выводящий на самые разные темы, а мне прежде всего напомнивший о печальном факте советской психологии на всех уровнях: во множестве люди по естественной инерции культуры слышали и восприняли нечто о всяких важных вещах (в частности, о социуме / стране как сообществе "своих"), но из-за совершенного одичания, искажений и хаотически-"бобочной" обломочности, лежащей в основе советского воспроизводства культуры, толком не понимали, что же это такое. Примерно так первоклассник может воспринимать войну, политическое сообщество, власть, гендер, секс, эрос... Что-то до него обо всем этом дошло, - собственно, все, что он видит вокруг и о чем уже в сказках для раннего возраста читал, на этом стоит и об этом говорит, - но понимать он этого толком не может просто по возрасту и опыту. Если бы в каком-нибудь фантастическом романе вывели полуразумного шимпанзоида, который насмотрелся на тракториста, уловил, как важен для этого великого персонажа трактор и езда на оном, научился бы каким-то операциям с рычагами и, желая ему подражать, стал бы кое-как ездить на тракторе, только не понимая на самом деле смысла и связей этого занятия (собственно, освоение ребенком мира человеческих отношений так поначалу и происходит, просто ребенок по ходу дела осваивает этот смысл и связи, а у шимпанзоида всегда будет "глубоко свой трактор"), и очень цеплялся бы за эти свои экзерсисы, по-прежнему не понимая того, что на деле составляет смысл использования трактора, то получилось бы нечто похожее. Все вопросы о "своих", смысле "свойства", "своем сообществе", "своей власти", "предательстве своих", "расколе своих", "войне между бывшими своими", "отложении и мятеже против бывших своих" - проходят у продуктов советской бобочно-обломочной к-ры по этой самой графе (*). И в основном укладываются в слабо преломленное понятие дворового гопника о дворовой гопе (дериватом коего является также и все это возьмемсязарукидрузья-зайдукбеллевкабинет). По ссылке, кстати, один такой пример и описан.
Конечно, аналогичные процессы рассогласования и деградации умственного и ценностного обмена проходят и на современном Западе, но по существенно отличающимся причинам и намного медленнее. Впрочем, необратимости (не для каждого данного индивида, который обычно безнадежен, если уж не выбрался к определенному возрасту, а для перспектив будущих поколений) нет ни там, ни тут.
(*) Сделавший множество важных наблюдений специалист (в числе прочего) по работам Шаламова мне однажды рассказывал, что в образованной аудитории РФ очень туго идет "Бой майора Пугачева" - по тому, что он описывал, получалось, что злосчастные жертвы словопомола и понятиепомола никак не могли освоить тот факт, что вообще-то майор сотоварищи осуществлял классическую сецессию и регулярную, по всем правилам достойных людей 18-19 веков, сецессионистскую войну - точно так же Джанибек и Гирей сотоварищи "вышли из круга подчинения и повиновения [Абулхайру], предпочли покинуть родину" и основали государство и народ казахов. Пугачев сотоварищи ведет эту войну по всем порядочным правилам - мирное население противника (то есть всей остальной, оставшейся за пределами его группы, советской страны) не трогает, плененного, разоруженного и не могущего представлять угрозы противника из числа комбатантов не убивает, а любых не пленённых вооруженных чинов противника рассматривает, как и положено на войне, как легитимную цель. - Немало читателей (я в этом убедился и сам) не в состоянии освоить, как же это так все возможно - как же это хороший Пугачев и его хорошие товарищи воюют как с врагами с теми, кто для самих читателей свои, - а они же, читатели, по определению сами хорошие, так как же это все...?; и потом, майору Пугачеву эти самые нынешние враги недавно и сами были свои, так как жа эта... что жа эта....? Вот что тут скажешь, кроме того, что не их (и не по их, возможно, вине) это уровня дело - думать о таких вещах. Между тем вот хоть навскидку - http://rusk.ru/vst.php?idar=322385 - ну не профессиональный ведь философ был человек (и слава богу), а полковник. Я и советских полковников таких видел, - только доля их была не та... И бери хоть с начала 17 века и до 1917 года - не было у очень многих людей (до 1820-х/40-х - и еще у большей их доли) проблем с пониманием того, что такое трактор, что такое свои, что такое гопа, а что такое "кабинеты друзей".