Десять лет назад благодаря юзеру Stephanicus я попал в парижский Музей Карнавале, и за это, среди прочего, очень ему благодарен. Одно из самых лучших мест, какие я видел в жизни.
Больше всего мне там понравился бюст Марии-Антуанетты - чем-то отличающийся от всех прочих виденных мной ее бюстов, и отличающийся так, что я его немедленно зачислил в личную десятку избранных скульптур. С тех пор я за десять лет много раз пытался выцепить изображение этого бюста (фотоаппарата у меня не было) и информацию о нем, и всякий раз безрезультатно - а вот теперь случайно нашел, благодаря французским фэнам соответствующих сюжетов, и не только этот бюст, а и немалую часть Музея Карнавале, выложенную предмет за предметом по адресу: http://maria-antonia.justgoo.com/t2479p45-le-musee-carnavalet (там как раз бюст) плюс смежные страницы.
Сам бюст (на кликабельной картинке ниже - слева, два фото с указанной страницы о Музее Карнавале) - один из многих бюстов, сделанных по определенной модели Севрской мануфактуры. Кто автор этой модели - точно неизвестно; на аукционе Кристи продавали минимум два ее экземпляра, и в одном случае одни эксперты Кристи атрибуировали ее "предположительно Буазо", а в другом случае - Феликсу Венгмюллеру (Wengmuller, не знаю, как это произносили тогда во Франции - Ванмуле?). Эксперт из Réunion des musées nationaux утверждает, что модель все-таки принадлежит Буазо, хотя традиционно приписывается Венгмюллеру (Il en est ainsi du modèle créé par Boizot dans les années 1780, le buste de Marie-Antoinette drapée, dit de Wengmuller, http://www.catalogue-moulages-rmn.com/html/1/selection/page_notice-ok.php?Ident=D&NoticeId=408&myPos=1 ). Глядя на выражение лица на бюстах Марии-Антуанетты, заведомо принадлежащих Буазо и Венгмюллеру, я бы все-таки здесь ставил на Венгмюллера.
Эта модель существует во множестве несколько отличающихся друг от друга экземпляров, и тот, что находится в Музее Карнавале - по-моему, совсем особенный. На картинке он слева, а справа - всякие другие экземпляры той же модели (один-два из них, правда, близки к экземпляру Карнавале по выражению). Посередине приведено фото бюста Марии-Антуанетты по модели Брашара (неизвестно - старшего или младшего); этот бюст, хоть и другой модели, а по выражению тоже как будто напоминает Карнавале'скую Марию-Антуанетту Буазо/Венгмюллера.
Черт догадал ее матушку выдать ее замуж в эту помойку, хотя по тому времени это считалось блестящей дипломатической удачей (союз Австрии и Франции очень нужен был именно Австрии) и блестящей удачей для самой Марии-Антуанетты - первый двор в Европе, шутка сказать... Сама она, правда, не считала это своей личной удачей с первых же месяцев и была совершенно в этом права.