительства... Стачки и мятежные сборища только возбуждают безработную толпу к таким беспорядкам, которые всегда заставляли и будут заставлять власти прибегать к военной силе... Мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах — преступно.

Трепов: _ничего_ о неизбежности кровопролития и неповинных жертв при нарушении приказов властей и незаконных сборищах.  _Ничего_ о том, что происшедшие нарушения распоряжений власти дали  9 янвапя такие "беспорядки", которые делали неизбежным и опраданным имевшее место кровопролитие.
Имп.: совершенно ясно, акцентированно и четко именно об этом.

Трепов: ничего о том, что стачка и подача петиций в нарушении распоряжений власти  - это именно бунт и мятеж.
Имп.: обтекаемые формулировки, дающие, однако, именно это значение.
Трепов: смута.
Имп.: бунт и мятеж.


Общий смысл у Трепова: произошло трагическое недоразумение-кровопролитие, о котором я очень скорблю, вы в большинстве неповинны, а кто виновен - того прощаю; мы все должны приняться за общий труд в борьбе с внешним врагом.
У императора: вы сильно провинились, так что нарвались на заслуженный и неизбежный в случае таких провинностей расстрел, что печально, - но я вас прощаю. Возвращайтесь к своему мирному труду.

***

Мораль.
1. Император был крайне внимательным, глубоко проницательным, отлично чувствующим слово и смысл, пытливым, тщательным, настойчивым человеком. Редактирование им Трепова - исключительно точно, метко, последовательно, тонко; подчинено совершенно ясной логике; безупречному, до мельчайших оттенков, распознаванию того, что ты хочешь сказать и чем тебе не нравится то, что сказал кто-то иной; и безупречному же, не упускающему мелочей устранению этих несоответствий.

2. Хоть одна картечина на знаменитом водосвятии 6.01 могла бы пролететь чуть дальше и целесообразнее. Это, конечно, не из редактирований следует.

***

P.S. Известная история: когда в Туккуме захватила в 1905 власть революционная дума, подошедший карательный генерал Хорунженков атаковал повстанцев кавалерией и пехотой, был ими отражен, закрепился в пригороде, устрашил революционных главарей, заключил с ними соглашение о том, что он выпускает их отряд из города (без вооружения), а те сдают город, отдают ему плененных было ими солдат (и тела мертвых его солдат), распускают по домам созванных было крестьянских ополченцев и убираются, - и овладел Тукумом, после чего доложил наверх, что обошелся без предварительного артиллерийского обстрела ввиду просьбы городских обывателей и отсутствия снарядов, - то император наложил резолюцию, известную по записи военмина Редигера: "Собственной Его Величества рукой написано: "Это не причина. Надо было разгромить город". Ген.-лейтенант Редигер". Хорунженков подавил восстание в соответствующей части Курляндии быстро и эффективно (когда необходимо было, кстати, то действительно стрелял из артиллерии, в том числе по этому самому Туккуму выпустил 4 артиллерийские гранаты, - о чем наверх не докладывал, так как в этом случае обнаружил бы перед верхом, что артиллерия у него была); был немедленно смещен за излишнюю мягкость к революционерам (в частности, за то, что не схватил, в нарушение своего слова, парламентеров от них, которых сам же вызвал для переговоров о капитуляции и которым сам же гарантировал отпуск), в т.ч. по жалобам местных баронов на ту же мягкость.

Выразившаяся же в резолюции уверенность императора в том, что отсутствие снарядов не есть уважительная причина для отказа от разгрома города, - и вправду, мало ли есть способов разгромить город и без снарядов, - похоже, сильно сказалась в 1915 году.

***
Оффтоп по наводке  semen_serpent_2:

видная амер. феминистка-демократка и борецка за права женщин блокирует законодательный запрет детского женского обрезания в своем штате, так как такой запрет несет с собой коллатеральный расизм, ибо подразумевает, что среди иммигранток в Мэн есть такие, что на это самое обрезание способны. За ней в этой позиции следуют и иные демократы штата:
http://www1.cbn.com/cbnnews/us/2018/april/maine-democrats-refuse-to-pass-law-forbidding-barbaric-practice-on-little-girls
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: mithrilian
2018-04-30 08:51 pm (UTC)
По оффтопу, ну что еще этот слон должен сделать, чтобы его, наконец, опознали как слона? Радикальные амер левые открыто происламские, уже откровенней некуда.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fortunatus
2018-04-30 08:59 pm (UTC)
Я бы это не назвал происламскостью. Это поддержка самого гнусного и мракобесного, что есть в исламе, и от чего воротит адекватное большинство самих же мусульман.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: wyradhe
2018-04-30 09:17 pm (UTC)
Это даже и не ислам. Ислам женского обрезания не требует. Вот к этой карте https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5#/media/File:Female_genital_cutting.jpg надо добавить Египет, где это все еще делают, но притом оно уголовное преступление.

Сколько помню, слабые (ненадежные) хадисы говорят только об обрезании _крайней плоти_, то есть ткани, прикрывающей клитор, просто как аналоге мужского обрезания. Один слабый хадис говорит: "обрезание-крайней-плоти обязательно для мужчин и похвально для женщин". Другой слабый хадис говорит: "Приводи в порядок, но не вырезай, ибо это лучше для нее (девочки) и приятнее для ее будущего мужа". Их часто, но неверно рассматривают как несовместимые, хотя они, скорее всего, говорят одно и то же: обрезание крайней плоти у женщин похвально и рекомендуемо, но не обязательно; а вырезать все остальное (сам клитор и пр.) - вообще не следует. Собственно, тут идет своеобразное уравнивание женщин с мужчинами в таком важном ритуальном аспекте, как обрезание (смысл в том, что женщина тоже достаточно достойна и самостоятельно-предстояща богу, чтобы проходить этот обряд), без того, чтобы их калечить. в любом случае толкование первого хадиса как одобрения женского обрезания в том виде, в каком его делают - совершенно произвольно.

Оба хадиса, однако, слабые, в Коране нет вообще ничего, так что, возможно, ислам вообще ничего на эту тему не говорит (хотя лучше бы сказал вышеизложенное, так как это означало бы отклонение того женского обрезания, какое реально есть).

А имеющееся - это какая-то варварская манера, связанная с несколькими группами населения Африки и кочевников Аравии (далеко не всех), доисламская к тому же.

Не то чтобы я любил авраамитические религии, но что есть, то есть.

Edited at 2018-04-30 09:19 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mithrilian
2018-04-30 08:51 pm (UTC)
А по Трепову зачитываемся оба, спасибо!

Edited at 2018-04-30 08:52 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent_2
2018-04-30 09:56 pm (UTC)

Простите, ещё оффтопик

Просто из серии "не могу не поделиться". Случайно наткнулся на комментарий журнала "Коммерсант-Власть" к постановлению Верховного Совета РФ от 29 апреля 1993, признавшего ход приватизации в 1992 году неудовлетворительным и потребовавшего отказаться от ваучеров. Цитирую:

"Что же не устроило парламентариев в работе Госкомимущества по проведению приватизации?... Единственное отличие идущей приватизации от закона и программы — использование в качестве платежного средства ваучеров, а не именных приватизационных счетов. Однако заметного макроэкономического воздействия это отличие оказать не способно... ВС никак не может примириться с приватизационными чеками, из-за введения которых "возникли условия для спекуляции и мошенничества", и вообще "государственная собственность уходит в руки частных инвесторов за бесценок". По оценке экспертов Ъ, однако, в общей массе правонарушений в приватизационной сфере доля незаконных манипуляций, связанных с ваучерами, составляет от силы доли процента".

Просто немею от восторга перед этой силой мысли. Но самое главное - ведь прокатывало же! Туева хуча людей в 1993 году верили, что хорошие президент и правительство дали им ваучеры, которые можно продать, а злые депутаты хотят отнять ваучеры и всучить именные приватизационные счета, которые продать нельзя, а можно только приобрести на них акции предприятий.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: 64vlad
2018-04-30 11:47 pm (UTC)

Re: Простите, ещё оффтопик

Я свой ваучер продал. Друзья сначала ругали меня, а через 2 года, когда все МММы обанкротились, стали говорить: "А ведь ты умнее всех оказался - хоть что-то за него получил".

Вся беда, что большинство вкладывали свои ваучеры в МММ, Гермес, Хопёр-инвест и прочие "чековые инвест. фонды" то бищь финансовые пирамиды, доверяя рекламе. И остались с носом.

Edited at 2018-04-30 11:49 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: wyradhe
2018-05-01 11:38 am (UTC)

Re: Простите, ещё оффтопик

Я вообще не помню, что сделал со своим ваучером, хотя предпочел бы, естественно, те самые непродажные счета. Скорее всего, я передал его родственнице, вложившей собранные ей ваучеры в Трехгорку, и та долго извещала о причитающихся нам дивидендах - что-то менее рубля в год.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rubidium85
2018-05-01 08:42 am (UTC)
Читаю и плачу. Не царь, а мечта революционера. Вы еще здесь не написали как он талантливо высшие кадры подбирал и убирал. И такого святого человека глупые екатеринбургские большевики расстреляли, да еще демонстративно с дурной жестокостью со всей семьей и обслугой. Враги народа. Такого человека надо было беречь и выдать самому сильному врагу Советской власти для подрывной работы в его тылу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: 64vlad
2018-05-01 11:32 am (UTC)
Ещё в СССР был популярен короткий анекдот: "Постановление Президиума Верховного совета СССР: наградить Романова Николая Александровича посмертно орденом Октябрьской революции за создание в России революционной ситуации". Утрированно, конечно, но, увы, в каждой шутке есть доля правды.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: nedovolny
2018-05-01 01:27 pm (UTC)
Ув.wyradhe! Мы вас в топике про Зубатова-Бурцева вместе a_konst завалили вопросами об аграрном перенаселении. Сами все обсудили без вас, но вашего разъяснения так и не получили.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-05-02 10:25 am (UTC)
Прошу прощения, не успел - спасибо за наводку
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: semonsemenich
2018-05-01 02:01 pm (UTC)
похоже, сильно сказалась в 1915 году.
====================================
Мрачновато...
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2018-05-02 10:15 am (UTC)
Это, конечно, ирония, а вот что совершенно не ирония, - это то, что Ставка вопияла, что на необходимые военные операции ей не хватает снарядов и скоро совсем не хватит, еще задолго до того, как катастрофа разразилась; военный министр столь же упорно отвечал, что сколько можно снарядов, он дает, а больше взять неоткуда, и Ставка должна умерить эти самые свои операции и расход снарядов. Единственный человек, который мог и должен был разрешать это столкновение и координировать его так или иначе, был император. Он не ударил палец о палец для этого. Ставке предоставлял без малейшего вмешательства вести все операции, какие она хотела, военного министра не менял и никакой активизацие производства не занимался, никакого согласованного курса действий им не предписывал. Когда оно грянуло - ну и грянуло. Сместил и главкома, и военмина.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sedov_05
2018-05-01 11:37 pm (UTC)
А ВВП точно не праправнук Коли ?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent_2
2018-05-04 10:32 pm (UTC)
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=895632757276193&id=100004884319123

Пост, в общем, заурядный, интересен лишь тем, что автор
отсидел за 6 мая 2012 полтора года.
https://www.bolotnoedelo.info/uzniki/vladimir-akimenkov

Зато комментарии прекрасны.
(Reply) (Thread)