Странно, почему эти термины - левые и правые - так прижились в европейской и европоцентристской (= мировой) политической терминологии за последние 200 лет.
Сколько я мог заметить, реальное наполнение у них такое.
В каждом обществе в каждое время есть некоторая мера ограничиваний, стеснений, подчиняющего контроля, произвольного распоряжения и, наконец, мера свободы применения своих преимуществ и силы в ущерб другим, - которые те или иные "социально сильнейшие" могут практиковать и использовать (согласно действующей норме) в отношении тех или иных "социально слабейших". Верхи общества - в отношении его низов, государство/правитель - в отношении подданных, все общество в целом или корпорация - в отношении отдельного своего члена, работодатель - в отношении работника, мужья - в отношении жен, старшие родственники - в отношении младших и т.д. Назовем это все "давлением сильнейших на слабейших / возможностями подавления сильнейшими слабейших".
Подчеркну, что сам тот факт, что В КАКОЙ-ТО мере такие-то социально сильнейшие имеют права к чему-то принуждать социально слабейших и так-то применять свою превосходящую силу им в такой-то ущерб, - факт не просто неискоренимый, а необходимый, оправданный и неотъемлемый факт человеческого общежития. Избавить от этого людей можно только убив их, а приблизиться к такому избавлению - только поместив их в кромешный ад. Этика и прочие законы общежития вовсе не запрещают ан принсип причинять другому ущерб, пользуясь своим превосходством над ним, или подневольно для него ограничивать его и распоряжаться им. Этика и законы общежития всего лишь регламентируют такие вещи и ставят им границы, а также указывают, что ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ, чем меньше всего такого, тем лучше. Прочих равных, однако, никогда не бывает, а мера и виды всего сказанного в разные времена в разных обществах бывают разные, оправданные и неоправданные, необходимые, просто терпимые или недопустимые, вписывающиеся в справедливость данного общества и людских сообществ вообще как в систему или не вписывающиеся в нее.
Так вот, насколько я могу судить, "правыми" приобыкли называть тех, кто хотел бы удержать действующую меру "давления сильнейших на слабейших" (в каких-то сферах) или увеличить ее (будь то правдами или неправдами и будь сама эта действующая мера оправданна, необходима или нетерпима).
А "левыми" приобыкли называть тех, кто хотел бы понизить эту меру (в каких-то сферах), и тоже - правдами или неправдами и независимо от того, насколько необходима или оправданна сама эта текущая мера. При этом ради такой цели разные "левые" сплошь и рядом готовы одобрить сколь угодно резкое и преступное ПОВЫШЕНИЕ этой меры в тех сферах, которые их волнуют меньше или не воспринимаются ими в качестве таковых. Например, какой-нибудь Пол Пот ради (номинально) ограждения социально слабых от частной эксплуатации социально сильными охотно идет на предоставление гос-ву и его функционерам права массово убивать граждан, а общинам - своих членов "по социальным показаниям". Ювенальная юстиция ради избавления слабых членов семьи от частного произвола сильных (как от неоправданного, так и от вполне допустимого) ввергает тех и других во власть намного более общественно-вредного и недопустимого в принципе узаконенного произвола безответственных функционеров. И т.д.
Многие левые злостно считают, что эта мера (возможностей подавления сильнейшими слабейших) вообще должна быть приведена к нулю. Злостно - потому что добросовестно считать это возможным никак нельзя (если ты вменяемое лицо старше трех лет и задумался об этом больше, чем на пять минут). И реальной мотивировкой у левых сплошь и рядом является ненависть и зависть к сильнейшим, а вовсе не сочувствие к бедам слабейших и желание избавить людей от несправедливостей. Если бы реальным мотивом было второе - то соответствующее лицо и само не было бы Лениным, и не относилось бы ко всевозможным лениным и к их благоприятелям иначе, как к преступным и злейшим врагам. Многие левые удовлетворяют этому критерию?
Для правых истинным мотивом сплошь и рядом является желание самоутверждаться за счет топтания слабейших (или ассоциирования себя с таким топтанием - в компенсаторных целях такое ассоциирование нередко проводят даже сами слабейшие, от него терпящие). "Вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно". Если бы реальный мотив был другим, никакое одобрение гайдарочубайсов или реднекство были бы невозможны (по крайней мере при умственном и информационном цензе, превосходящем таковой у второгодника лесной школы).
В то же время люди могут по самым лучшим мотивам и самым безупречным образом защищать самую оправданную и необходимую меру-возможностей-давления- сильных-на-слабых от самых преступных посягательств на нее,
и наоборот, они могут по самым лучшим мотивам и самым безупречным образом бороться с самой преступной и нетерпимой мерой-возможностей-давления- сильных-на-слабых. В обоих случаях они одинаково стоят за справедливость и часто делают это исходя из одной и той же системы принципов и ценностей, и часто это вообще одни и те же люди - но в первом случае это будет описано термином "правый", а во втором - "левый"!
Спрашивается - какой смысл оперировать терминами "правые" и "левые", каждый из которых покрывает и смешивает воедино и самых преступных бандитов, изгаляющихся над людьми и человеческим общежитием, и тех, кто с ними борется, - на том сугубо схоластическом основании, что одни хотят действующую меру-давления-сильных-на-слабых в таких-то сферах удержать, а другие - понизить?
Ведь это все равно, что ввести понятия "нагреватели" и "охладители", и в первое понятие одинаково включать пироманьяков, садистов, сжигающих людей заживо для удовольствия, хозяйственников, занимающихся теплоснабжением, производителей теплой одежды и т.д., а во второе - врачей, ставивших опыты по заморозке заживо, с теми, кто обмахивается веером и т.д.
И добро бы эти термины были такими уж практически необходимыми или давнишними. А им всего-то двести лет, они сугубо региональны по происхождению, и все эти двести лет ничего, кроме вреда и глупостей, от оперирования ими не происходило. Даже пресловутая "добродетельная энергия дэ" - и та менее некорректна и фантомна как понятие.
Зато этими терминами очень просто пользоваться, поскольку судить да рядить о том, какая мера давления сильных на слабых когда и где приемлема, сложно - а заметить, что Вася хочет ее тут-то повысить или удержать, а Коля хочет ее там-то понизить - просто.
Точно так же как решить, когда надо начинать и кончать отопительный сезон, и какова правильная мера подгревания / охлажения - требует существенно большего напряжения мозгов, чем простая констатация того, что вот сейчас температуру повышают, а сейчас - понижают.
Но, имхо, это та самая простота, которая хуже воровства.