?

Log in

No account? Create an account
boží andìlové - wyradhe — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

boží andìlové [Apr. 15th, 2017|04:33 am]
wyradhe
boží andìlové
"Ангелы Божьи", самовосхваление таборитов в 38 ст. их Tractatus contra articulos errores picardorum (1420).

4-я статья Пражского уложения гуситов: введение смертной казни за смертные грехи и их одобрение:

Чешская земля и верные христиане, стоя с надеждой на Бога и с Божьей помощью стоять намереваясь, всем своим имуществом и жизнью и смертью, как ныне, так и в будущем, всеми силами против каждого, кто будет противиться в этом, ничего другого не станут держаться, кроме как этих четырех статей, согласно Новому Завету Господа Иисуса Христа (...):
В-четвертых, чтобы все смертные грехи, особенно явные, и другие  непорядки, противные закону Божию, разумно и справедливо искоренялись в каждом сословии теми, кому дана власть; пусть будет уничтожена дурная слава об этой земле, дабы принести благо королевству и языку Чешскому. Ибо те, кто совершают сии грехи, как говорит Св. Павел, подлежат смерти, и не только те, которые эти грехи совершают, но и те, которые их к тому одобряют [Nebo kdož ty hřiechy činie, jakož die sv. Pavel, hodni jsú smrti, netoliko jenž je činie, ale [i] ti, jenž jim k tomu svolují]. Как среди мирян разврат, чревоугодие, воровство, убийство, ложь, обман, клятвопреступление, колдовство, мошенническая торговля и промыслы, корыстолюбие, ростовщичество и иные грехи существуют, так и среди духовенства подобные грехи совершаются...

Из таборитского уложения по хронике Лаврентия из Бржезовой.

Не терпеть и не оставлять без наказания ни одного явного грешника как-то: прелюбодеев и прелюбодеек, распутников и распутниц, соблазнителей и соблазнительниц, блудников и блудниц, как явных, так и тайных, бездельников и бездельниц, разбойников и всех противников бога, богохульников и умалителей какого бы они ни были общественного положения и сословия. И еще, чтобы не допускалось под страхом установленных наказаний распитие каких бы то ни было напитков в корчмах, а также вынесенных. И еще, чтобы не носили и не разрешали другим ношение роскошных одежд, слишком против господа бога драгоценных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненых и вырезных, серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости. И еще, чтобы заботились о том, чтобы под страхом соответствующих наказаний ни в ремеслах, ни на рынке не было обманов, утайки, чрезмерной наживы, божбы, всяких бесполезных и суетных вещей, хитрости, надувательств. И еще, чтобы устранены были не согласные с законом божьим права народов неверных и тевтонское, и чтобы все управление, суд и все распоряжения производились сообразно с Божьим законом.

Из уложения Жижки, действовавшего на всей контролируемой им территории:

...Мы запрещаем, подавляем и изничтожаем все грехи, смертные и простительные, в первую голову в себе; затем в царях, князьях и вельможах, мещанах, ремесленниках, селянах и всех людях, мужского или женского пола, без единого исключения, будь то по старости или по малости, и всегда с помощью Господа Бога Вседержителя. ...И затем, мы не желаем терпеть среди нас неверующих людей, непокорных, лжецов, воров, шулеров, воров, грабителей, пьяниц, богохульников, развратников, прелюбодеев, шлюх, прелюбодеиц или любых иных явленных грешников, мужчин или женщин; мы всех таких прогоняем и изгоняем [*], либо наказуем их с помощью Святой Троицы согласно Закону Божию. И затем брат Жижка и другие начальники, капитаны, рыцари, оруженосцы, мещане, ремесленники и крестьяне вышеназванные, и все их общины, с помощью Бога и общества, будут наказывать за все такие нарушения поркой, изгнанием, забиванием насмерть дубинками, обезглавливанием, повешением, утоплением, сожжением, и всеми прочими возмездиями, сообразными проступку, согласно Закону Божьему, не исключая никого любого чина и пола.

[*] По другой статье уложения все, не желавшие принять полностью гуситское учение и уложение, изгонялись со всей контролируемой гуситами территории, их дома и имущество конфисковывались. Оставшиеся уже карались по приведенным статьям. Иногда изгнание и не предлагалось.

***

В частности, священникам за прелюбодеяние отсекали фаллос (Fudge, The ‘Law of God’: Reform and Religious Practice in Late Medieval Bohemia // Heresy and Hussites in Late Medieval Europe, 2014: 60). Как видно из проповеди Яна Желивского, за прелюбодеяние вообще рекомендовалось казнить смертью, и осуждалось, что в христианском мире так не делается (Keir, The Death Penalty during the Bohemian Wars of Religion // The Bohemian Reformation and Religious Practice - Vol. 6, 2007: 149)

Впрочем, если осужденный изъявлял желание собственноручно казнить нескольких других осужденных, его могли простить и принять в свои ряды. В виде исключения.

Ну и просто будни очистительных войн, из той же Гуситской хроники Лаврентия.

"ВЗЯТИЕ ОБЪЕДИНЕННЫМ ПРАЖСКИМ И ТАБОРИТСКИМ ВОЙСКОМ ХОМУТОВА И УНИЧТОЖЕНИЕ ЕГО НАСЕЛЕНИЯ".
И еще, в течение того же, т. е. 1421, года, после того, как было заключено вышеупомянутое соглашение с пльзенцами, все войско передвиулось по направлению к Хомутову, каковой город оно осадило с большими силами... Тевтонцы, [осажденные в городе], видя со стен города подходящее войско, всячески его поносили и в тот день дали ему сильный отпор. На
следующий же день... войско совершило приступ на город со всех сторон, устремившись на его рвы и стены, и, несмотря на то, что жители [осажденные] города лили расплавленную смолу
и кипяток, пражане и табориты, напирая одни с одной, другие с другой стороны, все же овладели крепостью и городом. Ворвавшись в город, они учинили там великий грабеж,
потому что никогда не брали столь богатого города, и истребили всех мужчин в городе мечом и огнем, оставив в живых едва 30 человек для погребения трупов убитых. И было ими похоронено свыше 3500 человек, не считая того, сколько было сожжено вассалов, горожан, пресвитеров и евреев. Женщины таборитские... вывели за город женщин и девушек, оплакивавших своих мужей и отцов, обещая им, что дадут им свободно уйти, но когда они оказались вне города, то сняли с них платье, отняли деньги и другие вещи и, заперев их в сарае для хранения винограда, сожгли в пучине огня, не пощадив даже беременных, чтобы еще более усилить озлобление своей
жестокостью. После захвата пражанами этого города все войско поспешно направилось к городу Жатец; много замков и укреплений из страха сдалось ему".

Да - это совершенно не "тогда вообще было принято так делать", если что.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: salery
2017-04-15 06:33 am (UTC)
Добро оно такое, да.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-04-15 11:53 am (UTC)
Кажется характерным, что никто не неволил представителей передовых сил XIX - XX вв., революционно-националистических и революционно-социалистических и около, систематически умиляться именно на этих упырей, - могли бы, в конце концов, восхищаться ревизионистом Иржи из Подебрад. Нет, все равно тянуло.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: torvard
2017-04-15 06:34 am (UTC)
Недобрая машина правды (Божьей).
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-04-15 11:57 am (UTC)
Вообще с удовольствием бы увидел сводный блок историй революций и режимов добродетели. Я вот знаю Циньский, инкский, гуситский, альморавидский (определенные и существенные элементы были и у аббасидской революции, но она быстро обмещанилась), испанская перестройка конца 15 - начала 16 века, мюнстерцы, вроде бы зулусы Чаки, токугавский режим, якобинцев, нацистов, большевиков, всяких НХГвцев, ваххабитов > саудовцев, игиловцев и пр.... Это отличается и от чисто прагматических терроров, и от межрелигиозной и межобщинной резни (вроде руандийской).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: haliplea
2017-04-15 07:40 am (UTC)
Ух, спасибо! Впечатляет, надо сказать. Этого материала я не знала.
Вообще, картина любопытная. Складывается впечатление, что это время возникновения каких-то особых тоталитарных доктрин, а вовсе не "освобождения от гнета мрачного Средневековья".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: voda_i_ryba
2017-04-15 09:02 am (UTC)
Ну дык. Там много чего такого было в те века. Мюнстер пресловутый тот же.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: wingover
2017-04-15 07:53 am (UTC)
У Свечина это четко прослежено - возрождение дисциплины и возрождение пехоты.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-04-15 11:27 am (UTC)
Дисциплину поддерживали и до того, но она тут и ни при чем (*) пехота - ср. хоть Креси - Пуатье. Конечно, по мере развития стрелкового оружия роль пехоты росла сама по себе, а пехота самоуправляющихся общин и вообще из более свободного населения и до того была мощнее пехоты, набравшейся из населения "обычной" феодальной страны.

(*) Новое и специфическое тут как раз общая борьба за добродетель - это же не устав для армии, это устав для жизни в Чехии вообще.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: chyyr
2017-04-15 08:31 am (UTC)
Ответ на вопрос: "А почему все хорошие люди никак не соберутся и не убьют всех плохих людей?"
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-04-15 11:59 am (UTC)
http://wyradhe.livejournal.com/511666.html?thread=18410162#t18410162 ,

http://wyradhe.livejournal.com/511666.html?thread=18407858#t18407858

У Юрсенар мюнстерцы очень хорошо изображены - и финал прописан замечательно. "Далласская полиция вступила в игру", и это действительно огромный шаг вперед.

"Под влиянием Яна Матиса, который замешивал новую жизнь, как когда-то тесто для хлеба в своем подвале в Харлеме, все на свете преображалось, становилось легким и простым. Плоды земли принадлежали всем, как воздух и свет Божий; те, у кого было белье, посуда и мебель, выносили их на улицу чтобы поделиться с остальными. Все любили друг друга взыскательной любовью, поддерживали друг друга и порицали, устраивали взаимную слежку, дабы уберечь друг друга от соблазна; гражданские законы были упразднены, упразднены церковные обряды; богохульство и плотские грехи карались виселицей; женщины под вуалью неслышно скользили по городу, словно тревожные ангелы, и площадь оглашали рыдания тех, кто прилюдно каялся в грехах.. Книппердоллинг из бургомистра, должность которого упразднили, был торжественно возведен в звание палача. Этот толстяк с красной шеей получал такое удовольствие от своей новой роли, словно всю жизнь втайне лелеял мечту стать мясником. Убивали часто, Король повелел истреблять трусливых и тех, кто не выказывал должного рвения, — истреблять, пока зараза не перекинулась на других; к тому же на каждом мертвеце удавалось выгадать паек Теперь в доме, где жила Хилзонда, о казнях говорили так. как в былое время в Брюгге — о ценах на шерсть...В ту ночь, когда войска епископа ворвались в город. Хилзонду разбудил предсмертный хрип зарезанного часового. Двести ландскнехтов проникли в город через подземный ход, указанный им предателем. Бернард Ротман, одним из первых услышавший сигнал тревоги, забыв о болезни, вскочил с постели и бросился на улицу, длинные полы рубашки нелепо плескались вокруг тощих ног; его из милосердия убил какой-то венгр, не понявший епископского приказа — главарей смуты взять живьем. Король, которого враги застигли спящим, отбивался от них, отступая из комнаты в комнату, из коридора в коридор, с отвагой и проворством кошки, которую травят собаки; на заре Хилзонда увидела, как его волокут на площадь: театральную мишуру с него содрали, он был обнажен до пояса и сгибался пополам под ударами хлыста. Его пинками затолкали в громадную клетку, где он обыкновенно держал перед казнью недовольных и недостаточно ревностных. Покрытого ранами Книппердоллинга оставили валяться на скамье, решив, что он убит. Весь день раздавалась в городе тяжелая поступь солдат; этот мерный гул означал, что в крепости безумцев вновь воцарился здравый смысл в образе людей, которые продают свою жизнь за твердую плату, пьют и едят в установленный час, при случае грабят и насилуют, но помнят, что где-то у них есть старушка мать, и бережливая жена, и маленькая ферма, куда они могут вернуться доживать свой век; они ходят к обедне, когда им прикажут, и веруют в Бога без излишней пылкости. Вновь начались казни, только теперь по приказу законной власти, с одобрения и папы, и Лютера".

Edited at 2017-04-15 12:03 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: voda_i_ryba
2017-04-15 09:04 am (UTC)
да-да-да.
А вот моя любимая цитата про несколько родственных адамитов:
"...адамиты практиковали промискуитет; секта увлекалась также пением гимнов и ритуальными танцами в голом виде. Заняв укрепленный остров, адамиты совершали ночные вылазки в окрестные деревни; кровь, верили они, должна залить землю до холки коня".

Веселое время, наступает, братва.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-04-15 11:43 am (UTC)
Это как раз про таборитских адамитов - как раз пикардов. Только не до холки, а до высоты лошадиной головы - это повыше. Вот сводка в источнике (хроника того самого Лаврентия) - как легко заметить, убийства окрестных жителей там идут на сотом месте, а главные грехи по меркам Жижки и автора хроники совершенно иные:

"При этом более верная часть таборитов выгнала свыше 200 человек, зараженных пикардской ересью, с горы Табор. Они, бродя по горам и лесам,
впали в такое безумие, что, "сбросив с себя одежды, ходили,
как мужчины, так и женщины, совершенно голые, говоря, что
они обрели состояние невинности и что одежды стали носить
из-за грехопадения прародителей. Основываясь на этом
заблуждении, они думали, что не совершают греха, если брат с
сестрой вступают в плотскую связь; и если какая-нибудь из
женщин зачала, она говорила, что зачатие это от святого
духа. К сожалению, они делали еще много другого, чего даже
не следует запечатлевать в письменах для потомства.
И еще, через некоторое время перед днем св. Георгия
Жижка прибыл в Градиште из Бероуна и в селе Клокоты сжег
50 человек мужского и женского пола, членов этой пикардской
ереси; в числе их было два пресвитера, одного из которых
звали Петр Каниш4. Никто из них не захотел по увещанию
Жижки отказаться от своих заблуждений, но радостно, с
улыбкой приступили к пучине огня, говоря, что они сегодня же
будут царствовать с Христом на небесах. И после ухода Жижки
братья, оставшиеся там, сожгли еще 25 человек из этой секты,
И еще, в то же самое время какой-то из пикардских
еретиков стал проповедовать много различных еретических
положений, среди которых были и следующие, публично им
оглашенные: во-первых, что ересью является преклонять колена
перед святыми дарами на алтаре, так как там нет истинного
тела Христова, а только хлеб или манна, что Христос
вознесся на небо со всем своим телом, а здесь, на земле, не осталось
ничего другого, как только хлеб и освященное или просто
благословенное вино, которое следует принимать для укрепления
в борьбе с врагами духовными. И еще, что жены должны
всегда удовлетворять желания своего мужа, где бы и когда бы он
ни пожелал, даже в церкви обязана жена дать мужу своему
должное удовлетворение, а после этого сейчас же
причаститься. И еще, что если муж в силе и может еще порождать детей,
а жена у него старая или бесплодная, то он может, отпустив
ее, взять себе более молодую. И еще, что народ может сам
себя причащать таким освященным хлебом, лишь бы он был
освящен священником и принесен на алтарь, ибо руки
священника не более достойны, чем руки всякого доброго
мирянина; много еще и других таких же еретических
положений...

...После того как многие были
соблазнены Мартином, пресвитером таборитов, и приняли
неправильное учение о святом таинстве алтаря и впали в ересь
неких пикардов, о которых упоминалось выше, некоторые
братья и сестры, изгнанные с прежнего места жительства
братьев на Таборе, поселились на острове, расположенном
между Весели и Индржиховым Градцем. Причиняя много
ущерба соседним областям, они как бы уподобились диким
зверям и, поддавшись влиянию одного крестьянина,
называвшего себя Моисеем, и по внушению отца своего, дьявола,
впали в нигде раньше не слыханные заблуждения и ереси,
как это можно видеть из приводимых ниже статей,
переданных после их уничтожения слепым командующим таборитов
Жижкой в письменном виде пражанам. Статьи эти,
составленные на чешском языке, следующие: *
Во-первых, они были совращены священником Мартином
Локвисом [в неправильное учение] о причастии тела и крови
господа Иисуса Христа и называют телом Христовым
обыкновенный хлеб и вообще всякую еду. Книг у них нет, и они
не заботятся о них, ибо, как они говорят, закон божий
записан в сердцах их. Когда они читают «Отче наш», то говорят
так: «Отче наш, иже еси в нас, освяти нас, да будет воля
твоя, хлеб |наш дай нам всем» и т. д.
И еще, символа веры они не читают, потому что нашу
веру они считают заблуждением.
И еще, никаких праздников они не соблюдают, для них
каждый день такой же, как и всякий другой, седьмой же день
[недели] они называют седьмым веком.
И еще, нет у них постов, но едят они всегда все подряд,
что имеют.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veber
2017-04-15 10:03 am (UTC)
Изрядное количество всей это сектантской плесени было братьями-близнецами хоть ваххабитов, хоть ИГ. Ну и друг дружки, конечно. И чем дальше, тем больше. После появления кальвинистов вообще расцвел этот чертополох. Мне всегда было смешно - так вопят сейчас про ужасающий исламский фундаментализм, а у самих памятники Ноксу, Кальвину и прочим упырям посреди городов торчат.

Edited at 2017-04-15 10:06 am (UTC)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-04-15 11:28 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dannallar
2017-04-15 10:20 am (UTC)
Спасибо! :)
Табориты меня вот как-то умудрились миновать, как и Тридцатилетняя война почти целиком :(
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-04-15 11:29 am (UTC)
Тридцатилетняя - там в основном резали "просто", хотя война номинально началась как религиозная. Опоньское царство добродетели в суровой взыскательности не строили.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: nedovolny
2017-04-15 03:24 pm (UTC)

Зато сегодня Чехия - самое толерантное гос-во Европы, хотя и числит гуситов в своем пантеоне святых.

Edited at 2017-04-15 03:24 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: semonsemenich
2017-04-15 03:34 pm (UTC)
Толерантнее нынешней Германии? Навряд ли...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: semonsemenich
2017-04-15 03:33 pm (UTC)
Или толерантность ( с резиновыми статьями УК) или вот так... А есть ли иной путь?
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-04-15 05:48 pm (UTC)
Вообще говоря, сотня других путей зафиксирована, никаких закономерностей на этот счет нет, это даже не колебания маятника оттуда досюда.

Собственно, как раз наоборот - "толерантность со статьями УК" - это и есть аналог гуситов с альморавидами в настоящее время, только в связи с колоссальным подъемом комфорта и свобод и падением репрессивности в целом

- нынешняя репрессивная госрелигия праведной жизни (а "толерантность с УК за отрицание Холокоста" - это именно она) несравненно менее репрессивна и донимательна, чем гуситская.

Но вообще масса обществ обходились и вовсе без репрессивных госрелигий праведной жизни, эта срамная болезнь в Европе, например, всего-то с IV в. н.э., и далеко не всюду и не всегда и в Европе была.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: nedovolny
2017-04-16 03:24 pm (UTC)
Тут можно вспомнить Савонаролу, преемника гуситов.
Кстати, что вы так до альморавидов прицепились? ;-) Нигде в мировой исторической науке они не выступают как образец исламского тоталитаризма, испепелившие территорию. Альмохады сменили их, кстати, обвиняя их в моральном разложении и потворстве разврату и неверию :) Эквивалентами талибов и ИГИЛ в те времена были, скорее, карматы, исмаилиты-ассасины.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2017-04-16 04:06 pm (UTC)
Я, помню, вам приводил источник и описание в совр. лит-ре. А поздние альморавиды - ну естественно, они-то уже "разложились" и были обычными мус. правителями. Альмохады потом прошли тот же цикл.
Лев Африканский (Ваззани) писал, что альморавиды истребили ок. 1 млн. чел. (История Востока, https://books.google.ru/books?id=9YVtAAAAMAAJ&q=%D0%92%D0%B0%D0%B7%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8+%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B&dq=%D0%92%D0%B0%D0%B7%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8+%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjpj4eMq6nTAhWjA5oKHXMxAjgQ6AEIJzAA);

об альмор. терроре в испании - напр., сообщ. в хронике:
https://books.google.ru/books?id=z3VoBgAAQBAJ&pg=PA193&dq=%22Almoravids+who+had+killed%22&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwixhpq1q6nTAhWlZpoKHV2XDw4Q6AEIJTAA#v=onepage&q=%22Almoravids%20who%20had%20killed%22&f=false - тут, конечно, преувеличено, но явно было что преувеличивать.

Есть и монография об альморав. джихаде: Ronald A. Messier. The Almoravids and the Meanings of Jihad. 2010.


Карматы -там интереснее, карматы X - XI веков, бахрейнские были как раз противниками догм. религии (ср. http://verigi.ru/?book=50&chapter=9#.WPN-jfnyjDc о Лахсе). Их ветви или другие группы - иное дело.
(Reply) (Parent) (Thread)