?

Log in

No account? Create an account
Кентурион Крысобой и искусители. - wyradhe — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Кентурион Крысобой и искусители. [Apr. 14th, 2008|01:47 am]
wyradhe

 Кентурион Крысобой и искусители.


Действующие лица.

Кентурион Крысобой, обратившийся ко Христу -  отшельник (а может, в отпуске).
 
Бел-Зебуб – бел-зебуб. 
Присные Бел-Зебуба.
Левий Матвей.
 
 
Сцена изображает Тевтобургский лес. Кентурион Крысобой сидит на пеньке и закусывает полуфунтовой печеной акридой. На руке татуировка: рыба вроде нильского сомика и подпись I  LOVE  I.H.T.I.S. На груди медали, одна юбилейная, к 70-летию битвы при Акциуме. Остальные боевые. 
 
Слева и внизу в отдаленье – Бел-Зебуб и его присные. Справа и вверху в отдаленье – Л. Матвей.
 
 
БЕЛ-ЗЕБУБ:    Кентуриона Крысобоя ко мне.
ПРИСНЫЙ:     Не идет, Вашество.
БЕЛ-ЗЕБУБ:    Ты его блазнил? 
ПРИСНЫЙ:     Блазнил, Вашество…
БЕЛ-ЗЕБУБ:    Что отвечает?
ПРИСНЫЙ:     Все больше непечатное. Латынь-то - какой богатый язык, оказывается.
БЕЛ-ЗЕБУБ:    Престолами прельщал?
ПРИСНЫЙ:   А то ж! Отвечает: «Все, блин, уже читал! Сотней людей я уже командовал, а надо мной другие власти сидели. На престоле тысячами сотен командуешь, а над тобой все равно другие власти сидят. Командовал десятью – считай, все равно, что всеми. Подчинялся одному – считай, все равно что всем. К тем нулям, что под тобой, хоть сто нулей еще припиши, что поменяется? Вот может твой хозяин сделать меня таким, чтоб надо мной власти уже не было?»
БЕЛ-ЗЕБУБ:    Это прям в Мировые Боги просится? Фигась…
ПРИСНЫЙ:    Та ни, Вашество, Вы ж не дослушали… Он дальше говорит: «Если буду набольшим, так, значит, мне за все за это отвечать – на кой мне такое счастье? А самым нижним может меня сделать?»
БЕЛ-ЗЕБУБ (веселея):  А вот это уже в нашей компетенции…
ПРИСНЫЙ:   Та ни, Вашество, это он для смеху. Он дальше говорит: «Так в самые нижние идти я тоже не дурак. А посередине я уже наездился».
БЕЛ-ЗЕБУБ:   Вот зараза! Ладно, с другого конца зайдем…
 
(Является Крысобою в лесу).
 
КРЫСОБОЙ: …Т-мать! Всех акрид распугал! Садись, закусим, чем Бог послал.
БЕЛ-ЗЕБУБ:    Боже меня упаси закусывать тем, что Он посылает. А и мой добренький господинчик Крысобойчик, а нельзя ли повводить Вас во искушение?
КРЫСОБОЙ:    Рискни здоровьем.
БЕЛ-ЗЕБУБ (настороженно):    Это каким еще  здоровьем?
КРЫСОБОЙ:     Моим. Духовным.
БЕЛ-ЗЕБУБ:    Ах, ну да. Спасибо большое. (Приступает). Видите ли, мир, без балды, погряз во зле! Люди – та еще скотина. Вы и сами, в некотором роде…
КРЫСОБОЙ (равнодушно):    Учи ученого.
БЕЛ-ЗЕБУБ: А Господь Ваш, стало быть, всеблаг и всемогущ…
КРЫСОБОЙ (равнодушно): Ну, допустим.
БЕЛ-ЗЕБУБ: Так стало быть, Он попускает злу..
КРЫСОБОЙ (уверенно): Да ни в жись.
БЕЛ-ЗЕБУБ.     То есть как это ни в жись? Если Он всемогущ,  а зло есть, так Он его либо сеет, либо попускает!
КРЫСОБОЙ (теряет интерес к собеседнику): Да ни хрена. Завтра с другим анекдотом приходи.
БЕЛ-ЗЕБУБ (завелся)  Как это ни хрена? Ну смотрите – Он всемогущ? Всемогущ. А зло происходит? Происходит. Стало быть попускает? Попускает. А для чего попускает? Ради наущения и воспитания, не?
КРЫСОБОЙ (равнодушно): Ты альтернативно одаренный или в отпуске? Он же всеблагой. Разве всеблагой может зло попускать? 
БЕЛ-ЗЕБУБ:     Вот я и говорю, не может!
КРЫСОБОЙ:    Ну и я говорю, не может. Табло, однако.
БЕЛ-ЗЕБУБ (подбираясь). Значит, не сеет и не попускает… А оно есть!
КРЫСОБОЙ: А то ж.
БЕЛ-ЗЕБУБ (зеленея): Так тогда не всемогущий! Логика!
КРЫСОБОЙ:    Чё? Чё ты сказал, сам-то понял? Какая логика?
БЕЛ-ЗЕБУБ:     Как какая? Обычная! Я тебя к противоречию привел!
КРЫСОБОЙ:     Ты, козел, вали отсюда! Логика! К противоречию! Напугал ежа Декартом! Три в одном – это тебе как? Логика? Оно ж не трехголовое и не троечастное, оно ж разом и Один, и Трое! Нарушение аксиом числового мышления, веришь, нет?  Рожденну-несотворенну! Это тебе что, Кэрролл силлогизмами прописал? Сын, возникший одновременно с Отцом, но при этом от Отца! Ничего, проглотили, не лопнули -  против логики, а ничего, пережили. На то Оно свыше нашей компетенции. А тут им вишь логику подавай, нашли, наконец, куда ее засунуть! Слушай сюда: да, всеблагой, да, всемогущий, а зло все равно бывает только против его воли и без попущения его! И ни черта он никого мучением не воспитует, выдумали ж гадство! 
БЕЛ-ЗЕБУБ: Так как же это оно выходит, что он и всемогущий, и не воспитует, а оно против его воли и без попущения? 
КРЫСОБОЙ: Как выходит? А так и выходит, как в Одном на Троих соображать выходит! Логики здесь не больше и не меньше, чем во всем остальном! Как ты у меня сейчас отсюда на рогах выйдешь, вот так оно и выходит! Я те дам понятие о благости марать… Аристотель!
БЕЛ-ЗЕБУБ:    А… э… Ваша точка зрения для меня новая. Разрешите, я следующий ход у себя обдумаю.  
 
(проваливается)
 
КРЫСОБОЙ (вслед): На счет «раз» сгинул, каз-зел!
 
(Л. Матвей спускается к Крысобою).
 
Л. МАТВЕЙ (густо окая): Марче! Сколько учить-то тебя! То добро, что прогнал от себя Сатанаила, но то дурно, что теодицею опять отверг!
КРЫСОБОЙ:   И ты на счет «раз» сгинул, каз-зел! (Опамятовав) То есть не козел, а брат и апостол во Христе. Насчет «сгинул» подтверждаю.
Л. МАТВЕЙ (упавшим голосом): Я ж тебе вчера теодицею десять раз толковал. Слон бы понял…
КРЫСОБОЙ:    Вот слонам и проповедуй. Может, они и поверят, что Благой бог муками воспитывает и злу попускает. Правда, был я раз на парфянском фронте, там мужики говорили, слон индейский – зверь умный и нравом добрый. Так он, значит, не поверит. Ты иди африканским слонам объясняй, те, говорят, злее – может, прокатит…
Л. МАТВЕЙ:    Да что ж оно тебя так крючит от той теодицеи. Я вон ничего, вместил….
КРЫСОБОЙ:    Ты брат, мытарь, а я солдат. Кто не на картинке войну видел и ума не потерял, тому про благое воспитание муками не рассказывай.
Л. МАТВЕЙ.    Да отчего ж не рассказывать?
КРЫСОБОЙ:    Смешно сказать - нравственному чувству противоречит. Прям до печенок. 
Л. МАТВЕЙ (загораясь. Чешет как по писаному): Да я ж тебе говорил. Противоречит, правильно - а почему? Потому что грехопадением оно искажено, твое нравственное чувство! Цей компас румбу верно не покаже!
КРЫСОБОЙ (поднимаясь, засучивает рукава):    Не покаже? Ну ты жулье! Ты меня к своей Рыбе обращал, что при этом тявкал? Всмотрись, мол, в себя, там твое это, нравственное чувство сидит и что-то такое рассусоливает, мысли и дела друг друга оправдывают и обвиняют! Прислушайся, говорил, к своему нравственному чувству, ужели тебе не омерзело это да то, да ужели оно тебе дороги не укажет? Тогда мое нравственное чувство у тебя хорошим компасом было, ты меня по нему ориентироваться и звал! А сейчас, значит, оно румбу не покаже? Так может, оно его как раз тогда не показывало, откупная твоя душа? Ежели ему в таких главных вещах доверять не стоит, так какого ж дуба я тогда за тобой к Рыбе по его указке пошел, а ты тому поддакивал? Десятины захотели с Петром на пару?
Л. МАТВЕЙ (молчит).
КРЫСОБОЙ:    Так ты запиши себе на носу: то, что ты называл злом и скверной, от которых звал меня спастись, я эти вещи счел злом и скверной ровно тем самым участком души и ровно потому, почему и теодицею твою поганую злом считаю. Один и тот же голос на один и то же лад и то, и это мне говорит. И если я теперь по части теодицеи прошибся, и всеблагой вправду зло попускает, так стало быть, я и тогда прошибся, когда твои слова послушал и Рыбу твою на себе изобразил.  А ежели я тогда не прошибся, так не взыщи, не прошибусь и теперь! Про счет «раз» повторяю снова, третьего не понадобится!
 
Л. МАТВЕЙ (смывается вправо и вверх).
 
КРЫСОБОЙ (садится, один).: Эх, грехи, грехи… Достали, проклятые, хоть лес меняй. Акрида только остыла, теперь и в рот не возьмешь… Ну, с Богом. Укладываться пора. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и отпусти нам долги наши… как и мы...

 

LinkReply

Comments:
From: alexakarpov
2010-07-23 03:38 am (UTC)
Л. МАТВЕЙ (загораясь. Чешет как по писаному): Да я ж тебе говорил. Противоречит, правильно - а почему? Потому что грехопадением оно искажено, твое нравственное чувство!

Вы хитрый, да? =) Что ж у Вас Матвей ерунду такую говорит?

Нравственное чувство никаким падением не искажено, Крысобой совершенно прав, зло это зло, и мириться с ним совершенно нельзя, тем более оправдывать существование зла каким-то "промыслом Божьим", по которому зло "нужно". Если бы зло было нужно, его Бог бы сотворил еще в Эдеме. Сам сотворил бы, то есть не был бы всеблаг.

Источник любого зла в христианской традиции один и только один - это свободная воля разумных существ, в частности людей (хотя и не только их). Что надо Крысобою объяснить, так это то, что Богу было неинтересно создавать людей без свободы воли; хорошенькое было бы "по образу и подобию" при таком раскладе! А если они со свободной волей, то смешно было бы им немедленно сковывать руки и ноги колодками, "чтоб не сломали чего". Что такое героин Крысобой может и не знать (а это очень эффективное средство сведения свободной воли на нет), но что свобода и тюрьма с кандалами (вариант - комфортная клетка в зоопарке, со стенами, обитыми войлоком) это вещи плохо совместимые, это он знать должен.

Вот эта свобода и привела к тому, что люди поломали мир, все Творение, ни много, ни мало (т.к. все Творение было предназначен для них как царство, а они превратили его в тюрьму и место изгнания). Поломали они также и свою природу - хотя это не "также", а то же самое, потому что их природа - это тоже часть Творения. Причем самая главная часть, ради которой все остальное Творение существует.

Но поломанная человеческая природа по провидению Бога сработала в точности как предохранитель, который сам перегорел, но ценную аппаратуру спас. И она, пусть и в аварийном режиме - а именно так и следует понимать земную человеческую жизнь, это существование в аварийном режиме - продолжает работать, не смотря на аварию и катастрофу, случившуюся в Эдеме. Обратите внимание на слова Бога перед самым изгнанием, про то, что надо изгнать человека из Эдема, пока он не съел еще и плода с Древа Жизни (заметьте - доселе оно ему к поеданию не возбранялось) - иначе человек "обессмертил" бы свое падение, и все Творение пошло бы насмарку. Хуже поломанной и мутировавшей человеческой природы могло быть только одна - БЕССМЕРТНАЯ и ВЕЧНАЯ поломанная и мутировавшая человеческая природа.

Все слова про то, что Бог "попускает" зло, следует трактовать исключительно в том смысле, как ко злу надо относиться - бороться с ним, но и не впадать в отчаяние от того, что оно не кончается, а извлекать пользу, "вразумление", из любого зла, которое не удалось остановить или предотвратить (например, болезни или вообще смерть). А так все зло - исключительно последствия грехопадения, что-то вроде экологической катастрофы, произошедшей из-за греха отцов, плюс дети, конечно, продолжают грешить.

Edited at 2010-07-23 03:40 am (UTC)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2010-08-02 02:24 pm (UTC)
Крысобою было бы очень мудрено объяснить, как это всеблагой и всемогущий Бог не только попускает людям ИМЕТЬ злую волю, но еще и попускает им ее РЕАЛИЗОВЫВАТЬ (как в намеренных действиях, так в виде мора, глада и землетрясений).

Товарищу Чикатило Бог не может помешать устремить свою волю на зло, но Он отлично может помешать товарищу Чикатило исполнять эту свою волю - например, насылая на товарища Чикатило временный паралич всякий раз, как тот занесет руку для злодеяния.
Никаких оправданий благому и могучему существу в том, что оно этого не делает, христианская теодицея не приводит.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: alexakarpov
2010-08-02 02:45 pm (UTC)
Товарищу Чикатило Бог не может помешать устремить свою волю на зло, но Он отлично может помешать товарищу Чикатило исполнять эту свою волю - например, например, насылая на товарища Чикатило временный паралич всякий раз, как тот занесет руку для злодеяния.

разумеется, может - но меня очень огорчает, что товарищ Крысобой, такой большой, казалось бы, мальчик, не понимает, что жить в тюрьме это не называется свобода. Товарищ Крысобой РЕАЛЬНО хочет Большого Брата, который будет следить за каждым движением его сердца, и бить током каждый раз, когда его сердце отклонится от линии партии. Вот это действительно страшно - что товарищ Крысобой понятия не имеет, что слово "свобода" это пустой звук, и ИЗДЕВАТЕЛЬСКИЙ звук, если этой свободой нельзя воспользоваться, пусть и для страшнейшего зла и вообще самоубийства. Объявить человека "свободным" и тут же запереть его в тюрьму, в камеру со стенами, обитыми войлоком, и игрушками, прибитыми к полу, как в популярном анекдоте - ВОТ что противоречило бы понятию "всеблагой".
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2014-08-04 08:59 pm (UTC)
Прошу прощения, пропустил и отвечаю с опозданием на 4 года. Этот аргумент не работает вообще, потому что Господь и так устроил мир таким образом, что физических ограничений в нем миллион, он и так - камера, обитая где войлоком, где гвоздями. Товарищ Чикатило может мечтать о том, чтобы одним ударом убивать полгорода, или чтобы от одного прикосновения его пальца человека крючило от боли - но ничего такого сделать он физически не может, тут Господь ему почему-то без всякого попущения его злой воле поставил физическую преграду - стенку камеры поставил. А стенку, чтобы он вовсе убить не мог, значит. никак нельзя? Замечательная логика.

И второе. Когда Чикатило убивает старушку, воля Чикатило - убить старушку, воля старушки - от него отбиться, но у нее это физически не получается. Почему-то Господь в данном случае счел возможным обрубить физически реализацию воли старушки, но дать возможность реализации воли Чикатило. Что ж такой странный выбор, если мир все равно устроен так, что чья-то воля найдет себе препоны в виде стенки камеры?

Поэтому приведенный вами аргумент не работает. Он работал бы только в том случае, если бы любая воля могла быть физически реализована - т.е. пресловутой камеры бы не было. А так она есть все равно.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-08-02 02:28 pm (UTC)
"надо изгнать человека из Эдема, пока он не съел еще и плода с Древа Жизни (заметьте - доселе оно ему к поеданию не возбранялось)"

Натурально - по книге Бытия идея Бога состояла в том, что если человек доверится его инструкции (честной) или хотя бы будет себя с Ним честно вести и о своем недоверии задаст вопрос, и будет его инструкцию выполнять на деле - то рано или поздно дойдет до плода с древа Жизни и сам станет бессмертен.
Если же он решит, что его обманывают (облыжно решит), вынесет заочное решение по этому поводу и на этом основании обманет Бога сам - то станет смертен.

Единственное, что подмачивает эту картинку - это что Бог заранее знал, что выберет человек, - а тогда и сама картинка приобретает весьма пакостный характер.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: alexakarpov
2010-08-02 03:00 pm (UTC)
Единственное, что подмачивает эту картинку - это что Бог заранее знал, что выберет человек, - а тогда и сама картинка приобретает весьма пакостный характер.

это только потому, что Вы мешаете в одну кучу "предзнание" и "предопределение". Протестанты считают, что Бог _предопределил_ своим избранным спастись, а остальным _предопределил_ погибнуть. Православные как раз и считают, что тут очень "пакостный характер", именно - к счастью, они и не принимают никакой доктрины предопределения, а принимают только одну доктрину - доктрину СВОБОДЫ ВЫБОРА. Действительно, Бог, сотворивший самое время и пространство, "образом, превышающим всякое разумение", предвидел абсолютно все что произойдет во времени от самого начала и до самого конца; таким образом, он, конечно, ЗНАЛ, что Адам и Ева совершат грехопадение - но он не "подстроил" его, потому что это был их свободный выбор. Это только нам, существам, не сотворившим время и не видящим его целиком, кажется, что предзнание это тоже самое, что предопределение - единственное предзнание, которое нам дано, и осуществляется нами через предопределение: мы знаем, что если мы ударим по биллиардному шарику под таким углом и с такой силой, и если мы можем контролировать все внешние условия до какой-то степени и имеем хорошую математическую модель все рассчитать, то шарик проделает именно такую траекторию, в каждый момент времени которой мы предопределили, начальными условиями, его положение. А Бог, в отличие от этого, просто ЗНАЕТ, как все будет. Из того, что Он "уже" знает, никак не следует, что оно "уже" совершилось и никак "иначе" совершиться не может - это как раз наш свободный выбор. Вот в чем красота. Будущего ЕЩЕ НЕТ. То, что Бог его, тем не менее, "уже видел", объясняется, разумеется, не через человеческие законы "предопределения", а через напоминание себе о том, что Он выше реальности, выше разумения, выше причинно-следственных связей, выше бытия, выше небытия. Про него неправильно даже говорить, что Он существует - Он, разумеется, не "существует". Это слишком слабое слово. Так школьники, пытаясь понять, что такое, МАТЕМАТИЧЕСКИ, бесконечность, думают о миллиардах миллиардов, ну чтобы чуть получше понять идею. Любое число меньше бесконечности, и тут "почти любое" число меньше миллиарда миллиардов (в степени миллиард). Но миллиард миллиардов, возведенный в степень миллиард миллиард раз, ДАЖЕ И НЕ НАЧИНАЕТ ПРИБЛИЖАТЬСЯ к бесконечности. Он так же далеко отстоит от нее, как единица. А может и дальше, в силу того, что так старается =))

Вот что надо объяснять Крысобою, а не жевать сопли "этики". Вот в каком месте уместно говорить про необъяснимое, а не тупо ронять "необъяснимо" туда, где как раз еще можно - и нужно - объяснять про банальную свободу.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2014-08-04 09:01 pm (UTC)
Да нет, я как раз рассуждаю в рамках признания свободы непредопределенной воли, а не предопределения. Картинка получается малоприятной и просто при предзнании, без предопределения.
(Reply) (Parent) (Thread)