?

Log in

No account? Create an account
К сведению. Бирманский закон о гражданстве 1982 года - wyradhe — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

К сведению. Бирманский закон о гражданстве 1982 года [Sep. 7th, 2017|05:24 pm]
wyradhe
К сведению. Бирманский закон о гражданстве 1982 года

Donald M. Seekins. Historical Dictionary of Burma (Myanmar) (Historical Dictionaries of Asia, Oceania, and the Middle East, No. 5). Oxford, 2006. P. 148

"ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ (1982). В октябре 1982 года парламент [дело было при диктатуре Не Вина - А.Н.] принял закон о гражданстве, который вводил три вида гражданства: полноправное, ассоциированное и натурализованное. Лица, чьи предки [доказанным образом] проживали в Бирме (в формулировке закона) «перед 1185 г. бирманской эры = 1823 годом христ. эры" были признаны полноправными гражданами, а ассоциированными гражданами стали потомки людей, которые прибыли в Бирму после этой даты. Эта мера, как представляется, была направлена ​​против лиц индийского происхождения, которые поселились в Бирме в британский колониальный период. Закон предоставил Государственному совету полномочия определить, какие этнические группы имеют статус «национальностей» (полного гражданства). Этническая идентичность отдельных лиц определялась «Центральным управлением» под началом министра внутренних дел, с подчинением совету министром. Этничность [официально признанная] и религия указываются в
каждом удостоверении личности бирманского гражданина. Согласно закону, полные политические права, включая право на занятие государственных должностей или должностей в Бирманской социалистической партии, были предоставлены только полноправным граждан коренного происхождения. Бирманцы южноазиатского, китайского или другого происхождения этих прав были лишены. Интересно, что статья 15 (а) указывает, что гражданин не теряет автоматически своего
гражданства при вступлении в брак с иностранцем, что означает, что заявление Совета по Восстановлению Закона и Порядка о том, что Аун Сан Су Чжи, выйдя замуж за британского гражданина Майкла Ариса, утратила тем самым бирманское гражданство, неосновательно.

Подробнее - https://en.wikipedia.org/wiki/Myanmar_nationality_law

УПДАТЕ. Нашел неофиц. англ. перевод этого закона - он даже хитрее по выражениям, чем представлено в пересказе, но фактически именно таков:
http://www.baliprocess.net/UserFiles/baliprocess/File/Myanmar%20citizenship%20law%201982-eng.pdf
http://www.refworld.org/docid/3ae6b4f71b.html

Оцените в особенности ст. 6+18: "кто уже является гражданином на момент [будущего] вступления этого закона в силу, тот остается гражданином; но гражданин, получивший гражданство притворством и маскировкой, утрачивает гражданство, а также наказуется тюремным заключением в 10 лет и штрафом в 50 тыр кятов" - эта статья способна производить отдаленное впечатление того, что все, кто уже числится гражданами и при этом не получил свое гражданство каким-то форменно нелегальным образом, гражданами и останутся, то есть задним числом никого в правах не поражают; но на деле ст. 6 такого не значит, поскольку само выражение "гражданин" определяется в начале закона специально - да вот только определение тут предельно просто и ясно: "гражданин Бирмы" /Ст. 2: "Термин "Гражданин" ниже означает "гражданин Бирмы""/, а что такое притворство и маскировка, тоже не указано. А ст. 3-4 гласят: "Гражданами Бирмы являются представители /официальных/ национальных групп Kachin, Kayah, Karen, Chin, Burman, Mon, Rakhine or Shan, а также /официальных национальных групп, образованных иными/ этническими группами, которые поселились в пределах /нынешней/ территории государства на постоянное местожительство во времена до 1185 г.бирм.э. - 1823 года хр.э. Государственный Совет имеет право определять, считается та или иная этническая группа "/официальной/ национальной группой"".

Итак, "гражданин" в ст.6 - это "гражданин Бирмы" (по ст.2), а "гражданин Бирмы" определен в ст. 3. Получается, что гражданином так-таки является только представитель такой этногруппы, которая а) проживала на территории Бирмы до 1823 года и б) при этом признана Госсоветом одной из "официальных национальностей", самого проживания маловато будет. Пункт (а) понимать надо вовсе не так, что ежели какие-нибудь мурмурмяо уже поселились на территории Бирмы до 1823, то, мол, теперь любой мурмурмяо, хоть бы он относился к китайской ветви мурмуряо, приехав в Бирму, станет гражданином Бирмы, поскольку он-де сам этнический мурмурмяо, а какие-то этнические мурмурмяо селились в Бирме еще до 1823, - нет, разумеется; "представитель национальной /этнической группы, поселившейся в Бирме до 1823" - это человек, происходящий от кого-то из именно такой группы людей данного этноса, которая поселилась в Бирме до 1823 года (то есть такой, у кого его личные предки поселились в Бирме до 1823 и с тех пор там жили), а вовсе не вообще любой человек того же этноса.

А ст. 6 всего-навсего говорит, что кто из граждан Бирмы по состоянию на момент введения закона в силу удовлетворяет безобманно названным критериям - тот и остается гражданином Бирмы. А кто не удовлетворяет - те перестают быть таковыми. А кто пытается обманно притвориться, что удовлетворяет - тот перестает быть гражданином, а еще получает 10 лет тюрьмы и штраф в 50 тыр кят.

Хорошие люди были бирманские военные социалистические правители - Не Вин и Ко. Жалко, самых геройских из них ни англичане, ни японцы не расстреляли, а ведь имели возможность и основания: Не Вин командовал прояпонской марионеточной армией в Бирме при японской оккупации, а в марте 1945, не будь дурак, восстал против японцев.


***

Ровно то же самое написано об этом законе повсюду:
https://www.google.ru/search?tbm=bks&hl=ru&q=Burma+Citizenship+law+1982+1823

Одно из двух. Либо все указанные информации врут, либо совсем уж нагло врет блоггер, пишущий о Бирме и заявляющий, что нет ничего плохого в законе 1982 года, ибо легче легкого представить доказательства своего бирманского происхождения, ибо британцы вели хороший учет населения (*). Уж и не знаю, кто из них врет, - но определенные подозрения имеются. УПДАТЕ. См. описание закона и текст закона выше. Врет так-таки блоггер, оправдались мои подозрения... Ну разве что и переводчики соврали...

(*) Ну да, отличный учет населения Бирмы и сопредельных земель они вели до 1823 года. Поименный. Да и после 1823, они, конечно, не вели такого учета, чтобы в самом деле люди без проблем могли доказывать проживание своих предков на территории Бирмы даже и по состоянию на 1947-1948 гг., не то что на 1823, путем предъявления документов этого учета .. Кстати, результаты переписи 1941 вообще пропали во время войны (и те-то не охватили многих), а потом перепись проводили вообще в 1983 году.

Это не говоря о том, что полным похабством является само по себе задним числом учиняемое поражение в правах части населения на том основании, что предки поражаемых не жили в Бирме с 18-какого бы то ни было года (и даже с 1947/48, кстати).

В общем, генерал Не Вин отнял гражданское полноправие у всех граждан Бирмы (имевших ранее это гражданство), кто не мог доказать (или кому не "поверили" и без доказательств), что его предки постоянно жили на нынешней территории Бирмы в течение 160 лет перед принятием этого закона. (Да и если бы вместо 1823 стоял бы год бирманской независьки - 1948, это отнятие гражданства задним числом было бы тоже похабством).

Выдающая демократка Аун как ее по матери закона этого отменять либо не хочет, либо не может.

***

Независимо от этого - примерные цифирки. Примерные - потому что общий кабак, царящий в бирманском военном социализме, в т.ч. в его нынешнем "перестроенном" виде, а также нарочитые фальсификации со стороны органов власти, точных цифирок дать не могут.
Перепись населения 2014 г. дала 50,2 млн. человек (хотя до того государство оценивало численность своего населения в 60 млн.), и еще 1,2 млн. чел., по оценкам власти, живущих на разных границах, до которых перепись не дошла (включая часть рохинджа). В реальности не охваченных было намного больше. Из числа охваченных переписью лиц насчитали 1,1 млн. мусульман ( http://aa.com.tr/en/asia-pacific/census-data-shows-myanmar-muslim-population-has-fallen/612764 ). К ним надо присчитать ок. 1,2 млн. мусульман-рохинджа (рохинджа - это бенгальцы бирманск. территории Ракхайн и их расселенцы; большинство из них мусульмане, немногие - индуисты), составляющие часть рохинджа, не охваченную переписью 2014 года, и еще других мусульман, которых официально не учли вовсе, или учли, но не как мусульман. Сколько всего мусульман в Бирме - неизвестно, высшие оценки - 6-7 млн., вполне возможно, и ок. 4 млн.

Бенгальцв-рохинджа в Бирме всего, по оценкам, ок. 1,3 млн., из них подавляющее большинство мусульмане. Перепись 2014 учла лишь меньшинство их.

В общем, можно примерно принять, что в Бирме на 55 примерно млн. населения - 3-4 млн. мусульман, из них ок. 1,2 млн. мусульман-рохинджа.

При этом:
- общее число боевиков и членов банд рохинджа оценивается менее чем в 5 тыс. чел.;
- общее число их пособников рохинджа - примерно в 10 тыс. чел.;
- общее число жертв карательных операций бирманских силовиков, общинных отрядов и погромщиков (вспышка идет с окт. 2016 года), включая в число этих жертв и членов банд и боевых отрядов, и коллатерально погибших гражданских, и преступно (прицельно) уничтоженных гражданских - оценивается активистами прав человека, настроенными антиправительственно, в пределах 2000 + человек;
- общее число рохинджа, бежавших из Бирмы за 2016-2017 годы, составляет по оценкам около 200-250 тыс. человек (включая бежавших сейчас; следует иметь в виду, что и врут об этих числах немеренно, в частности, для получения бОльшей помощи от ООН и пр.); еще десятки тысяч - беженцы внутри Бирмы, в том числе помещенные в гос. лагеря для беженцев;
- общее число мусульман-нерохинджа, погибших в Бирме с 2012 года в межконф. столкновениях и погромах, составляет свыше 50 человек;
- число бирманских мирных жертв боевиков и бандитов рохинджа не указывается. Единственное показание для сравнения - в этой августовско-сентябрьской вспышке было эвакуировано из зоны конфликта около 12 тыс. буддистов (от угрозы со стороны боевиков рохинджа), бежало из той же зоны около 100 тыс. чел. мусульман-рохинджа - оценки ненадежны. Во всяком случае нет сомнения, что число преступно убитых чинами силовиков и общинными группами гражданских рохинджа в разы, если не примерно на порядок превышает число преступно убитых бандитами и боевиками рохинджа гражданских бирманцев. Это, впрочем, обычное дело там, где с одной из "сторон", кроме общинных отрядов, самодельных боевых групп и/или уголовных этнических банд, действует еще и государственная армия и полиция. Стоит отметить, что в официальном бирманском объявлении крупнейшей нынешней боевой организации рохинджа "террористической" организацией инкриминированы ей лишь налеты на силовиков и жертвы среди силовиков (и коллатеральные ранения гражданских), но не какие-либо расправы с гражданскими лицами.

При обилии вранья со всех сторон в изложенном, несомненно, есть неточности. Однако столь же несомненно, что:

- никакого геноцида мусульман вообще или насилий над мусульманами вообще в Бирме не проводится. Мелкие межрел. конфликты, затрагивающие мусульман-нерохинджа, унесли за 5 лет несколько десятков человек на примерно 1 млн. мусульман-нерохинджа, что остается в пределах спорадических отдельных столкновений частных лиц и их малых групп, никакого "преследования мусульман" не образующих и не знаменующих.

- никакого геноцида рохинджа или массовых репрессий в адрес мирных рохинджа Бирма не проводит. При геноциде и таких репрессиях потери рохинджа не составили бы до 2000 человек (включая вполне легитимно убитых) на 1 с лишним млн. чел. за два года "геноцида".

- межобщиннной резни между буддистами и рохинджа-мусульманами в самом Ракхайне тоже нет; при такой резне на миллионные общины идет совсем иной уровень потерь и вовлеченности населения, чем тот, что имеет место.

- Бирманское государство и армия суть как целые вполне бандитские силы, при операциях против боевиков и уголовников из состава нежелательного и повышенно нелояльного этнорелигиозного меньшинства они бессудно творят многочисленные военно-государственные преступления по ходу дела против неуличенной в преступлениях части населения.

- И независимо от этого Бирманское государство было и осталось (несмотря на свои "реформы") государством вполне отвратным, репрессивным и несправедливым, закон 1982 о лишении полноправного гражданства задним числом "понаехавших" после 1823 года относится к категории а-ля Нюрнбергские законы; оно полностью заработало нелояльность и недоброжелательство пораженных им в правах (и, независимо, просто нормальных людей). Нынешние карательные операции не могут быть оторваны от того, что армия и государство ими не только борются с вооруженными противниками и уголовниками, но обеспечивает этот самый закон и все его, тоже вполне похабные, импликации. Кто знает, что собой представляло Бирманское гос-во с 1962, тот менее всего удивится чему угодно со стороны бирманских правителей и силовиков.

- Паразитировать на всех этих событиях с разнообразной демагогией, отмазыванием и перемазыванием будут очень много, очень долго и со вкусом. В частности, будут пытаться конструировать некие единые стороны - бирманскую и мусульманскую (или бириманскую и рохинджескую) как объекты оценок ("бирманцы, конечно, то-то и се-то... но и ронхинджа то-то и то-то") - дурное дело нехитрое. Ну, это всегда так было, а уж в "век толпы и ее толпяной интеллигенции" - так втройне. Толпяным индивидов и организации выделять и рассматривать по отдельности трудно, это ж думать надо.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: veber
2017-09-07 03:02 pm (UTC)
Не вполне поняла: история с этническими группами и религией как связана с магической датой 1823?

Иными словами, вот, допустим Икс - уйгурка, а исповедует, к примеру, вудуизм, но ее предки прибыли в Бирму в 1791-м году (о чем есть документы). Какое ей положено гражданство и как это определяется?

Или: допустим Игрек - бирманец, буддист и все его предки жили в Бирме, но лично он был рожден в Аргентине. Может такой Игрек принять бирманское полное гражданство?

Edited at 2017-09-07 03:05 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-09-07 03:38 pm (UTC)
1823 - начало первой англо-бирманской войны. От него отсчитали "британское колониальное господство в Бирме".

"Какое ей положено гражданство и как это определяется? "

Полноправное. Ну это если уйгуры (или группа, куда в принципе можно причислить уйгуров) еще и вписаны в число официально признанных этногрупп. Но с этим проблем на практике, сколько я знаю, нет: для всего коренного (считая коренным состояние на начало 19 века) населения Бирмы этногруппы расписаны. Если конкретный этнос по самоназванию там не представлен, то найдется официальный этнический разряд, куда его можно вписать. Ср. в СССР: далеко не все этносы были признаны в официальном списке национальностей, но это не значит, что мог оказаться человек без национальности, - просто сванов писали в грузины, водь - в ижорцы (грузины в списке были, сванов не было) и т.д.

Теоретически могла бы возникнуть коллизия, при которой человек с доказанным бирманским происхождением от 1800 г. при этом настаивает на том, что он относится к такому этносу, которого в официальном бирманском списке нет (или он-то не настаивает, а наоборот, но его в этом уличают власти). Тогда он полноправного гражданства иметь не может. Но на практике таких коллизий, кажется, нет.

Точнее, номинально, насколько я мог пока выяснить, вроде бы есть: этногруппа рохинджа по официальному бирманскому учету считается просто частью этногруппы под названием "бенгали" (выходцы из бенгальцев), как оно и есть на самом деле. Но если рохинджа, даже будь его предки в Бирме с 1800 года и это признается доказанным, настаивает при этом, что он именно рохинджа, и отказывается писаться "бенгали", то полного гражданства он не получит - поскольку против его воли дать ему паспорт на "бенгали" нельзя, а "рохинджа" в списке нет. Однако едва ли такие коллизии возникают на практике иначе как в виде курьеза. Впрочем, на эту тему я надежные источники пока не видел.

" Может такой Игрек принять бирманское полное гражданство?"

Если он сын полных граждан Бирмы, живущих в Аргентине, то система будет, насколько я понимаю, такая же, как с сыном российских или китайских граждан, живущих на момент рождения сына в Аргентине или еще где. Полное гражданство наследственно, просто наследовать его можно только от тех, за кем по закону 1982 признано полное гражданство (то есть от граждан Бирмы, чьи предки имели ПМЖ в Бирме с 1823 до...)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veber
2017-09-07 05:34 pm (UTC)
Понятно. А принять полноправное гражданство Бирмы для, допустим, гражданина Словении и урожденного словенца, получается, нельзя?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2017-09-07 07:02 pm (UTC)
Если его и можно получить, то это надо чтоб пр-во Бирмы сочло тебя этого достойным. По факту проживания столько-то лет, автоматом - нельзя. Как, впрочем, и в большинстве стран.

Закон 1982 говорил не о том, что кто-то ни под каким видом не может получить / заслужить гражданство, а о том, что у таких-то оно аннулируется, и факт проживания тебя и твоих предков в Бирме, в том числе в качестве граждан Бирмы (до 1982) прав на гражданство сам по себе не дает, - и если нет дополнительных критериев, то оно аннулируется. А вводились ли какие-то опции, по которым его можно какими-то способами отдельно заново (или впервые) заслужить - не знаю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veber
2017-09-07 07:08 pm (UTC)
Про лишение гражданства я поняла.
Я просто хотела понять всю глубину, так сказать.
А вот в смысле предков там как считается - наверняка ж далеко не у всех прямо ВСЕ предки проживали (даже среди тех элементов, у кого есть документ). Половина предков должна была проживать на территории Бирмы или четверть? Или сколько?

(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2017-09-07 08:47 pm (UTC)
Про то, как гражд. опред. в Бирме:
https://en.wikipedia.org/wiki/Myanmar_nationality_law
и сам закон:
http://www.baliprocess.net/UserFiles/baliprocess/File/Myanmar%20citizenship%20law%201982-eng.pdf

И апдейты (УПДАТЕ) в основном посте.

Edited at 2017-09-07 08:48 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: scaredy_cat_333
2017-09-09 02:16 pm (UTC)
Да там не только дата магическая. Книгу читал, с какими трудностями те самые аккуратные англичане столкнулись при попытке определить национальности и религии людей в горных районах свежезавоеванной Бирмы. На чем основываться? генах? религии? языке? Мало того, что деревни были перемешаны во всех трёх отношениях в разных пропорциях, ещё и сами мерзкие людишки меняли язык и религию в зависимости от того, что в данный конкретный момент слегка выгоднее. Типа в деревне, где большинство - мур, он - честный мур, а спустившись в долину торговать с мяу, он - самый настоящий мяу, не отличишь.

А распределить живых людей по клеточкам было надо, в целях налогообложения и вообще - порядка. Ну и распределяли исключительно волевым магическим решением. Примерно с теми же проблемами столкнулась Российская империя в Дагестане. И решали их похожими методами в тех же целях: назначался начальник и отведённые ему под начальство перемешанные аулы все записывались по его национальности.

Ссылочки потом попробую найти.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent_2
2017-09-07 04:25 pm (UTC)
Насколько я понимаю, dragon_naga рассуждает ровно так, как и многочисленные европейские и российские защитники эстонского и латышского законов о гражданстве 1992 года (гражданство имеют граждане ЭР и ЛР до 1940 года и их прямые потомки): приличным людям этот закон жить не мешает, а о неприличных чего ж беспокоиться. 1823 год, конечно, будет покруче 1940-го, но принцип тот же.

Edited at 2017-09-07 04:27 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-09-07 05:31 pm (UTC)
Да. Но при этом даже в Латвии и Эстонии есть каналы, позволяющие негражданам-резидентам получить гражданство, а опирали они это безобразие на то, что их завоевали силой - и за 50 лет до независимости, еще "при жизни стариков". В Бирме даже и эти три момента отсутствуют - никакой бенгальский режим Бирму не оккупировал и не аннексировал (и заявлять, что рохинджа появились в Бирме без спроса Бирмы, под рукой этого завоевателя и с мандатом от него, и даже просто вследствие этого завоевания - никак нельзя), никаких доп. путей для получения гражданства у рохинджа и пр. нет, а срок давности тут втрое выше прибалтийского.


Edited at 2017-09-07 05:33 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ermenegilda
2017-09-09 06:14 am (UTC)
Можно диктант написать, очень-очень трудный, но написать. Злоупотреблений было море, но все-таки получали люди гражданство. Наша знакомая насажала в диктанте ошибок и получила гражданство без права занимать государственные должности.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veber
2017-09-07 05:33 pm (UTC)
Угу, принцип ровно тот же.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2017-09-07 06:57 pm (UTC)
Наконец, закон 1982 был принят не в результате революции и "свержения иноземного господства", оснований новой, отрицавшей предыдущую гос-венности, а просто среди бела дня.

Так что это безобразие той же линии, как вы и написали, но еще сильно похлеще по ряду пунктов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent_2
2017-09-13 12:42 am (UTC)
Вы, кажется, любите "Новую газету" in corpore и Юлию Латынину индивидуально?
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/12/73799-ne-na-togo-napali-i-ne-te
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: torvard
2017-09-07 07:39 pm (UTC)
В странах ЮВА, как я смотрю это весьма популярная практика. В Малайзии, например жители страны поделены на полноправных коренных бхумипутра, и вяское понаехавшее. Но там, правда степень дискриминации меньше и уравновешивается экономическим доминированием некоренных.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-09-07 07:42 pm (UTC)
В Малайзии, сколько я знаю (могу ошибаться, не проверял!), никого прав не лишали - просто приехавшие резиденты так и остаются резидентами, и заранее это знают.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: torvard
2017-09-07 08:35 pm (UTC)
Да как сказать - ещё в 1957 г. приняли Конституцию, закреплявшую правовые преимущества коренных, следующая, принятая в 1963 г. всё это подтвердила.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ermenegilda
2017-09-09 06:16 am (UTC)
1823 год - это несерьезно. Только эпоха пахтания океана Шивой, только хардкор! И пусть справки от Шивы приносят ("Не знаю, не знаю, вчера двое татар приходили, справки от Мамая приносили").

Edited at 2017-09-09 06:16 am (UTC)
(Reply) (Thread)
From: ewnapij
2017-09-09 07:46 am (UTC)

У блогера меня умилило то, что он считает, что плакаты беженцы сами рисовать не могут по неграмотности, а найти документы по истоиии своей семьи в начале20, а то и 19 века им раз плюнуть

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rubidium85
2017-09-09 07:41 pm (UTC)
1. "Однако столь же несомненно, что:- никакого геноцида мусульман вообще или насилий над мусульманами вообще в Бирме не проводится". А вот апартеид есть. А апартеид очень легко перевести в геноцид. Были бы гетто, а крематории в подходящий момент найдутся. Кроме того, апартеид - всегда насилие и оно уже есть очень давно.

2."закон 1982 о лишении полноправного гражданства задним числом "понаехавших" после 1823 года относится к категории а-ля Нюрнбергские законы;", а отсюда следует, что, по крайне мере, все те меры, которые применяла антигитлеровская коалиция и, шире, антинацисткое сопротивление, оправданы и законны в полном объеме.


(Reply) (Thread)