?

Log in

No account? Create an account
Воспитание в добродетели - wyradhe — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Воспитание в добродетели [Feb. 8th, 2012|03:11 pm]
wyradhe
Воспитание в добродетели

По законам державы инков конца XV - первой трети XVI в. за изнасилование (или иное принуждение к сексу против желания) как мужчиной женщины, так и женщиной мужчины полагались строжайшие наказания. При этом виновными считались ОБЕ стороны - и сторона, принудившая / изнасиловавшая, и сторона, подвергшаяся насилию / принуждению. Насильник(ца) / принудитель(ница) считался "совершившим [это преступление]", а жертва насилия / принуждения - "позволившим совершить [это преступление]". Невиновным, таким образом, можно было остаться, только если ты отбился от насильника/принудителя или погиб в борьбе с ним, пытаясь не дать себя изнасиловать.

Наказания же варьировались в зависимости от того, состояли ли оба участника (когда-либо) в браке. Если состояли оба, то дело квалифицировалось как подневольное / насильное "прелюбодеяние". Если же хотя бы один из участников еще не вступал в брак, то дело квалифицировалось как подневольное / насильное "растление". В первом случае (когда оба фигуранта успели вступить в брак) если принудителем / насильником был мужчина, а жертвой - женщина, то мужчину забивали камнями насмерть, а женщине давали 200 ударов плетью из крепких веревок для увязывания груза (плели такие веревки из волокон, сделанных из листьев агавы) - токлья. Если женщина выживала, ее помещали на вечное пребывание в дома монахинь-девственниц. Кроме того, ей присваивали навечно позорное обозначение "блудница" (уачок). Если же жертвой был мужчина, а насильницей/понудительницей - женщина, то женщину забивали камнями насмерть, а мужчина получал те же плети из веревок токлья и если выживал, то навечно изгонялся из державы в край горных дикарей.
Тело же забитого камнями нельзя было убирать и хоронить, а оно должно было валяться и гнить, пока его не съедят стервятники и лисы, кости же так и должны были валяться в этом месте.

Во втором же случае (если кто-то из фигурантов еще не вступал в брак, т.е. официально считался девственником/девственницей), то если насильником / принудителем был мужчина, а жертвой - женщина, то мужчину нагим подвешивали за волосы на скалу (волосы сплетались с веревкой, а веревка уже крепилась на скалу) с руками, связанными за спиной, и там он висел, пока не умирал; а женщина получала пятьдесят ударов плетью из веревок, в конце которой был круглый мешочек с камнями.Такие 50 ударов "размолачивали все внутренности". Наказанную, если она не погибала во время наказания, лечили. Если она выживала, то ее оставляли в общине, но присваивали ей позорное звание падшей шлюхи без чести, и ей запрещалось отныне вступать в брак и быть сожительницей под страхом смертной казни. Т.е. если она была на момент преступления незамужней, то ей навечно запрещалось вступать в брак (а вне брака секс карался смертью сам по себе), а если замужней - то не совсем ясно: то ли ее оставляли замужем, но ей отныне запрещалось навечно сожительствовать плотски с мужем, то ли просто брак расторгался, а новый заключать было нельзя.

Если же в обсуждаемом случае насильницей / принудительницей была женщина, а жертвой - мужчина, то всё было симметрично: женщину подвешивали за волосы на скалу, и она висела, пока не умрет, а мужчина получал те самые 50 ударов, и если выживал, то оставался в общине, но ему навечно запрещалось вступать в брак и сожительствовать под страхом смертной казни; ему также присваивалось позорное обозначение "обесчестивший свой род".

Сколько можно судить по другим известиям, тела казненных подвешиванием так и оставляли висеть на скалах. Это были особо выделенные для таких казней скалы, именуемые "утес для висельников", "медный утес" и "утес крови".

Да, если речь шла не о насилии / понуждении, а о добровольном внебрачном или добрачном сексе по согласию обеих сторон - то если оба участника успели вступить в брак, то дело квалифицировалось как "прелюбодеяние", и обоих забивали камнями и не хоронили, как сказано выше; а если кто-то из участников еще не вступал в брак, то дело квалифицировалось как падение девственника/девственницы, и обоих участников подвешивали за волосы на скалу, пока не умрут, связывая еще и волосы одного с волосами другой, а выглядело это так: http://img.kb.dk/ha/manus/POMA/poma550/POMA0310.jpg

(Все это известно в таких подробностях от Гуамана Помы де Айяла - потомка местной знати, подвластной инкам, а по матери - внука самого императора-инки Тупака Йупанки - если только Гуаман Пома на этот счет не прилыгает, поскольку Тупак Йупанки умер в 1493, а Гуаман Пома родился, самое раннее, в 1534, если не в 1540-х, и если матушка его в самом деле была дочерью Тупака Йупанки, как он говорит, то родила она его после 40, а то и под 50 лет. Гуаман Пома инкскими порядками необычайно восхищается и ставит их в пример испанцам).

Надо добавить, что по инкскому закону женщины не имели права свидетельствовать в судах / при разборах дел: свидетельства женщин не рассматривались в принципе, ибо, гласил закон: "Мы приказываем, чтобы ни одна женщина не принималась во внимание как свидетельница, ибо они обманщицы, и лгуньи, и слабохарактерны, то есть слабы сердцем и трусливы".

Нужно думать, что при таком подходе к делу множество случаев, которые реально были изнасилованиями / принуждениями к сексу  женщины мужчиной,  официально квалифицировались как изнасилование / принуждение к сексу мужчины женщиной, поскольку при столкновении показаний мужчины и женщины  женские показания тем более не должны были бы приниматься во внимание.

Вообще, как писал "инка" Гарсиласо де ла Вега (сын испанца и инкской принцессы - та-то действительно была из клана инков), инкская официальная доктрина утверждала, что в строительстве империи, завоеваниях и введении новых законов (а ввели все эти законы Пачакутек и Тупак Йупанки в XV веке) движет инками "страстное желание спасти индейцев от бесчеловечности и от скотства, в котором они жили, и подчинить, и приобщить  их к разумной и нравственной жизни, и к культуре, и к поклонению своему отцу Солнцу, которого они провозглашали богом".

Как их полчища и их великую империю гоняла горстка испанцев - это было сильное зрелище. Инкская аристократия и сама по этому поводу чувствовала некое уязвление и в утешение себе придумала байку, что их владыки и полчища фактически не сопротивлялись только потому, что-де еще сам же их император Уайна Капак, умирая в 1527, предупредил их о грядущем приходе испанцев и приказал им не сопротивляться и подчиниться испанцам, когда те придут, и только-де из беспрекословной верности любым приказам своих императоров - в том числе именно вот этому  приказу - инки и поддались испанцам фактически без сопротивления. На самом же деле они сопротивлялись, но показали при этом такие низкие боевые качества, что лучше уж им было постфактум уверовать, что они и не сопротивлялись.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: joy_for_ever
2012-02-08 02:35 pm (UTC)
Зачем это они так? У них секс вне брака оскверняло ритуал, или это просто в видах дисциплины и нравственности? И как они относились к сексу в браке-то?
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2012-02-08 03:46 pm (UTC)
Нет, они просто вроде помеси Кимов и Пол Пота были. Я еще много про их законы напишу. Это обычно не местные обычаи, это совершенно новые законы, данные сверху.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: odna_na_ldine
2012-02-08 02:41 pm (UTC)
Меня повергли в шок вследствие тотального ох..ения ("мат-политику" Вашу не помню, посему, на всякий случай, буковку по-ханжески пропустила) не столько "самые гуманные в мире" законы, как таковые, сколько их применение не в далёкой-предалёкой древности, а вплоть до первой трети шестнадцатого века (!!). Особенно в сопоставлении с современной им Европой.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2012-02-08 03:48 pm (UTC)
Так эти законы ввели-то в 1438-1493. И делали это на совершенно иной стадии развития, чем Европа - мир же не сихнронно развивается...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veber
2012-02-08 02:51 pm (UTC)
Н-нничего себе! А еще средневековых европейцев ругают за ханжество и жестокость. Интересно, с чем были связаны такие интересные явления?

Любопытно, что если в данном случае с женщинами и мужчинами все было симметрично, то в принципе свидетельства женщин в суде не рассматривались.

Впрочем, нужно бы еще посмотреть хоть какую-то статистику применения подобных мер. Скажем, во французской провинции Бретань в середине 16-го века была введена смертная казнь за прелюбодеяние для обоих участников (до этого прелюбодеяние не было уголовным преступлением). Однако на практике в суд обращались с этим редко, приговоров были считанные единицы (причем судили и приговаривали только мужчин) и во всяком случае на протяжении 16-го века не исполнен был ни один. За исключением одного случая, когда любовника не казнили, но отдали "на милость" мужа - и то, по некоторым данным речь шла о планировании женой и любовником убийства мужа, а не только о супружеской измене.
С 1570-х годов (специальный эдикт Генриха III) в той же Франции группа преступлений под общим названием rapt (брак без согласия родителей, изнасилование, растление) карался смертью. Однако судов было немного, приговоров тоже, причем исполнялись они также редко. Впрочем, тут еще проблема была в том, что среди гражданской войны rapt разных видов (главным образом принуждение к браку с целью овладения наследством) сделался частым явлением, а вот найти на преступников управу в тех условиях было почти невозможно. :)

Так что любопытно еще, насколько инки действительно часто это делали. Впрочем, топоним "медная скала" наводит на мысль, что не так, чтобы совсем редко.


Edited at 2012-02-08 03:01 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tin_tina
2012-02-08 03:57 pm (UTC)
Однако на практике в суд обращались с этим редко, приговоров были считанные единицы (причем судили и приговаривали только мужчин) и во всяком случае на протяжении 16-го века не исполнен был ни один.
Точно такая же ситуация была и в ВКЛ: согласно 3-му Литовскому Статуту прелюбодеяние считалось тяжким уголовным преступлением, наказуемым смертью, но на практике пары, где один из супругов выдвигал такое обвинение против второго, быстренько разводили под предлогом несогласной жизни.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nell_2
2012-02-08 02:56 pm (UTC)
С такими и прочими законами у них депопуляции случаем не наблюдалось?
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2012-02-08 03:47 pm (UTC)
Напротив, шел рост населения из-за возделывания новых земель и имперского мира. Депопуляция настала при испанцах.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergeyr
2012-02-08 03:19 pm (UTC)
Оффтоп:
А почему в строке "Пусть пивная богиня Сираш, как сыночку, тебе будет рада!" стоит Сираш, а не Нинбада или Нинкаси? Сираш ведь, вроде, вообще мужского пола...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mithrilian
2012-02-08 04:21 pm (UTC)
А что такое брак у инков, собственно? Что, вот прямо как католицкий на то время? Плюс, "Если же жертвой был мужчина, а насильницей/понудительницей - женщина" -- это ваще как? Не, ну моя эротическая фантазия мне подсказывает, но мой цинизм сурово веселится.

(тут недавно прочла кратенькую автобиографию Блока, опубликованную в 1915 году. Ржала на первой паре страниц чрезвычайно.)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2012-02-08 04:52 pm (UTC)
"А что такое брак у инков, собственно? Что, вот прямо как католицкий на то время? "

Если по законам - то намного строже. Вдовы не имели права выходить замуж, развод не существовал, в брак нельзя вступать без разрешения общины; общине рекомендовалось сверху части девушек этого разрешения НЕ давать, чтобы они жили в общине девственницами до смерти; в идеале до выдачи девушки замуж она не должна была быть знакомой с женихом и разговаривать с ним (закон этого не требовал, но это считалось желательным, хотя, конечно, в общинах это массово не делали); девушки не имели права выходить замуж до 33 лет, мужчины не имели права жениться до 30 лет. Внебрачный и добрачный секс не по изнасилованию - смертная казнь неукоснительно. Брак осуществлялся двумя способами: люди просили разрешения у общины (= у государства), и она от имени государства его давала; либо государственная (и общинная как ее ниижний эшелон) администрация просто назначало каких-то женщин в жены каким=то мужчинам - например, власти брали и перегоняли каких-то женщин на другой конец страны в жены воинам, или казенным переселенцам общины выделяли женщин в жены по приказу сверху. Вступать в брак можно было только в определенные дни раз в год, когда по всей империи от имени государства проводились обряды бракосочетания для всех, кого то же государство (включая общинную администрацию) определило в предыдущий год к браку. Поэтому официально провозглашалось, что все люди получают жен от императора.

Опять-таки, все эти законы исполнялись, вероятно, только в пределах достаточно плотного административного контроля.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: mmekourdukova
2012-02-08 07:42 pm (UTC)
Потрясающие законы.
Спасибо от всей души, мощный позитив.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2012-02-08 07:53 pm (UTC)
Да это только начало). Там по закону о простоте быта запрещалось в гости себе людей звать (иначе как в дни общинных коллективных празднеств); за "говорение глупостей" женщине в пьяном виде (т.е. то, что сейчас называется словесным секшуэл харассментом) затаптывали насмерть (должны были плясать у казнимого на животе, пока изо рта у него не брызнет содержимое из раздавленных внутренностей вперемешку с выпитой бражкой); существовала такая казнь, как поедание преступника заживо специально содержащимися для этого при дворе нагими дикарями-каннибалами с окраин империи. Это неисчерпаемый кладезь.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: malinxi
2012-02-09 04:46 am (UTC)
А как у них обстояли дела с гомосексуальными отношениями?
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2012-02-09 06:02 am (UTC)
По законам - истребляли всю общину, где имел место такой акт, сжигая все ее население. Однако могли смягчать до казни одних только преступников с их ближайшими родственниками, но без общины в целом; и даже до казни одних только преступников и подозреваемых в преступлении. Капаку Йупанки (ранний вождь инков, примерно 1330 г. ) в инкской фальсифицированной государственной истории (ее радикально переписали при Пачакутеке) приписывался задним числом следующий прецедент: "И он особо приказал, чтобы с великим старанием они выследили бы содомитов и на общественной площади сожгли бы живыми тех, кого обнаружат, и не только виновных, но и подозреваемых в преступлении, сколь незначительным не было бы [подозрение]; точно так же следовало сжечь их дома, и стереть их с земли, и сжечь деревья из их владений, вырвав их с корнями, чтобы никоим образом не сохранилась бы память о столь мерзком деле, и провозгласить нерушимым законом, чтобы отныне и впредь они остерегались бы совершать подобные преступления под страхом, что за грехопадение одного [жителя] будет опустошено все его селение и сожжены все его жители вообще, как сейчас [сжигались] отдельные [преступники]" (Инка Гарсиласо де ла Вега, стр. 169 литпамятниковского издания). О действиях того же Капака Йупанки в другой области, Чинча: "...занимаясь в Чинча новыми законами и обычаями, которые они должны были иметь, он узнал, что [там] имелись содомиты и в немалом числе; он приказал схватить их и в один день их всех сожгли живьем, а их дома и земельные наделы уничтожили, а деревья вырвали с корнями, чтобы не сохранилась бы память о том, чего касались своими руками содомиты; их жен и детей [также] сожгли за грехи их отцов, что могло бы показаться бесчеловечным, если бы инки не испытывали к этому пороку столь безжалостного отвращения" (там же, 383).
Гиперкритическая историография считает, что сведения такого рода выдуманы задним числом апологетами инков вроде самого Гарсиласо, но это опровергается, например, указанием Кьеза де Леона о том, что практикуют гомосексуализм в коренных землях инков только единицы и в величайшей тайне от всех.

При этом на практике во время праздничных попоек в пору крушения империи и смуты самим инкам (т.е. членам правящего рода) случалось вступать друг с другом в гомосексуальные акты (иллегально, естественно, но безнаказанно). Об этом сообщает Педро Писарро. Но и в любом Иране начальникам случается безнаказанно делать то, за что вообще-то казнят.


(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: chipdenis
2012-02-09 08:23 am (UTC)

Если все так сурово

Чего ж тогда были восстания Манко? Индейцы совсем деревянные на голову были?
Надо полагать что испанцы такой дурье точно не занимались... Или занимались?
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2012-02-09 08:35 am (UTC)

Re: Если все так сурово

а) При испанцах вообще депопуляция началась. Свобод они никаких не давали (они же там не антифеодальную революцию учиняли), напротив. Против немцев в СССР тоже партизан хватало - некоторыми видами советской дури немцы действительно не занимались, зато то, чем они занимались, вызывало сильную реакцию.
б) В Бретани и Вандее в 1790-х нашлось достаточно желающих крестьян воевать за своих феодальных сеньоров и феодальные повинности. Казалось бы, зачем?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: maina_woopka
2012-02-09 08:43 pm (UTC)
> мужчину нагим подвешивали за волосы на скалу (волосы сплетались с веревкой, а веревка уже крепилась на скалу) с руками, связанными за спиной

(задумчиво) А если пациент лысый? Нет, я понимаю, что вопрос глупый, но всё же... Учитывая их детскую очарованность бюрократическим адом - такая опция должна быть прописана.

PS: А вообще, какой-то доведённый до логического конца режим Пол Пота получается. Только без спасителей-вьетнамцев.

Честно говоря, в такую картину леденящего душу деловитого безумия как-то даже с трудом верится (в том смысле, что не хочется верить - ваши доводы относительно затруднительности фальсифицированного согласованного воспроизведения деталей независимыми респондентами я читал). С другой стороны, если бы ту же Кампучию предоставили самой себе, то через пару поколений что-то в таком духе они бы и построили (судя по вектору их общественного развития).
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2012-02-09 08:49 pm (UTC)
"Учитывая их детскую очарованность бюрократическим адом - такая опция должна быть прописана."

В дошедших пересказах не прописана, а в пору самой империи, конечно, что-то на эту тему указывалось - или предоставлялось самим властям решать, чем это заменить. Но так вообще почти со всеми законами средневековья, древности и раннего нового времени. Кодекс Марии Терезии (18 век) вообще включал постулат: если будут совершены преступления, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ настоящим кодексом, карать их в духе настоящего кодекса, сближая с упоминающимися в нем ближайшими по характеру преступлениями. Таким образом, судьям вообще предоставлялось право определять, что такой-то поступок очевидно преступен, хотя в своде законов среди преступлений он не упомянут.

"PS: А вообще, какой-то доведённый до логического конца режим Пол Пота получается."


Нет-нет. Работали каждый на своем участке, имели семьи, всего _необходимого_ действительно хватало. Это на некий семейный монастырь (где живут семьями в плотском общении и каждая семья ведет свое хозяйство) похоже, а не на Пол Пота. Только это такой монастырь, где за серьезные нарушения устава карают смертью.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ermenegilda
2013-01-08 07:26 am (UTC)
Чтобы до 30 лет жить в целомудрии надо иметь - или железные нервы, или ...эээ... гормональные проблемы, или принимать средства, снижающие либидо (есть такое в андской флоре?). Если ни того, ни другого, ни третьего - будут разыгрываться драмы.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2013-01-08 03:32 pm (UTC)
Ну или использовать самоудовлетворение. Против него, насколько можно судить, инки ничего не имели.

Драм там хватало. Но вообще надо иметь в виду, что все эти возрастные классы - это, видимо, идеальная схема, действие которой могло приостанавливаться властями (в любой форме - например, в форме досрочного зачисления каких-то реальных возрастов в более высокие возрастные классы).
(Reply) (Parent) (Thread)