?

Log in

No account? Create an account
Забавная история про меморандум в 57-й школе - wyradhe [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Забавная история про меморандум в 57-й школе [Oct. 22nd, 2011|03:19 pm]
wyradhe
Старая история про меморандум в 57-й школе (московская матшкола, носитель высокой культуры либерализма и прав человека) 2005 года и некоторые иллюстрируемые ей явления.

Действие 1. Некие ученики 57-й школы в открытом пространстве Интернета под никами (далее в кавычках используются выражения, в которых оценку этим высказываниям давал преподаватель 57-й, мой, так сказать, собрат по оружию - учитель истории, см. оригинальное высказывание http://g-friends-57.livejournal.com/7812.html ) "мерзко и похабно обливали грязью" своих соучеников, "высказывались в том же духе о школе и учителях", причем их "наезды на учителей" были "злобные, мелкие и глупые", и, наконец, допускали они при этом какие-то расистско-националистические выпады.

Действие 2.
Этих учеников какие-то другие ученики (или учителя 57-й) разоблачили перед лицомпреподавателей 57-й школы. Педагогический коллектив, естественно, удручился. По словам того же учителя 57-й - это "просто сволочизм какой-то", писать такие вещи.

Надо полагать, всякому преподавателю обучать таких скверных людей, которые к тому же про него и про свою школу отзываются злобно, мелко, националистически, глупо, и, наконец, в духе мерзкого и похабного обливания грязью - не хочется. И вообще видеть в их своей школе - не хочется. Вполне законное нежелание. И даже если означенный ученик в самом корректном духе и без всяких личных нападок высказывает большевистские, нацистские (от себя добавлю - и чубайсо-инсоровские) взгляды, то тоже его приличному человеку видеть не хочется. И тратить свои и силы на обучение такого персонажа тоже ему может не хотеться. Что да то да.

Что же делает, товарищи, вменяемый приличный человек, столкнувшись с тем, что ему чего-то не хочется по уважительным причинам? Он смотрит, насколько законы, право и справедливость позволяют ему реализовать свое нехотение, и уж дальше принимает решение в отведенных ему всем этим границах.
В данном случае ему просто делать будет нечего, ибо законы, регулирующие образование, не дают педагогическому коллективу никаких прав взыскивать с учеников и тем более исключать их по фактам их поведения вне школы. В частности, по фактам их сколь угодно грязных высказываний - лично или политически - о соучениках и учителях.
Хорошо ли, что таковы наши законы? Да, хорошо. Но даже если бы это было не очень хорошо, то во всяком случае указанные законы недостаточно плохи, чтобы считать их преступными, а нарушать права людей, если само существование данного права в данном случае не-преступно - никак неможно.

Поэтому злополучному преподавателю остается припомнить, что в мире не все бывает так, как хочется, и продолжать обучать того самого ученика, который поливал его или кого еще под никами в сети в мерзком, похабном, расистском и любом другом духе. Никакой законной и правовой возможности лишить его права учиться в данном учебном заведении, наложить на него взыскание за его таковое поведение или ввести правила, запрещающие ему такое поведение, у преподавателей  нет.

Действие 3. Но если нельзя, а очень хочется, то можно попробовать проскочить между "нельзя" и "можно". И педагогический коллектив 57-й школы составил и вывесил меморандум ( полный текст меморандума см. тут: http://ru-57.livejournal.com/47556.html ) - в котором объявлял, что если учащиеся в сети позволяют себе "оскорбления, диффамацию и клевету в адрес любого конкретного лица или группы лиц; заявления расистского характера (обобщающе оскорбляющие любые нации, расы, этносы, религии и культуры); заявления, провоцирующие насилие и призывающие к нему; заявления, пропагандирующие употребление наркотических средств" - то это несовместимо с обучением в школе", и "учителя школы не видят возможности пребывания в школе" такого человека (п. 7 меморандума: "Нарушение вышеизложенных правил полагается несовместимым с обучением в школе. Учителя школы не видят возможности пребывания в школе человека, не выполняющего вышеизложенных правил").

С тем же успехом они могли бы написать, что с обучением в их школе несовместима не-девственность или ношение цветных маек.

Вдобавок меморандум провозглашал, что уже самим тем фактом, что ученик переходит в старшие классы, а не уходит из школы, он сам принимает эти условия (п. 6: "Начиная обучение в старших классах, учащийся ТЕМ САМЫМ принимает вышеизложенные правила").
В данном случае педагогический коллектив впал (казалось бы!) уже в прямое многоаспектное умопомешательство, поскольку с тем же успехом я могу повесить у себя в вузе объявление, что всякий, приходящий на мою лекцию, уже одним тем самым берет на себя обязательство при входе простираться предо мною и целовать мне ботинки. Право студента посещать мои лекции установлено вовсе не мной, устанавливать его обязанности передо мной я не имею права, а засчитывать тот или иной его поступок (даже если я сделаю соответствующее предупреждение) как принятие на себя обязательств я тоже не могу. П. 6 меморандума столь же абсурден, как если бы Иванов сказал Петрову: "Еще раз пройдешь мимо моего дома - я это засчитаю как признание того, что ты мне должен тысячу рублей" - после чего Петров все-таки пройдет, а Иванов подаст на него в суд, требуя с него эту самую тысячу, и будет настаивать на том, что Петров сам принял обязательства по уплате этого долга тем, что после озвученного Ивановым предупреждения прошел мимо дома Иванова.

Действие 4. Разразился большой скандал. Много народу - в том числе из 57й - писало, что это похабство, что, во-первых, школа - государственная и тем самым даже юридически не может решать, кого ей учить, а кого не учить, по фактам выступлений имярека в сети с гадкими писульками, а, во-вторых, это вообще ни в какие ворота не лезет уже и независимо от законов - вменять ученикам в обязанность такое-то приличное поведение в сети и ставить их обучение в школе в зависимость от выполнения ими этих обязанностей. Наконец, указывалось, что педагогический коллектив, от имени которого вывешен Меморандум, ничего такого как коллектив не вырабатывал, и это просто выражение позиции НЕКОТОРЫХ учителей школы, в то время как другие преподаватели той же школы с этим Меморандумом резко не согласны. Ср. отзывы одного из преподавателей самой 57-й ( http://i-grigoriev.livejournal.com/515.html ) и С.В. Волкова ( http://ru-57.livejournal.com/47556.html?thread=546756#t546756 )

Возмущающиеся, однако, не заметили, что хитроумные авторы меморандума подложили себе соломки. Они ведь - посмотрите еще раз пункт 7-й - НЕ ГРОЗИЛИ ПРЯМО УЧЕНИКАМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ за "нарушение вышеизложенных правил". Они только заявили, что "не видят возможности" пребывания таких нарушителей в школе и "полагают несовместимым" такие нарушения с обучением в школе. Ну не видят они возможности и не видят, может, у них зрение плохое - они же не говорят, что они этой возможности ученика лишат. Они ее просто не видят. Ну, полагают они несовместимым такие нарушения с обучением в школе - так это они так полагают, мало ли какое у кого мнение. Ну, подписали они этот меморандум как "педагогический коллектив школы" и заявили, что излагают в нем ПРАВИЛА, нарушение которых полагается несовместимым с... - так они же не написали прямо, что эти правила имеют обязательную силу, а за их нарушение полагаются такие-то взыскания!

Действие 5. Именно на эту позицию отступил директор школы т. Менделевич после скандала (см. его заявлени: http://ru-57.livejournal.com/66548.html ) . Краткое содержание заявления (тон которого забавен и носит сугубо оборонительно-отбивающийся характер: скандал был такой, что от пафоса исходного меморандума пришлось переключаться именно на этот тон) : а разве мы говорили, что мы будем нарушителей исключать? Мы просто обозначали свою позицию по принципиальным поводам, доводили наши представления о прекрасном - и все. И педколллективом подписались зря, извините, пожалуйста. "В тоне документа вы почувствовали угрозу? Да! Она там есть. Угроза не административного наказания, а личного отторжения. В нашей школе ученик - это единомышленник, коллега, участник общего дела. Осознанно перешедший заявленную границу не может оставаться ни тем, ни другим, ни третьим. Учить его нас обязывает Закон об образовании, а вот своим учеником считать никто не заставит. Об этом и было сказано. Совершенно недвусмысленно".

Тут радует лингвистическая тонкость, для математика особенно похвальная: те, кого учат в 57-й - это еще не обязательно "ученики" 57-й, поскольку слово "ученик" в 57-й несет дополнительные смыслы, покрывающие вовсе не всех, кто является ее "учениками" в общерусском значении этого слова.

"Наконец, обещанное извинение. Документ писался как меморандум учителей старших классов. Когда к нему захотели присоединиться наши коллеги, в старших классах не работающие, мы использовали крайне неудачный вообще, а в данном контексте – особенно, штамп «педагогический коллектив». .. Те, кто хотел указать нам (мне) на наши (мои) несовершенства – это произвели. Те, кто хотел поддержать, - тоже. Ошибки признаны. Благодарности принесены. Не пора ли за уроки?"

К сожалению, автор этого заявления не успел привести подчиненных к единению вокруг этой позиции, поскольку другой преподаватель той же 57-й, так же подписывавший меморандум, начал в особом заявлении специально отмежевываться от пункта 7-го (того самого, о несовместимости) и публично заявлять, что он с этим пунктом не согласен и подписывать его не хотел ( http://ru-57.livejournal.com/60855.html ):"Безусловно, по форме своей Меморандум – это перехлёст, излишний пафос. Для себя я извлекла урок, что ставя подпись под коллективным письмом, ты берёшь на себя ответственность не только за его содержание, но и за форму, за чужие слова. Очень жаль также, что моё несогласие с пресловутым 7-м пунктом, высказанное при подписании, не нашло отражения при публикации. Правы те, кто полагает, что поводом для появления Меморандума явился вполне конкретный случай, на который, казалось, надо отреагировать немедленно. Эта наша торопливость, как мне кажется, и привела к такой буре непонимания, упрёков и обвинений… Извините."

История эта имеет, как мне кажется, два урока. Один - известен с середины 19 века и подтвержден был в очередной раз в деле Смирнова-Осташвили, а также в поведении нашей правозащиты в 90-х - 2000-х гг.: большинство российских рыцарей (по самоквалификации) прав и свобод имеют к ним не больше отношения, чем к Бетельгейзе, и могли бы разве что компрометировать собой лозунги защиты прав и свобод перед теми, кто будет иметь несчастье судить об означенных материях  по качеству  большинства их российских номинальных адептов.

Другой, и положительный урок: в государстве достаточно настоящих ревнителей прав и свобод. Именно их реакция (и реакция очень сильная - "буря непонимания, упрёков и обвинений", по словам одного из подписантов меморандума), в конце концов, исторгла из авторов Меморандума процитированные мной уступительно-отступательные заявления. Они (настоящие ревнители) остаются в меньшинстве, и еще очень долго будут оставаться в меньшинстве. Но они имеются, и в достаточном количестве для взаимной переклички - и даже для этих самых бурь. Конечно, они пока (и долго еще так будет) своими бурям в состоянии заставить отступить разве что десяток учителей и разве что в чисто словесном вопросе (школа не имела права никого исключать и прекрасно это знала сама; меморандум как адм.угроза являлся чистым пусканием пыли в глаза - выражения его подобраны так, чтобы создать по мере возможности у учеников впечатление, что их действительно к чему-то обязывают под угрозой санкций, но даже на словах разумные авторы меморандума не стали этого проговаривать в точности; кстати, в противном случае ведь и в суд могли бы подать).

Но лет двадцать назад, судя по всему, настоящих ревнителей и  в таком количестве отдаленно не было, поскольку нормальная, не заслуживающая непечатных квалификаций реакция на дело того же Смирнова-Осташвили и на позицию апрелевцев по этому поводу была, сколько я помню, уделом одиночек.

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: wingover
2011-10-22 12:42 pm (UTC)
На днях исполнилось двести лет одному заведению, директор которого докладывал: "Ваше превосходительство, во вверенном мне воспитательном учреждении есть главное - нет духа раболепствия!"

Так чего-то вспомнилось. Для нынешних его коллег, похоже, нечастая точка зрения )
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-10-22 01:17 pm (UTC)
http://pics.livejournal.com/kirovtanin/pic/0009thcy

Слева: завкафедры журфака, внук декана журфака Ясена Засурского, к.ф.н. Ив. Ив. Засурский. Большой либерал, с Немцовым работал. http://www.snob.ru/profile/5259

Справа: замначальника управления Администрации президента РФ И. Демидов.

Демидов похож на несколько усталого солдатского императора III века. И.И. Засурский похож на то, на что похож.



(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: trout
2011-10-22 02:45 pm (UTC)
Эта фотография уже третий день мусолится в сети, и массовка блогеров высказывает отношение к ее персонажам не менее единодушное, чем помянутые Вами "апрелевцы" к умученному Осташвили.

Не кажется ли Вам, что фотография в принципе может "схватывать" момент, прямо противоположный сути происходящего?
Помните знаменитый кадр, где "пьяного" Медведева поддерживают Саркози и Берлускони?

Был ли Медведев пьян? Нет, Медведев не был пьян.

Здесь скорее всего Иван, который слева, привстал со стула, чтобы поздороваться со знакомым ему Иваном, который справа; неустойчивое равновесие он попытался поддержать, взяв руку знакомого при рукопожатии в обе свои руки; фотоискусство преобразовало доброжелательное отношение всегда мягкого человека как подобострастное и т.д.

Мне, вообще-то, до всего этого дела нет. И вполне возможно, что фотограф не извратил, но, напротив, гениально уловил суть события, за что ему следует присудить престижную премию.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: themalcolm
2011-10-22 03:20 pm (UTC)
Ну, лично мне в этом контексте более всего интересна позиция держателей и модераторов ресурса, на котором школьники дерьмо лили.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-10-22 04:21 pm (UTC)
А им-то какое могло быть до этого дело? В ЖЖ, скажем, нельзя нарушать законы об экстремизме, пропаганде нацизма и пр., а лить дерьмо вполне можно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: reineke
2011-10-22 03:56 pm (UTC)
Да уж, преданья старины глубокой. Тем не менее, есть и другая сторона вопроса - что всё-таки делать с такими учениками.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-10-22 04:24 pm (UTC)
Да ничего не делать. Что делать с плохими / незаслуженно обидевшими кого-то / проявившими площадную грубость без уважительных причин людьми, не нарушающими закона? Остается осуждать их и не благоприятствовать им в качестве частных лиц, больше просто нечего с ними делать. Как частное лицо учитель может сказать "Я считаю Вас потому-то и потому-то недостойным человеком" - и то неясно, дают ли его служебные обязанности ему право говорить такое в рабочее время - этого я просто не знаю. А как учитель он вообще ничего тут не может сделать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: reineke
2011-10-22 04:33 pm (UTC)
кому же охота успокаиваться на "он вообще ничего тут не может сделать"?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: cat_mucius
2011-10-22 10:52 pm (UTC)

"... В нашей школе ученик - это единомышленник ..."
WTF??
По-моему, это само по себе сильно.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-10-23 03:43 pm (UTC)
Это такое красивое токование, достаточно распространенное в отечественной педагогической среде (где имела всегда хождение слащавость и риторичность) вообше. Свежего человека может покоробить, но это (в отличие от меморандума) невинное пустословие. Просто в данном случае его Менделевич привлек к оправданию своего меморандума, и привлек именно потому, что это пустословие - привычное уху, не напрягающее, как бы "так и надо".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cat_mucius
2011-10-22 11:00 pm (UTC)
Кто такие апрелевцы? Поискал, нашёл жителей Апрелевска и Апрелевки. :-)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-10-23 03:39 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: benni72
2011-10-23 03:02 pm (UTC)
Лет двадцать назад у "настоящих ревнителей" не было возможности обнародовать свои мнения в Интернете.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-10-23 03:40 pm (UTC)
Так ведь и у "ненастоящих" не было. Я же говорил не о больших литературных бонзах, а о частных людях и их откликах, которые просто тогда наблюдались вокруг.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: benni72
2011-10-23 04:31 pm (UTC)
Может быть, ваше тогдашнее окружение - слишком малая выборка по сравнению с нынешней сетевой публикой? А если вы его сравниваете со своим же окружением, но нынешним, так ведь теперь оно в значительной мере отобрано вами же, в том числе и по параметрам отношения к правам и их защите.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)