?

Log in

No account? Create an account
/между дел - Обобщенная сюрреалистическая моделька/ - wyradhe — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

/между дел - Обобщенная сюрреалистическая моделька/ [Sep. 25th, 2016|07:29 am]
wyradhe
/между дел - Обобщенная сюрреалистическая моделька/

Наблюдения за речами вокруг 57-й (кстати, рекомендую ФБ Егора Авраама Осипова-Гипша, https://www.facebook.com/osipovgipsh?fref=ts , - я бы при иной ситуации и казны отвалил за такую ссылку, а тут нашел сам [*]) дали мне возможность сформулировать для себя в виде наглядной модельки то, что я знал и так.

Моделька такая. Представим себе обычную кошку. И приатташированного к ней человечка (для кошки невидимого и неощутимого, но для нас слышимого). Кошка ведет свою нормальную кошачью жизнь. Человечек же наделен единственной функцией: что бы ни сделала кошка, - произносить по этому поводу возвышенную речь, восхваляющую и обосновывающую это действие кошки с позиций - ну, скажем, с позиций комбинации современного международного права, сочинений Штефана Георге и морального кодекса строителей коммунизма с бэкграундом (ингредиенты могли бы быть и другие). То есть если кошка уворовала сосиску и ее съела - объяснить, что этим она утверждала в борьбе свои права угнетенного класса на экспроприацию экспроприаторов (это в основном по моральному кодексу стр. комм. с бэкграундом). Если она поймала мышку - указать, что она имела на эту мышку все права как воинка (феминитив)-и-аристократка-духа (это уже по Георге - то есть кроме феминитива, разумеется, Георге разводил противоположных тараканов). Если она мышей, наоборот, ловить не хочет (и так сытая), чем печалит своего кошкодержателя, - человечек укажет, что это она таким образом не допускает геноцида, ибо охота и на одну мышку по факту того, что она мышка, есть попытка частичного уничтожения вида мышей как такового (см. определение геноцида). И т.д.

При этом, повторюсь, самой кошке ни до человечка, ни до восхвалительных речей, ни до Георге и геноцида дела нет. Она обо всем этом и не знает. Она просто таскает сосиски в меру небоязни физических последствий, охотится или не охотится на мышек в меру текущих желаний, проявляет свои симпатии и антипатии так, как они у нее почему-то (т.е. по инстинктам, ассоциациям и условным рефлексам) сложились и в той мере, в какой ей этого в данный момент хочется и т.д. Она живет обычной кошачьей жизнью, имеющей достаточно осмысленные причинно-следственные связи.

Зная эти связи, на кошку можно воздействовать. Но вот вовлекать в это воздействие (как и в попытки понять и предсказать действия кошки) человечка с его речами - было бы полностью ошибочно. Кошка действует независимо от него, как если бы его вообще не было, он просто сопутствующая кошке программа комбинации слов с определенной целью. Соответственно, было бы неверно, желая добиться от кошки неворования сосисок, как-то вовлекать в это человечка и с ним объясняться, апеллируя, например, к концепции прав собственности в международном праве (в наборе человечка ничего ближе к обеспечению целости своих сосисок, пожалуй, и не найдешь). Во-первых, человечек запрограммирован так, чтобы оправдывать все шаги кошки, так что все равно по вопросу о сосисках прибегнет к дискурсу о классовой борьбе, в крайнем случае к учительствованиям Штефана Георге, а все насчет прав собственности отметет. Во-вторых, что бы ни сказал человечек, кошка все равно действует независимо от него, по своим соображениям, в которые все эти баобабы не входят.

Поведение некоторой части представителей (пост)советского образованного слоя (любых так называемых убеждений и ценностных ориентаций) хорошо ложится в эту модельку. Оно само по себе осмысленно, в нем опознаются причинно-следственные связи (примерно такие же, как у кошки), его, соответственно, можно пытаться предсказывать и, имея соответствующие рычаги, на него можно воздействовать. Оно только не имеет никакого реального отношения к оглашаемым при этом речам-на-темы (речи же на темы сопровождают тут каждый шаг и подчиняются тому же алгоритму, что речи человечка в модельке). Было бы совершенно неверно строить представление о поведении данных людей с учетом их речей и, так сказать, убеждений (надо просто наблюдать и анализировать само это поведение в прочих его проявлениях, то есть так, как если бы при этом они вообще ничего не говорили; тогда логика этого поведения начнет проясняться). Тем более неверно было бы пытаться чего-то от этих людей добиться, беседуя с компонентом "реченосный человечек" и предлагая аргументы, которые номинально должны были бы иметь вес в рамках оглашаемых им дискурсов. Во-первых, компонент "человечек" за логикой и фактами не гоняется, а просто запрограммирован на отыскивание в определенных кучах слов таких словесных конструкций, которые зададут позитивные ассоциации действиям компонента "кошка". Собеседник / оппонент из него такой же, как из компьютерного генератора текстов. Во-вторых, действительно ведущий себя компонент, т.е. компонент "кошка", от компонента "человечек" никак не зависит и им не направляется.

Единственное отличие реальности от вышеприведенной модельки состоит в том, что в реальности (в отличие от модельки) компонент "кошка" о компоненте "реченосный человечек" как раз знает, получает от его деятельности одно из своих удовольствий наряду с ворованием сосисок, охотой или не-охотой на мышек и т.д., - и, более того, именно с этим компонентом ассоциирует образ своего "я". Но в поведении его это ничего по сравнению с моделькой не меняет.

[*] Пример из Е./А. О.-Г.: ...Моя любовь к Нидерландам иногда, конечно, переходит в одержимость... Главное тут, по-моему, — это поразительно острое, прививаемое окружающим ландшафтом и погодой, ощущение болезненной, граничащей с раздирающим одиночеством, свободы, которая вырастает из учащенного осознания неизбежности. Мне кажется, что когда есть холмы, даже самые маленькие, человек по своей природе позволяет себе мысль о том, что где-то еще (нет-нет, конечно, не прям за этим холмом, но чуть подальше!) есть лучшее место, добравшись до коего, он сможет, наконец, насладиться собой, любовью и жизнью в полном объеме. В Нидерландах, по крайней мере в Зеландии и обеих Голландиях, это невозможно; ибо здесь, оглядываясь вокруг, ...ты понимаешь, что и через километр, и через двадцать — такая же страна и земля, без красочных чудес и райских садов, и что тебе, милый, стоит озаботиться своею душою немедленно, потому что никто, кроме тебя, тебе, в конце концов, не поможет. Эту мысль принимаешь не сразу, но очень скоро ее почти что религиозный — как в своей суровости, так и в плане откровения — характер начинает будто возвращать, в удвоенном количестве, силы для поддержания внутренней свободы.

Согласимся, что за это можно было бы и казны отвалить, а тут бесплатно.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: semonsemenich
2016-09-25 05:56 am (UTC)
Если ехать на Байконур поездом, то пейзаж будет точь в точь как описанный: ни райских садов, ни холмика... Казахская степь трое суток... Чего-то не припоминаю одержимой любви...
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-09-25 06:58 am (UTC)
Был я и в степи за Оренбургом, и в этой самой плоской Голландии на этих самых плоских равнинах, когда в Лейдене добывал литературу - я тогда, помимо Лейдена, много что излазал. Всего более - под Дельфтом, который как раз в одной из провинций Голландия. Выглядит эта плоскость так:

http://www.luchtfoto4u.com/show_img/9249/kwintsheul-kerkstraat_42-60_2295_kwintsheul_nederland.jpg

http://cdnassets.hw.net/dims4/GG/e5813aa/2147483647/thumbnail/876x580/quality/90/?url=http%3A%2F%2Fcdnassets.hw.net%2F33%2Fb0%2F02bd7d4e403ebe598feec76840bf%2F21fa13b1-bf21-426e-9944-c7ffa50786ff.jpg

Расчленена она преуютными городками, домами, лесками, строениями.

Собственно большие плоскости также производят самое отрадное впечатление https://i.ytimg.com/vi/tN9YNHxO8cw/maxresdefault.jpg

В общем, чтобы наплести по этому поводу все сказанное Е./А. О.-Г., нужно это что-то всегда носить с собой в упакованном виде и всегда быть готовым приторочить к чему угодно - к плоскости так к плоскости, к холмам так к холмам. Были бы там холмы - с тем же успехом звучало бЫ:

...Главное тут, по-моему, — это поразительно острое, прививаемое окружающим ландшафтом и погодой, ощущение болезненной, граничащей с раздирающим одиночеством, свободы, которая вырастает из учащенного осознания неизбежности. Мне кажется, что когда НЕТ холмов, даже самые маленьких, человек по своей природе позволяет себе мысль о том, что где-то еще (нет-нет, конечно, не прям рядом, но чуть подальше!) есть лучшее место, до которого можно добраться без труда, по равнине, и там он сможет, наконец, насладиться собой, любовью и жизнью в полном объеме. В холмах Упутютии, по крайней мере в провинциях Утюпутии и Путютютии, это невозможно; ибо здесь, оглядываясь вокруг, ...ты понимаешь, что и километр, и двадцать — придется карабкаться по холмам, рассчитывая только на себя, и что тебе, милый, стоит озаботиться своею душою немедленно, потому что никто, кроме тебя, тебе, в конце концов, не поможет по этим холмам карабкаться - это не прогулка по равнине... Эту мысль принимаешь не сразу, но очень скоро ее почти что религиозный — как в своей суровости, так и в плане откровения — характер начинает будто возвращать, в удвоенном количестве, силы для поддержания внутренней свободы.

Ничем не хуже. Даже красивше, и Бродского можно приплести -

Холмы -- это вечная слава.
Ставят всегда напоказ
на наши страданья право.
Холмы -- это выше нас.
Всегда видны их вершины,
видны средь кромешной тьмы.
Присно, вчера и ныне
по склону движемся мы.
Смерть -- это только равнины.
Жизнь -- холмы, холмы.

А если ни холмов, ни равнин, а что-нибудь еще - и на это что-нибудь можно навьючить тот же комплектик насчет суровой религиозной свободы. Был бы аппаратик. Аппаратик у ЕАОГ в наличии.



Edited at 2016-09-25 06:59 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: torvard
2016-09-25 10:49 am (UTC)
Особенно радует, когда персонажи, любящие всё обосновывать "высокими принципами" руководствуясь чисто "кошачьим" инстинктом резко меняют свои "концептуальные позиции". Недавно вот наблюдал такой пример: назначили руководителя такого, что трудовой коллектив взвыл буквально. У человека не в переносном, а в самом прямом смысле проблемы с психикой. В общем хоре голосов громче всех звучит негодующий монолог одного неколебимого освободителя. Он, как всегда смотрит и глубже всех (по анекдоту про сантехника-диссидента - "не прокладку, а всю систему менять надо", в смысле "при нынешнем режиме только такие начальники и будут"), и дальше - вглубь нашей несчастной историей с тысячелетним рабством. Остроумно подбирает цитаты из литературной классики, где описаны подобные типажи.
Но вот внезапно (что неудивительно для целиком спонтанного нового руководителя) нашего борцуна-диссидента выдвигают на должность, к тому же сулящую прибавку в зарплате. И после короткой перезагрузки наш народоволец выдаёт столь же страстные речи, украшенные интеллектуальным декором в пользу того, что руководителя стоит потерпеть, что его можно и нужно перевоспитать, и как раз он, тираноборец этим займётся. Ибо перевоспитание тирана путь ничуть не худший, а пожалуй и лучший, чем тираноубийство.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-09-25 03:38 pm (UTC)
Да, очень хороший, чистый пример.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lynx9
2016-09-25 12:20 pm (UTC)
По-моему, философские размышления на фоне природы - это общее место лет двести как минимум. И ясное дело, что они совершенно субьективны.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-09-25 03:31 pm (UTC)
Субъективные и напыщенно-претенциозно-вздорные - суть вещи разные. Но вообще совершенно верно: вся эта чушь (а в значительной части и та штука, которую я описываю в посте) пошла с романтизмом, и было это как раз 200 лет назад.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: zapiens
2016-09-25 01:42 pm (UTC)
Спасибо, ОГ доставляет неимоверно. Особенно про защиту демократии от глупых избирателей.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-09-25 03:32 pm (UTC)
Там и новое мышление и перестройка, предложенные им для Израиля, прекрасны.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: finney28
2016-09-25 02:01 pm (UTC)
Об этом еще старик Маякин говорил) "У каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех — это фальшивое, другое спрятано — оно-то и есть настоящее".

Что до кошачьих мотивировок, то после Меерсониады так и осталось непонятным:
1) Почему безобразия не были своевременно прекращены?
2) Почему их решили прекратить именно сейчас?
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-09-25 03:27 pm (UTC)
Это я могу пояснить, даже не используя инсайдерской информации). Привожу свою реконструкцию хода событий))

1) Они не были своевременно прекращены, потому что Меерсон и Давидович (виновные) были главные соратники и друзья директора школы и его жены как по части влияния в школе и управления ею, так и по управлению денежными потоками, в том числе распоряжению фондом сбора добровольных пожертвований на нужды школы (президент фонда Меерсон, соучредителей трое, из них двое - Менделевич и Давидович). При этом директор был уверен, что замять он сможет любые попытки вякать, поскольку пострадавшие и их родители по разным причинам сами не заинтересованы в огласке и скандале, а кроме того, доказательная база у них для следствия едва ли потянет.

2) Однако дело в итоге дошло до того, что известная немалая часть обиженных и затаивших жажду возмездия выпускников 57-й оказалась живущей по заграницам (где им совершенно наплевать на то, как к ним будут относиться в среде выпускников и покровителей 57-й, если они вынесут сор из избы, - на это не наплевать людям, собирающимся делать некоторые карьеры в РФ, но совершенно наплевать подавл. б-ву граждан США и т.д.), а также успешно занимающейся в РФ такими ремеслами, при которых им тоже без особой разницы, как к ним отнесутся в среде выпускников и покровителей 57-й.

И вот Ревекка Гершович, эмигрировав в США, весьма скоро оттуда затеяла кампанию возмездия - а к ней очень быстро присоединились другие. Огласки эти люди сначала совершенно не хотели и не производили - они хотели лишь добиться от Менделевича, чтобы он уволил виновных под страхом огласки. И обращались только к Менделевичу. Менделевич сразу (еще в конце июля) уволил Меерсона (формально тот сам уволился). Однако больше он никого и пальцем трогать не хотел, и были сильные шансы на то, что он и Меерсона возьмет потом обратно. Видя таковое его злоупорство, отмстители и их друзья раскололись. Одни хотели продолжать все дело келейно внутри школы и разве что попробовать подключить влиятельных родителей некоторых учеников. Однако более боевое меньшинство на исходе августа выплеснуло дело в публичное пространство (это были Кронгауз и Николеанко. Несколько опоэтизированное изложение от самой Николаенко - https://www.facebook.com/olga.nikolaenko.1/posts/1326245427393914?pnref=story ) - и понеслось. Пошли и заявления в прокуратуру. К исходу августа минимум 10 бывших учениц подали заявления с жалобами Менделевичу (и/или в департамент образования), некоторые из них - дополнительно в прокуратуру. Потом подключились некоторые парни, потерпевшие от Давидовича. Группа миротворцев (одна из ключевых представительниц - А. Федермессер) сначала пыталась на фоне этого самым лирическим образом выражать доверие Менделевичу и во всем его поддерживать, но под напором событий быстро скорректировали линию и приступили к скорбям и разговорам об очищении. Часть учителей (четыре человека) к 1.09 решительно встала на сторону оппозиции против дирекции.

На педсоветах на исходе августа и 2 сент. Менделевич пытался провести генеральные сражения, чтобы замять все дело и подавить всех супостатов, отделавшись увольнением Меерсона. Это сначала получалось (и 4 учителя вынуждены были уволиться из школы, впрочем, одна из них с 12 сент. вроде вернулась обратно), правда, Менделевич сразу вынужден был сбросить в балласт теперь уже и Давидовича ( по заявлениям из 57-й и от ее выпускников, тот под напором обвинений сам признался, что понуждал каких-то учеников к сексу), но сам со своей женой и всеми прочими надеялся удержаться у власти в школе. Но 5-6 сент. пошел крах (с обеих сторон подключались влиятельные люди, и пересилили прочно те, кто поддержал оппозицию; важным моментом было то, что руководители математических классов - это вроде герцогов в этой школе - подняли знамя мятежа и заявили, что если Менделевич не уйдет, то они сами уйдут из школы и уведут за собой матклассы в другие школы - то есть добьются в Минобразовании решения о таком переводе. Их связей на это хватило бы); Менделевича, упиравшегося руками и ногами, пытавшегося созывать общественность на свою защиту и верещавшего из-под руки, что все это рейдерский захват школы, - выкинули напрочь.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aantero
2016-09-25 02:16 pm (UTC)
Ого, great minds think alike:

КотЪ прекрасно знает, что он может, когда ему надо, делать некотоые вещи незаметно для людей. Особенно хорошо ему удается прятать мячики и игрушечных мышек в обувь и под подушки к людям, и застать его за этим занятием ни разу не удалось пока. Также он знает, что когда в кухне никого нет, то и сказать ему, что он не прав, находясь на столе, некому. И он уверен, что ему хватит времени спереть и сожрать сосиску не потому, что он уже делал это все, а потому что
1) он очень сильно хочет сосиску (и не может удержать в голове, что такой кусок одним глотком не сожрать)
2) стащить сосиску с тарелки, в общем, дело-то минутное, это и котиной головой понятно
3) по отдельности все необходимые элементы расклада КотЪ уже в опыте имеет.
под влиянием силы желания они склеиваются в уверенность в том, что - можно. (Вот я их вместе и показываю, потому что работают они, как правило, именно дуплетом, эти две ошибки... ну пусть мышления, что ли)

[...]
Наиболее достоверной (для внутреннего котика, разумеется) имитацией размышления является проговаривание вслух заученного рассуждения (можно без понимания проговариваемого), знакомого слушателю более чем наполовину.

По ссылкам - части довольно большого цикла, где автор (насколько мне известно - практикующий психолог) разбирает этот самый вид... нервной деятельности, и именно с привлечением кошачьей метафоры.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-09-25 02:26 pm (UTC)
Замечательно!
Спасибо
(Reply) (Parent) (Thread)
From: oblomov_jerusal
2016-09-25 04:14 pm (UTC)

В качестве саморекламы

Пример подобной психологии:
Я относился к Франции как завоеватель. Я нашел подобное этому в документах Мемориала святой Елены, которые я читал Сартру. Это воспоминания Наполеона. С Сартром мы видели как Наполеон словно говорил Франции: ты будешь моей.

На моей совсем маленькой ступени, с другим колоритом, не корсиканским, а еврейским, я хотел сделать подобное.

[...]
Итак, с одной стороны я говорил, что я представляю истинную Францию, пролетарскую, а с другой стороны латентный дискурс, завоевание. Это ложная поза или скорее это не-поза.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-09-26 05:50 pm (UTC)

Re: В качестве саморекламы

Спасибо большое, очень интересный текст. Да, это оно самое.

Во времена Наполеона уже появились люди, которых тот терпеть не мог и называл "идеологи", но то совсем другое. "Идеологи" - это, скажем, те, кто в Игил бегают с автоматами по идейным соображениям или по подпольям других туда бегать учат. Или кто корпит над трудами, развивающими и продвигающими такой или сякой фундаментализм, в т.ч. Игиловский.

А вот эти - они псевдо-идеологи. Вреда от них не меньше, античеловечны / враги людей они не меньше, но, в отличие от "идеологов", они еще и ценят вовсе не соотв. идеи.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent_2
2016-09-25 07:09 pm (UTC)
Человек на радио "Свобода" работает, а Вы смеетесь
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-09-26 05:38 pm (UTC)
Так еще смешнее. Когда-то на Свободе Газданов работал, а теперь вот это.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_konst
2016-09-26 06:54 am (UTC)
Если честно, я сперва подумал, что "кошка" - это власти РФ, а "человечек" - наша "либеральная" "интеллигенция".
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-09-26 05:39 pm (UTC)
Ну, либ.инт.-ия-тм хвалит власть только тогда, когда та делает гадости гос-ву и населению, или тогда, когда власть дает самой либ. инт-ии бабла. Последнее понятно, естественно. Любой, видевший собачку левретку, это знает.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent_2
2016-09-26 04:21 pm (UTC)

А иногда евреем оказывается тот, на кого и не подумаешь

Э.М.Ремарк

Чисто случайно. вот из-за разговора http://wyradhe.livejournal.com/486348.html?thread=17242828#t17242828, заглянул на страницу покойного в ФБ - и опаньки: Владимир Валерианович Прибыловский - выпускник 57-й школы
(Reply) (Thread)