? ?
wyradhe [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Красавицы с услужниками, или что ж у них там творилось в Парголове? [Jul. 17th, 2016|03:17 am]
wyradhe
Красавицы с услужниками, или что ж у них там творилось в Парголове?

В июле 1826 Булгарин  в "Северной Пчеле" напечатал очерк Грибоедова "Загородная поездка" - про поездку в Парголово. Грибоедов, как известно, вел с Булгариным тесное приятельство. Впрочем, на ту пору и Пушкин Булгарину писал: "Вы принадлежите к малому числу тех литераторов, коих порицания или похвалы могут быть и должны быть уважаемы" (1.02.1824 ) и "Голова и сердце мое давно Ваши" (это по поводу того, что он и Дельвиг идут к Булгарину в гости на обед, 1827). Поссорились они позже.

В этом самом очерке стоит пассаж:

Другого рода мысли и чувства возбуждает, несколько верст далее, влево от большой дороги, простота деревенского храма. Одинок и построен на разложистом мысе, которого подножие омывает тихое озеро; справа ряд хижин, но в них не поселяне. Нежная белизна красавиц и торопливость их услужников напоминают... не знаю именно, о чем; но здесь они менее озабочены чинами всякого рода.

Итак, рядом с храмом компактно живут в ряде _хижин_ (то есть домишек весьма небогатых) какие-то нежные красавицы, имеющие, несмотря на небогатость, собственных услужников. Красавицы эти не озабочены чинами (= при выборе мужчин-партнеров; в каком еще случае красавицы вообще могут быть больше или меньше озабочены чинами? Самим красавицам чинов не присваивают! А у Грибоедова это еще и постоянная тема - то, что, мол, в светском обществе тот завиден для женщин и привечаем мужчинами, кто богат и чиновен).

Красавицы эти, как и их услужники, вольные, не крепостные ("но в них не поселяне"). Живут они тут на территории деревенской, то есть с разрешения помещика.

Живут они явно без семей (ведь в качестве жителей хижин названы только они и их услужники. Допустим, их мужья еще могли бы просто быть вне дома, на своем трудовом поприще, - но тогда почему не упомянуты дети, старики и старухи, а также женщины некрасивые и обычной внешности? Что это за компактное проживание сплошь красавиц и их слуг?).

Они небогатые - живут в хижинах, но при этом имеют услужников - то есть либо кто-то их почему-то содержит (но это не крепостной гарем - они же не крепостные вовсе; и не-крепостным гаремом из содержанок барина они тоже служить не могут: почему бы помещик в свой гарем отбирал сплошь вольных, без единой крепостной? Кроме того, с прозрачным смыслом говорится, что эти женщины выбирают себе мужчин не по чинам - а гаремные женщины их вообще не выбирают), либо они работницы-промысловицы, и сами себе нанимают этих самых услужников, либо они наняты неким хозяином промысла как исполнительницы, и он уж им нанимает услужников.

Поскольку ни деревенских общежитий или микропоселений для женщин вообще, ни деревенских исправительных домов для проституток, ни Домов матери и ребенка не существовало (да и детей тут никаких не отмечено, только красавицы и услужники), то что же получается? И что это за такой промысел или вообще занятие, что занимаются им сплошь нежные красавицы, компактно живущие рядом друг с другом без старших, некрасивых, мужчин и детей? И характеризуются они тем, что не так разборчивы к мужчинам по части чинов, как женщины высшего общества? Как то ни было, трудами обычными они не заняты: кожа их нежна и бела, то есть не загорела на открытом воздухе летом и говорит об отсутствии черной работы (и подумать только, как это Грибоедов с дороги и нежную белизну углядел...)

И почему Грибоедов нарочито осекается, заговаривая о том, так что же напоминает ему все это? (Напоминает все это о... стоп, уйдем от этой темы, "не знаю, о чем именно").

Храм, скорее всего заброшенный, кстати: он стоит одиноко и рядом только хижины этих красавиц. И все это - сильно на отшибе - при дороге на мысе над озером. Но при действующем деревенском храме в норме стояли бы рядом или неподалеку дома и участки священника и причета. Очевидно, где-то еще построили новую церковь, а старую разрушать не стали.

Что же это такое за микропоселение?

(П.С. На всякий случай - любые попытки видеть в этих "красавицах" метафорическое обозначение каких-то не-человеческих существ или объектов (птиц, березки, животных, что угодно, кроме вполне реальных женщин) снимаются уже одной той фразой, что "здесь они [эти красавицы] менее озабочены чинами всякого рода". О березках или птичках и т.д. можно, конечно, в приступе противопоставления природы общественным путам сказать, что они, мол, чинов не знают и к чинам равнодушны (хотя от Грибоедова таких фиоритур ожидать трудно, он над духом таких фраз смеялся), - но никак нельзя сказать, что "здесь" они к чинам более равнодушны, чем где-то еще. Не знавал же автор каких-то таких птичек или какие-то такие березки, которые были более озабочены чинами, чем данные, парголовские...)
LinkReply

Comments:
From: ermenegilda
2016-07-17 04:55 am (UTC)
Священная проституция прямиком из древнего Вавилона?
"Красавицам чинов не присваивают" - написано об эпохе до модельного бизнеса. Там-то иерархия строгая.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shilovevgeniy
2016-07-17 09:11 am (UTC)
Эх, человек приезжал на пруды лебедей хлебушком покормить, а Вы его в гарем...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2016-07-17 09:41 am (UTC)
Почему священная?)

"до модельного бизнеса" - так теперь и в армии, и на госслужбе присваивают)

Edited at 2016-07-17 09:46 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: semonsemenich
2016-07-17 05:51 am (UTC)
Храм был не заброшенный (Если верить Вики)
Это была Церковь Спаса Нерукотворного Образа. "Промежуточный", второй, вариант: первая сгорела от молнии, а эта была разобрана при строительстве нынешней, каменной.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B0_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)
Кстати, если он стоит, по Грибоедову, "слева от дороги", то хижины "справа". Вы полагаете, справа от храма? Да скорее справа от дороги, по контексту.
Тогда красавицы к храму могли отношения и не иметь...


Edited at 2016-07-17 05:52 am (UTC)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-07-17 09:45 am (UTC)
Нет, это всего только Фомичев предположил, что описанная у Гр. церковь - тот самый храм Спаса. Может быть, прототипом был он, а может быть, и нет, - никаких доказательств первому нету; может, и вовсе никакого прототипа не было - в этом лит. очерке может быть сколько угодно вымысла; но в любом случае храм, как и любой объект из очерка может сколь угодно отличаться от прототипа (если он и был) и по виду, и по одинокости, и по чему угодно.

Справа по контексту скорее от мыса с храмом (там же точка с запятой), но да, в принципе, возможно, что и от дороги.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: semonsemenich
2016-07-17 06:20 am (UTC)
Т.к., очерк был для печати, то ни о каких гаремах не речь.
Скорее всего, это не женщины. Вообще не люди. Скотинка какая-нибудь особо ценная (земля-то Шуваловых). Коровки какие-то необыкновенные, свинки... Ну или куры-утки наконец.. Ну а торопливость услужников... Дык у ихних сиятельств не забалуешь...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nina_balbine
2016-07-17 07:08 am (UTC)
Скорее всего, что Вы правы. Это был пейзажный парк в те времена, т.е. справа от дороги, а не рядом с церковью, живописно расположили какую-нибудь ферму, вписав её в ландшафт. Красавицы - лошади? В усадьбе был конный двор.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: wyradhe
2016-07-17 09:49 am (UTC)
Это шутка, я так понимаю? Это свинок или лошадок Грибоедов поименовал красавицами нежной белизны, которые, в отличие от каких-то других красавиц, к чинам мужчин не так разборчивы?

Что касается печати - то в печати не могло бы, конечно, пройти прямое именование гарема (впрочем, как упоминалось, это и не моет быть гарем:)). А вот абзац без ясно выраженного смысла мог бы пройти какой угодно, лишь бы не было потенциально-(или реально) политических вольнодумных намеков. А мог и не пройти.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nell_2
2016-07-17 10:38 am (UTC)
Лебеди это,кмнк. Как раз на берегу озера.

Ну и сравнение простых нравов в природе, которая обходится без чинов с человеческим обществом в духе времени.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-07-17 10:47 am (UTC)
Стало быть, сплошь женского пола лебеди, - как это Гр. усмотрел еще и единнобразный пол этих птиц? - хижины - птичники, и да, это уж точно не поселяне. Фраза про чины, однако, говорит не просто о равнодушии к чинам, а о том, что ЗДЕСЬ оно больше у данных существ:

"но здесь они менее озабочены чинами всякого рода".

Здесь они менее озабочены чинами всякого рода, чем в иных местах / средах.

То есть Гр. знавал где-то еще лебедиц, которые были более озабочены чинами, чем эти, деревенские лебедицы?)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yu_sinilga
2016-07-17 10:59 am (UTC)
Театральное училище, скорее всего. Грибоедов же всё по актрисам таскался.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-07-17 11:21 am (UTC)
В деревне, в поместье, в "ряду хижин" неподалеку от одинокой церквушки, да еще там сплошь красавицы-женщины? Театральное училище включало бы, думается, людей разного пола и возраста, да и размещалось бы не за городом и не в "ряде хижин". Но почти так, думаю: см. всю ветку http://wyradhe.livejournal.com/471233.html?thread=16640449#t16640449

Edited at 2016-07-17 11:21 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent_2
2016-07-17 12:07 pm (UTC)
Тогда уж загородная дача театрального училища, чисто женская, для веселого и полезного проведения каникул снятая :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: haliplea
2016-07-19 05:24 pm (UTC)

меня другой момент интригует)

"Другого рода мысли и чувства возбуждает,


напоминают... не знаю именно, о чем; но здесь они менее озабочены чинами всякого рода".

Это ведь какие-то определенные мысли и чувства. Гр. пишет не столько о факте как наблюдатель, сколько о какой-то смысловой связи: эти девицы о чем-то напоминают, что противопоставлено озабоченности чинами.

Веселые девицы на промысле естественно не чинами бывают озабочены, а доходом. Это факт, особому сомнению не подлежащий) Но к чему бы здесь таинственный намек на особые мысли и чувства?
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2016-07-19 06:10 pm (UTC)

Re: меня другой момент интригует)

Думаю, что Грибоедов просто хочет намеком выразить (не для понимания читателей, которого во всем пассаже в любом случае как раз надо было избегать, а для себя самого и еще каких-то единиц), что храм (если понимать его правильно и видеть в нем то хорошее, что в нем можно видеть) и эта компания на самом деле друг другу не противоречат, они не противоположные начала воплощают, а симфонические. Хороший Бог и эта компания - друг другу не враги. Враги они только при ортодокс. предст. о боге и благе (Грибоедов совершенно точно от него сильно отклонялся, что лишний раз видно из этого пассажа при любой его трактовке) и ортодокс. же предст. о веселых девицах (и от него Гр. сильно отклонялся, что тоже известно независимо).

Ср. "Городок" Гумилева, где взнесенный над церковью крест
ясной и отеческой власти Творца мира мудрою человеческой речью провозглашает полное сочувствие, благосклонность и покровительство - чему? выражаясь ортодоксально, кощунственному блуду на кладбище (см. предыд. строфу, где по весне незамужние девицы тайком от всех милуются на кладбище со своими парнями); богатству и демонстрации его со стороны начальства (предводителев жеребец); взаимной наживе даже и с участием язычников и не самых честных людей - цыган; и все это настоящая человеческая жизнь, которой Господь в меру сил радуется и покровительствует, ее возглавляя. Это явно не такой Бог, каким его рисует Св. Писание - хотя Гумилев хочет сказать, что Бог-то это тот самый, просто Св. Писание несколько неверно его рисует, что с авторов взять...

У Гумилева Господь простирает покровительствующую руку над тайными прелюбодейными милованиями на кладбищах (**). Грибоедов веселых девиц, промышляющих самостоятельно (раз они не в одном доме, а по хижинам) ставит в симфонию храму, - одинокому, и именно тем самым более близкому к истинному Богу, чем к официальной организованной церкви (*). А мысли и чувства, о которых он пишет - это размышления и чувствования об этом самом истинном Боге и о том, что вот он-то и в самом деле исполнен human-friendly блага, и потому красавицы в хижинах с ним ничего не делят и с ним не в конфликте, а напротив.

(*) В Уединении Крылова и еще того более - сказано, что христианские действующие, принадлежащие к организованным гос. конфессиям, храмы, отягченные серебром и золотом, горят как в огне, а у их подножия стонет бедность, а честь и кротость тонут в собственных горючих слезах. Гумилев, напротив, действующую церковь организованной религии привечает, только считает, что говорит она совсем не то, как понимают ее речь сами же участники процесса. Грибоедов ближе к нему.


(**) Это тот самый Бог, который победу на Первой Мировой склонен давать тому, кто милосерднее всего станет обращаться с побежденным (Но тому, о Господи...) - то есть нечто вроде короля над состязающимися оружием вассалами, - он смотрит, кто соблюдает больше честь. Просто данный король и данные правила чести в эту самую честь включают с огромным весом великодушие и милосердие к поверженному врагу).

Или взять более далекий пример Деникина, который принял для себя (и напечатал потом об этом) твердый вывод, что правильное христианство и православие совершенно противоречат звериной морали, коей проникнут Ветхий Завет, исключают кару адом за самоубийство и т.д. И нисколько при этом не стеснялся того, что вообще-то православное христианство Ветхий Завет включает в свое Св. Писание, про самоубийство все твердо указывает и т.д.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)