wyradhe (wyradhe) wrote,
wyradhe
wyradhe

Categories:

Самаряне: запоздавшие люди. Ч. 4.

Самаряне: запоздавшие люди. Ч. 4. (предыдущая - http://wyradhe.livejournal.com/269663.html )

Итак, к 175 г. до н.э. и Северное, и Южное (иудейское) былые государства израильтян уже несколько веков существовали во "втором издании" в виде автономных округов Самария (с 331 г. - со столицей в Сихеме) и Иудея - эту автономию дал им Кир II еще в 530-х гг., а руководящую роль в организации этих автономий сыграли самарийские и иудейские роды, вернувшиеся из вавилонского плена на земли предков с разрешения того же Кира. К 175 г. до н.э. обе автономии были монотеистическими и почитали Пятикнижие в качестве Священного Писания (Иудейская автономия такой была с момента основания в 530-х гг., а окончательно закреплен и ужесточен ее монотеизм был в середине 5 века, при Эзре и Неемиии; Самарийская автономия приняла монотеизм Пятикнижия между 340-ми и 180-ми гг. до н.э.). Самаряне почитали Яхве в храме на горе Геризим (утверждая, что именно это - правильный храм, на месте коего святилище Яхве по Его же, Яхве, приказу существовало еще со времен Навина) и именовали себя "израильтянами, приносящими жертвы на Геризиме". Иудеи почитали Яхве в Иерусалимском храме и к претензиям самарян по поводу храма Геризимского относились с крайней враждебностью. Специфика ситуации состояла в том, что Иудея все это время (уже к середине 5 века до н.э. и далее) вообще наотрез отказывалась (вопреки истине) видеть в самарянах израильтян и потомков израильтян Северного царства, а считала их даже не каким-то определенным народом, а ни рыбой ни мясом, переселенческим сбродом из чужестранья с бору по сосенке. В Книге Иисуса бен-Сира (составлена в 190 х-180 х гг. до н.э.) о самарянах сказано (50:27-28): «Двумя народами гнушается душа моя, а третий даже и не народ: это обитающие на горе Сеир [идумеи], и филистимляне, и дурачье, обитающее в Сихеме [сихемцы, т.е. самаряне]». Обычным обобщающим названием для самарян у иудеев было слово "кутайцы" (хуфейцы), т.е. люди из города Кута в Вавилонии (откуда Саргон II приселил каких-то жителей на территориию аннексированного им Северного царства). Самарян так именует и Иосиф Флавий в конце 1 в. н.э., и пост-талмудические трактаты.

В 160-х гг., однако, грянула отмена и запрет монотеизма и культа Яхве как в Иудее, так и в Самарии - трудами их же собственных верхушек при поддержке их селевкидского повелителя, Антиоха IV. Вопреки ортодоксально-патриотической иудейской традиции последующего времени, Антиох ни в какой степени не был инициатором этого переворота - напротив, первосвященникам Иудеи (которые все это и затеяли) пришлось ему специально платить огромные суммы деньгами и сокровищами и за санкцию на начало этого переворота, и за поддержку его на следующем этапе - и только потом это стало уже вполне их общим делом. В этой истории до странности много карикатурно и внешне общего с падением советской идеократии - с поправкой на грубость нравов 2 века до н.э. и т.п. Есть в ней, так сказать, и свой Горбачев (первосвященник Ясон), и свой Ельцин (первосвященник Менелай), Антиох сойдет за вашингтонский обком, а "освобождение от идеократии" аукнулось большинству населения Иудеи (кроме столичной верхушки!) так, что тамошние Анпиловы-Квачковы так-таки вынесли тамошних "реформаторов", подняв партизанскую войну сельской и мелко-городской округи против столицы и выиграв эту самую войну.

В Иудее и Самарии было тогда своего рода двоевластие: власть царя представлял селевкидский комендант селевкидского гарнизона в цитадели столицы каждого округа, а местную автономию - местные власти (в Иудее - первосвященники иерусалимского храма Яхве). Около 175/174 г. Иешуа, брат иудейского правителя-первосвященника Онии III, поднес только что воцарившемуся Антиоху IV огромный бакшиш, чтобы тот назначил его правителем-первосвященником вместо брата и дал ему право преобразовать Иерусалим (именно Иерусалим, а не всю Иудею!) в автономную городскую общину образца эллинистических автономных полисов по "антиохийскому праву" (так назывался тип гражданских прав в соответствующих автономных полисах) и ввести там эллинские обычаи. Царь согласился. Иешуа как первосвященник сменил имя на греческое Ясон, жители Иерусалима (но не прочие иудеи) получили обособлявшие их от соплеменников права граждан полиса "антиохийского" образца. Ясон учредил греческое училище, палестру, игры по греческому образцу, применение на них искусственной крайней плоти и даже посылал в соседние языческие города дарственные средства на жертвы тамошним языческим культам. "И добром показалось это в глазах многих", констатирует 1-я Кн. Маккавейская; "отступили они от Святого Завета, соединились с язычниками и продались в наймиты Злу".

При Ясоне еще пытались сочетать ортодоксальный монотеизм Яхве с греческими обычаями как якобы ему не противоречащими. Но в 171 г. некий другой Ония, находившийся на службе Ясона и принявший имя Менелая, был послан Ясоном к Антиоху с уплатой очередного транша бакшиша, поднес от себя Антиоху еще больший бакшиш и получил от него первосвященничество. Вот так нежданно смещенный, к своему изумлению, Ясон вынужден был бежать во владения арабского Набатейского царя (вассала Селевкидов), а именно в Аммонитиду (входившую тогда в Набатейское царство). Ония-Менелай как первосвященник взялся за дело бодрее. Кто был этот Менелай, не вполне ясно: одни говорят, что он был братом Ясона и Онии III, а другие - что он вообще не принадлежал к первосвященническому роду Аарона, а был из племени Вениамин (=часть иудеев: племя Вениамин осталось в составе Южного царства, Иудеи еще при разделении Израиля на Север и Юг в 10 веке) и приходился сыном Шимону Вениаминиту, давнему врагу смещенного первосвященника Онии III. Похоже, что вернее второе.

Менелай вскоре организовал убийство давно отставленного Ониии III; сам он в итоге влетел под суд Антиоха, а брат Менелая, Лисимах, был убит восставшими иерусалимцами. Но восстание подавили, а Менелая Антиох простил и потвердил его первосвященнический ранг.

Тем не менее в 170 г., когда Антиох был в походе на Египет*), Ясон с малым отрядом приверженцев набежал в Иерусалим из Аммонитиды и бОльшая часть жителей встала на его сторону против Менелая (правда, наследные правители Аммонитиды, хоть ныне и подвластные набатейским арабам - потомки израильтян Северного царства Тобиады - поддержали как раз Менелая, но привело это только к тому, что самим Тобиадам пришлось бежать из Аммонитиды). Менелай и часть его сторонников насилу успели запереться в иерусалимской цитадели вместе со стоявшим там селевкидским гарнизоном, а сам город перешел под контроль Ясона, учинившего резню среди сторонников Менелая. Менелай и Тобиады воззвали к Антиоху за помощью (передавали, что они уже тогда изъявили царю намерение вовсе отказаться при возможности от культа Яхве). Однако Ясон, видя, что цитадели ему не взять, и не собираясь дожидаться расплаты, убежал обратно в Аммонитиду - но набатейский царь отказал ему в поддержке, и пришлось ему бежать к врагам Селевкидов, в Египет (а оттуда он и вовсе уехал в Спарту, где и помер; спартанцы дали ему приют, поскольку многие из них разделяли ту созданную эллинизированными иудеями версию, что иудеи и спартанцы - одинаково потомки Авраама). Менелай восстановил - по крайней мере частично- номинальный контроль над городом Иерусалимом, но бОльшая часть населения была ранее за Ясона, а теперь готова восстать (были, видимо, и стычки, а какие-то районы города могли и вовсе не покориться Менелаю), так что Менелай по-прежнему хотел помощи от царя и готов был за нее хорошо заплатить. Соответственно, Антиох на обратном пути подступил к Иерусалиму, люди Менелая впустили его в город, и он учинил большую резню враждебной Менелаю части населения Иерусалима. Менелай же ввел его в храм Яхве и вручил ему там множество храмовых сокровищ. После этого Антиох вернулся в свою столицу, усилив в помощь Менелаю селевкидский гарнизон в цитадели Иерусалима (и поставив над этим гарнизоном нового начальника - Филипппа Фригийца). В округе Самария на всякий случай тоже были размещены новые контингенты под началом Андроника, да не где-нибудь, а непосредственно на горе Геризим, при храме самаритян. Было все это в 143 г. Селевкидской эры (1 Макк. 1:20) = в 170/169 (*: много конфузии в этот вопрос внесло сообщение 2 Макк 5:1, по которому это было при возвращении Антиоха из "второго похода" на Египет, а вторая война Антиоха с Египтом была позже. Но дело в том, что 2 Макк. здесь считает "первым" походом вовсе не первую войну Антиоха с Египтом, а его демонстративный поход к египетской границе по случаю воцарения нового Птолемея в 173 г., о котором говорит та же 2 Макк. 4:21-22. Войной этот поход не был, а походом был).

Вскоре в Иерусалиме опять обострилось противостояние между менелаевцами и прочими эллинизаторами, с одной стороны, и их противниками, с другой. На помощь Менелаю Антиох послал стратега Келесирии Аполлония с 22 тысячами войска. Аполлоний подошел к городу, притворяясь, что явился с миром, и никаких акций против него не предприняли. В субботу он ворвался к Иерусалим и учинил там новое избиение в поддержку Менелая и его сторонников. Стены Иерусалима были разрушены, чтобы враги Менелая не смогли бы обороняться в нем при возможном будущем их восстании. Цитадель (Акру), напротив, обвели новой стеной, и сторонники Менелая и эллинизации сселились туда со всего города - стало быть, противостояние достигло такого градуса, что продолжать жить в городе им было бы опасно. Затем Аполлоний, подкрепив таким образом менелаевскую партию, удалился (все это происходило в 145 году Селевкидской эры = 168/167 г. до н.э.). Но и после этого вокруг Храма продолжались стычки между людьми из цитадели и их наиболее отчаянными противниками из города, атаки людей из цитадели на тех, с кем они хотели расправиться в городе и т.д.

Наконец, в 166 г. (146 г. селевкидской эры, Ant.12.264) Антиох, исполняя давно оговоренный с ним Менелаем и его посланцами замысел, прямо потребовал через своего эмиссара, Геронта Афинянина, от Иудеи и самарян под страхом свирепых наказаний отказаться от культа Яхве (2 Макк. 6:1-2). Самаряне без сопротивления согласились и стали почитать в храме на горе Геризим некоего бога, отождествленного с греческим Зевсом Ксением (т.е. Зевсом – покровителем чужеземцев, 2 Макк. 6:2, Ant. 12.257 ff.; нельзя исключить, что они отождествили с Зевсом самого своего Яхве); в Иудее же Менелай ввел вместо запрещенного отныне Яхве культ не вполне ясного языческого бога, которого отныне и почитали в Иерусалимском храме. Согласно Книге Даниила это был «Бог крепостей», но в то же время не греко-македонский бог, Дан.11:37-39 - автор с негодованием пишет, что и не бога своих отцов пожелает ввести Антиох в Иерусалиме, и даже не бога своих жен ради их желания пожелает он ввести в Иерусалиме - то есть даже и не таков он, как другие, былые посягатели на культ Яхве внутри и вне Израиля. В других источниках этот бог отождествлен как Зевс Олимпийский, 2 Макк. 6:2, Malalas p. 206; почитание его - «мерзость запустения», Дан. 11:31, 1 Макк. 1:54 слл). Любопытно тут то, что древнееврейские авторы, получается, никак не могут назвать этого бога по его собственному имени - большинство его определяет по его отождествлению с Зевсом, но из книги Даниила мы знаем, что как таковой это был вовсе не Зевс - это был вообще не греко-македонский бог - и вот на тебе, книга Даниила-то и вовсе не называет его по имени, а величает только эпитетом "Бог крепостей". Если это был западносемитский верховный бог Эль, такая невыговариваемость его имени стала бы понятна, поскольку слово "Эль" у евреев давно стало обозначением Яхве в значении "Бог", и фраза "они сменили культ Яхве на культ Эля" в глазах правоверного еврея была бы так же нелепа, как в глазах христианина - фраза "они сменили почитание Христа на почитание Бога-Сына".

В Иудее сочинили даже историю, по которой самаряне, чтобы избежать надзора и притеснений со стороны царских представителей, проверявших исполнение запрета культа Яхве, послали Антиоху письмо (эта липа приводится от слова до слова Иосифом Флавием), где отрицали свое израильское происхождение, заявляли, что они по происхождению вовсе не родня иудеям, а «сидоняне», т.е. ханаанеи, что никакого Яхве они и вовсе никогда не почитали, а что в храме на горе Геризим они до сих пор почитали не Яхве и вообще не какое бы то ни было определенное божество, а использовали его как «святилище без определенного назначения для различных жертв» (!) - а потому и не надо распространять на них запрет культа Яхве и проверку его выполнения (Ant. 12.257- 264). Письмо это - несомненный вымысел: было бы совершенно бессмысленно пытаться уверять Антиоха, что в Геризимском храме до сих пор почитали не Яхве, а это-де просто был такой храм ни для кого определенного, а так - вообще на всякий случай. Да отрицать свое израильское просхождение самарянам было бы бессмысленно (как я уже упоминал, две грекоязычные надписи, оставленные самарянами на Делосе в первой половине II в. – одна ранее 166 г., другая уже после него, ок. 150 г. - одинаково определяют самих самарян как «израелитов, что делают приношения святилищу Аргаризеин» = Ар-Геризим).

В Иудее запрет культа Яхве, Священного Писания и т.д. подкреплялся террором против тех, кто в самом Иерусалиме и за его чертой сохранял эту веру и ее основные обряды. К этому добавлялись две фундаментальные вещи: со 174 г. жители Иерусалима были отделены как особая община с "гражданством по антиохийскому образцу" от всех остальных иудеев, живших "за МКАД" - а вот подати с этих всех остальных Иерусалим по-прежнему исправно тянул и на себя, и специально на свой Храм - теперь храм "Бога крепостей". Сочетание всего этого - иерусалимские эллинизаторы отделились от всего народа за пределами Иерусалима, стали отдельной, привилегированной сравнительно с ним общиной по "антиохийскому праву", продолжают тянуть с народа подати на себя, а также рассылают по стране инквизиционно-карательные отряды, проверяющие, кто там тайно продолжает практиковать старую веру, и предающие за это смерти -

вызвало понятную реакцию. Фундаменталистское восстание Маккавеев-Хасмонеев создало восстановленную монотеистическую Иудею; самого Менелая казнил в 161 Антиох V, но иудейские сторонники язычества по-менелаевски и "либеральных", эллинизированных по моде начала 2 века до н.э. или по моде Ясона версий иудаизма продолжали держаться и в иерусалимской цитадели - Акре, и в других местах даже еще много после того, как сам город Иерусалим и его Храм перешли в руки Маккавеев. При победах Маккавеев они истреблялись или бежали в соседние земли.

Округ Самария, напротив, остался верен Селевкидам, просто по смерти Антиоха IV он вскоре вернулся к монотеизму и в храме на горе Геризим самаряне вновь почитали Яхве как такового.

Маккавеи-Хасмонеи оставались враждебны самарянам как верноподданным Селевкидов. В середине II в. Хасмонеи завоевали три района округа Самария – Афериму (гору Ефрем), Лидду (Лод) и Рамафу (Раматаим-Цофим); ок. 144 при очередном примирении с Хасмонеями Селевкиды признали за Ионатаном (хасмонейский правитель Иудеи в 161-143 гг.) все эти территории. Его преемник Симон (143-135 г.) взял, наконец, в 141 г. Акру, покончив с самостоятельной политией иудеев-язычников и уничтожив ее членов.

Тот же Симон рассылал пограничные отряды, силой препятствовавшие доступу самарян к их храму на горе Геризим. Иоанн Гиркан Хасмонейский (135-104 гг.) в кампаниях 128 г. и 108 г. захватил у Селевкидов и аннексировав всю область самарян, разгромив и разрушив Сихем, Самарию и храм на горе Геризим . Тем не менее в какой-то промежуточный момент своего правления, когда область самарян еще не была завоевана им полностью , а храм на горе Геризим еще существовал, Иоанн Гиркан, вступив в конфликт фарисеями и саддукеями своего царства, попытался распололожить к себе самарян: согласно самарянскому преданию, он вновь открыл им тогда свободный доступ к храму на горе Геризим, официально признал его храмом Яхве (наряду со своим, Иерусалимским) и сам хотел совершить туда паломничество, но самаряне отказали ему в этом - что, разумеется, должно было положить конец этой попытке примирения и обострить его конфликт с самарянами.

Итак, в конце II в. четырехвековая самарянская автономия перестала существовать, будучи аннексирована Иудеей. Наступил финальный этап кристаллизации самарянской этнорелигиозной традиции.
Tags: Ахав сын Омри и другие истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments