wyradhe (wyradhe) wrote,
wyradhe
wyradhe

Categories:

boží andìlové

boží andìlové
"Ангелы Божьи", самовосхваление таборитов в 38 ст. их Tractatus contra articulos errores picardorum (1420).

4-я статья Пражского уложения гуситов: введение смертной казни за смертные грехи и их одобрение:

Чешская земля и верные христиане, стоя с надеждой на Бога и с Божьей помощью стоять намереваясь, всем своим имуществом и жизнью и смертью, как ныне, так и в будущем, всеми силами против каждого, кто будет противиться в этом, ничего другого не станут держаться, кроме как этих четырех статей, согласно Новому Завету Господа Иисуса Христа (...):
В-четвертых, чтобы все смертные грехи, особенно явные, и другие  непорядки, противные закону Божию, разумно и справедливо искоренялись в каждом сословии теми, кому дана власть; пусть будет уничтожена дурная слава об этой земле, дабы принести благо королевству и языку Чешскому. Ибо те, кто совершают сии грехи, как говорит Св. Павел, подлежат смерти, и не только те, которые эти грехи совершают, но и те, которые их к тому одобряют [Nebo kdož ty hřiechy činie, jakož die sv. Pavel, hodni jsú smrti, netoliko jenž je činie, ale [i] ti, jenž jim k tomu svolují]. Как среди мирян разврат, чревоугодие, воровство, убийство, ложь, обман, клятвопреступление, колдовство, мошенническая торговля и промыслы, корыстолюбие, ростовщичество и иные грехи существуют, так и среди духовенства подобные грехи совершаются...

Из таборитского уложения по хронике Лаврентия из Бржезовой.

Не терпеть и не оставлять без наказания ни одного явного грешника как-то: прелюбодеев и прелюбодеек, распутников и распутниц, соблазнителей и соблазнительниц, блудников и блудниц, как явных, так и тайных, бездельников и бездельниц, разбойников и всех противников бога, богохульников и умалителей какого бы они ни были общественного положения и сословия. И еще, чтобы не допускалось под страхом установленных наказаний распитие каких бы то ни было напитков в корчмах, а также вынесенных. И еще, чтобы не носили и не разрешали другим ношение роскошных одежд, слишком против господа бога драгоценных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненых и вырезных, серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости. И еще, чтобы заботились о том, чтобы под страхом соответствующих наказаний ни в ремеслах, ни на рынке не было обманов, утайки, чрезмерной наживы, божбы, всяких бесполезных и суетных вещей, хитрости, надувательств. И еще, чтобы устранены были не согласные с законом божьим права народов неверных и тевтонское, и чтобы все управление, суд и все распоряжения производились сообразно с Божьим законом.

Из уложения Жижки, действовавшего на всей контролируемой им территории:

...Мы запрещаем, подавляем и изничтожаем все грехи, смертные и простительные, в первую голову в себе; затем в царях, князьях и вельможах, мещанах, ремесленниках, селянах и всех людях, мужского или женского пола, без единого исключения, будь то по старости или по малости, и всегда с помощью Господа Бога Вседержителя. ...И затем, мы не желаем терпеть среди нас неверующих людей, непокорных, лжецов, воров, шулеров, воров, грабителей, пьяниц, богохульников, развратников, прелюбодеев, шлюх, прелюбодеиц или любых иных явленных грешников, мужчин или женщин; мы всех таких прогоняем и изгоняем [*], либо наказуем их с помощью Святой Троицы согласно Закону Божию. И затем брат Жижка и другие начальники, капитаны, рыцари, оруженосцы, мещане, ремесленники и крестьяне вышеназванные, и все их общины, с помощью Бога и общества, будут наказывать за все такие нарушения поркой, изгнанием, забиванием насмерть дубинками, обезглавливанием, повешением, утоплением, сожжением, и всеми прочими возмездиями, сообразными проступку, согласно Закону Божьему, не исключая никого любого чина и пола.

[*] По другой статье уложения все, не желавшие принять полностью гуситское учение и уложение, изгонялись со всей контролируемой гуситами территории, их дома и имущество конфисковывались. Оставшиеся уже карались по приведенным статьям. Иногда изгнание и не предлагалось.

***

В частности, священникам за прелюбодеяние отсекали фаллос (Fudge, The ‘Law of God’: Reform and Religious Practice in Late Medieval Bohemia // Heresy and Hussites in Late Medieval Europe, 2014: 60). Как видно из проповеди Яна Желивского, за прелюбодеяние вообще рекомендовалось казнить смертью, и осуждалось, что в христианском мире так не делается (Keir, The Death Penalty during the Bohemian Wars of Religion // The Bohemian Reformation and Religious Practice - Vol. 6, 2007: 149)

Впрочем, если осужденный изъявлял желание собственноручно казнить нескольких других осужденных, его могли простить и принять в свои ряды. В виде исключения.

Ну и просто будни очистительных войн, из той же Гуситской хроники Лаврентия.

"ВЗЯТИЕ ОБЪЕДИНЕННЫМ ПРАЖСКИМ И ТАБОРИТСКИМ ВОЙСКОМ ХОМУТОВА И УНИЧТОЖЕНИЕ ЕГО НАСЕЛЕНИЯ".
И еще, в течение того же, т. е. 1421, года, после того, как было заключено вышеупомянутое соглашение с пльзенцами, все войско передвиулось по направлению к Хомутову, каковой город оно осадило с большими силами... Тевтонцы, [осажденные в городе], видя со стен города подходящее войско, всячески его поносили и в тот день дали ему сильный отпор. На
следующий же день... войско совершило приступ на город со всех сторон, устремившись на его рвы и стены, и, несмотря на то, что жители [осажденные] города лили расплавленную смолу
и кипяток, пражане и табориты, напирая одни с одной, другие с другой стороны, все же овладели крепостью и городом. Ворвавшись в город, они учинили там великий грабеж,
потому что никогда не брали столь богатого города, и истребили всех мужчин в городе мечом и огнем, оставив в живых едва 30 человек для погребения трупов убитых. И было ими похоронено свыше 3500 человек, не считая того, сколько было сожжено вассалов, горожан, пресвитеров и евреев. Женщины таборитские... вывели за город женщин и девушек, оплакивавших своих мужей и отцов, обещая им, что дадут им свободно уйти, но когда они оказались вне города, то сняли с них платье, отняли деньги и другие вещи и, заперев их в сарае для хранения винограда, сожгли в пучине огня, не пощадив даже беременных, чтобы еще более усилить озлобление своей
жестокостью. После захвата пражанами этого города все войско поспешно направилось к городу Жатец; много замков и укреплений из страха сдалось ему".

Да - это совершенно не "тогда вообще было принято так делать", если что.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 104 comments