wyradhe (wyradhe) wrote,
wyradhe
wyradhe

Category:

Господи, что есть, доколе?

Господи, что есть, доколе?

Глаза уже устали читать граждан, которые доказывают, что нет, не наводил Ал-р Ярославич татар на брата Андрея в 1252, когда ездил в Орду (после чего оттуда и послали на Андрея рать Неврюеву), ибо-де Татищев, будто бы цитирующий летописный текст, сообщающий о том, что Ал-р в этой поездке жаловался монголам на Андрея и просил их сместить брата в его, Ал-ра пользу (" И жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана, взя великое княжение под ним, яко старейшим, и грады отческие ему поимал, и выходы и тамги хану платит не сполна. Хан же разгневался на Андрея и повелел Неврюю султану идти на Андрея..."), - Татищев эти фразы попросту сочинил сам, стилизовав под летописный слог. Сомнений в том, что фразы эти сочинил Татищев, мало ( http://wyradhe.livejournal.com/324101.html?thread=9880069#t9880069 ), но то, что Ал-р навел тогда монголов на Андрея, известно вовсе не из этого текста, а вполне доказывается Никоновской летописью (что, кстати, значит, что и в 16, и в 17 веках в этом наведении не сомневались), ибо там стоит (ПСРЛ X 138):

"В лето 6760. Иде князь велики Александр Ярославич во Орду к царю Сартаку, Батыеву сыну, и приат его царь с честию. Того же лета прииде изо Орды Невруй царевичь, и князь Катиак, и князь Алыбуга храбрый ратью на великого князя Андрея Ярославичя Суздалскаго, внука Всеволожа, правнука Юрья Долгорукаго, и на всю землю Суздалскую. Князь велики же Андрей Ярославич Суздалский смутися в себе, глаголя: «Господи! что се есть, доколе нам меж собою бранитися и наводити друг на друга татар; лутчи ми есть бежати в чюжую землю, неже дружитися и служити Татаром". И собрав воинство свое иде противу их..." (Пошел великий князь Александр Ярославич в Орду к царю Сартаку, сыну Батыя, и царь принял его с честью. В тот же год царевич Невруй, и князь Катяк, и князь Алыбуга Храбрый пришли из Орды войной на великого князя Андрея Ярославича (...). Князь же великий Андрей Ярославич Суздальский расстроился, говоря: «Господи! что же это? Доколе нам между собой враждовать/ссориться и наводить друг на друга татар? Уж лучше мне [было бы] бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!" И собрав войско свое, пошел против них...")

Процитированный текст не оставляет вообще никаких сомнений в том, что Андрей Ярославич считал (или летописец, вложивший ему эту фразу в уста, считал), что Неврюеву рать навел на него Александр и что тем самым он вершил свою ссору с Андреем (из-за стола).
В свою очередь, это мнение Андрея/летописца не оставляет разумных сомнений в том, что так оно и было. (Как и аргументировал еще Соловьев).

Как стоят по сему случаю на голове нек-рые современные злосчастные апологеты Ал-ра (злосчастные - потому что этот момент никаких трудностей не образовывал ни для самого Ал-ра, ни для древнерусской традиции) - и представить себе трудно.

Никоновская летопись в 16-17 веке пользовалась великой славой, Александр значился святым, и никак это не мешало тому, чтобы в этой самой летописи прекрасно сохраняли пассаж, заведомо не имевший иного смысла, кроме того, что Ал-р навел так-таки Неврюеву рать на Андрея. Горестный упрек Андрея по сему поводу передан в тексте, но этот упрек, отмеченный и воспроизводимый традицией, не мешал ей самой относиться к Ал-ру очень хорошо.

Как это так получалось, лишний раз поясняет летопись Лаврентьевская (166): "В лето 6760. Иде Олександръ, князь Новгородьскый, Ярославич в Татары. И отпустиша и с честью великою, давше ему старейшиньство во всей братьи его. В то же лето здума Андрей князь Ярославич с своими бояры бегати, нежели цесаремъ [царям, т.е. ханам Улуса Джучи] служити, и побеже на неведому землю со княгынею своею и с бояры своими. И погнаша татарове в следъ его и постигоша и у города Переяславля.. (...) и, много зла створше, отидоша. (...) Того же лета приде Олександръ, князь великый, ис Татаръ в град Володимерь. И усретоша и со кресты у Золотых воротъ митрополитъ и вси игумени и гражане, и посадиша и на столе отца его Ярослава, тисящю предержащю Роману Михайловичю и весь рядъ. И бысть радость велика в граде Володимери и во всей земли Суждальской".

Летописец, хоть и спутанно излагает ход событий (Неврюй вовсе не гнался за убегавшим Андреем, а разбил его, когда тот совершенно никуда бежать не собирался, и уж тогда тот бежал), говорит коротко и ясно, с явным осуждением в адрес Андрея: "Вздумал Андрей князь Ярославич [лучше] со своими боярами бегать, чем царям [ордынским ханам] служить". Летописец отражает здесь ту точку зрения, что глупо было тогда вести антиордынскую крамолу, а разумно было служить ордынским царям, и описывает радость, которая, по передаваемой им традиции, настала во Владимире по случаю того, что вместо Андрея Орда дала великое княжение Ал-ру и по следам Неврюя он прибыл во Владимир и сменил там в качестве князя смещенного и прогнанного татарами Андрея.

Сам Андрей, несмотря на свое сокрушение по поводу "служения татарам", был много лет до того им вассалом (наряду с Ал-ром), да и потом, помирившись с Ал-ром, вернувшись и получив удел, опять таковым вассалом оказался. Батюшка Ал-ра и Андрея также был таковым вассалом.

В общем, прежде чем начинать наводить против ясного указания источника тень на плетень ради очищения Ал-ра от обвинения в "измене родине", стоило бы соответствующим старателям заметить, что наведение татар на Андрея и получение из рук татар великого княжения, отобранного от Андрея, не было по понятиям ни того времени, ни следующих веков никакой такой изменой.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments