wyradhe (wyradhe) wrote,
wyradhe
wyradhe

Category:

Спасение в Боге Электроне

Спасение в Боге Электроне и Структура Алисы в том числе.

К 1950 году - то есть к пятидесяти годам - Сельвинский придумал собственную теорию бессмертия. По его убеждению (которое он почему-то опирал на Винера), каждое индивидуальное сознание и каждая судьба есть определенное сочетание электронов, причем число этих сочетаний Сельвинский почему-то считает ограниченным; в бесконечности времени материя, стало быть, вновь породит точно такое же сознание (в том или ином теле). И вот все это Сельвинский считал утешительной материалистической теорией личного бессмертия, призванной заменить как христианское-иудейское-исламское и прочее религиозное бессмертие, так и псевдоматериалистические бреды Маяковского о воскрешении наукой во плоти (хотя какое отношение к личному бессмертию имеет тот факт, что независимо от тебя у тебя когда-то будет полный дубль - неведомо). Эту идею Сельвинский именовал "своей теорией личного бессмертия" и был этому тихому бреду верен 25 лет, до самой смерти.

Вот, пожалуйста. Поэма

ДАВАЙТЕ ПОМЕЧТАЕМ О БЕССМЕРТЬЕ

Но не хочу, о други, умирать… Пушкин

1
Наука беспощадна и узка,
Искусство простодушно и широко.
«Любая к смерти приведет дорога» -
Какая в этом дикая тоска!..
А я поэт. Я верую в бессмертье.
Оно не в монументах, не в статьях.
Что мне до них, когда не бьется сердце
И фосфор загорается в костях?
Увы, так называемая «слава» -
Эрзац бессмертья, только и всего.
Ее величье утешает слабо.
Мое ж бессмертье — это естество.
Мы с вами — очертанья электронов,
Которые взлетают каждый миг,
А новые, все струны наши тронув,
Воссоздают мгновенно нас самих.
Мы как река… Мы бросимся друг к другу,
Но нас уж нет, хоть мы глядим в глаза:
Все как бы обновилось — и нельзя
Вторично жать одну и ту же руку.
Так значит, я, и ты, и все другие -
Лишь электронный принцип, дорогие.
Он распадется в нас — и мы умрем,
Он где-нибудь когда-нибудь сойдется,
И «я» опять задышит, засмеется
В беспамятном сознании моем.
Да, это буду я! Тот и не тот.
В обличьи пахотника или принца -
Неважно. Важно, что бессмертный принцип
Опять м е н я в стихийщину сведет:
Сквозь новый ген,
спустя мильон столетий,
А может быть, и через год,
Я снова появлюсь на этом свете.

2

Я твердо утверждаю, как закон,
Что в нуль не превратится электрон,
Поскольку вся материя превечна.
И то, что, выйдя из глухих пучин,
В слепой природе стало человечно,
Опять возникнет в силу тех причин,
Что вызвали дыхание мое,
Как ваше, как седьмых, десятых, сотых.
Мы вновь сквозь вековое забытье
Взойдем в телесности, а не в рапсодьях.
Пока не будет решена проблема,
Как из «оно» произрастает «я»,
Покуда здесь сознанье наше немо -
Моя догадка не галиматья.
Поверьте ж в эту сказочку. Не бойтесь.
(Рой электронов все ж не кутерьма.)
А поначалу в корне всех гипотез
Лежит веселая игра ума.

...

4

А Я ДУМАЮ ТАК

А Я ДУМАЮ ТАК...

Материя в сумме своей конечна.
Материя времени не чета:
Она ограничена и, конечно,
Её бы можно всю сосчитать.

Вода подымается к небу в тумане,
Но где-нибудь опадёт всегда -
Над Волгой, в Киеве, за Таманью...
А это одна и та же вода.

Откуда же взяться другой? Ведь в сумме
Не сдвинешь материю ни на пядь.
Тихой росой или в блеске и шуме
Вода, испарившись, прольётся опять.

Люди и рыбы, звери и птицы,
Подобно схеме вращения вод,
Умирают, чтоб возродиться,
Вечный свершая круговорот.

Жил Хафиз, появился Байрон,
За ним Рембо, Есенин вослед.
Один - пастушонок, другой - барин,
Но это один и тот же поэт*.

(*Сначала строфа звучала так:

Жил Хафиз, появился Байрон,
Или, быть может, Вийон? Поэ?
Один - бродяга, другой - барин,
Но это один и тот же поэт.

Поэ - это, если кто не понял, Эдгар Аллан По. Poe. Потом кто-то разъяснил Сельвинскому всю меру неразумия этого ПоЭ, и стали вместо Вийона и ПоЭ Рембо и Есенин).

5.

Я подавил в себе звериный ужас
перед небытием. Я смерти не боюсь
(...)
О, я едва лишь прикоснулся к Тайне,
Но ты бессмертьем глубь ее измерь:
Повторность электронных сочетаний —
Вот что такое Человек и Смерть.

6

НЕМНОГО ФИЛОСОФИИ

Мою идею смерив глазом лисьим,
В ней Будду обличает демагог.
Но ведь буддизм - это дуализм:
для Будды дух бессмертен, словно бог,
а тело бренно. Но моя догадка
совсем иное. Излагая кратко,
скажу, что в нас - во мне, в тебе ли, в нем -
Как звезды елочного фейерверка,
Взлетают электроны. Их огнем
Озарена вся наша суть. А мерка
Их напряженья, внешний их чертеж
Определяют наше «я». (Конешно,
История меняет облик внешний,
Но по природе мы одно и то ж).
Итак, любой из нас навек очерчен
И выкован сверканьем золотым.
Они устойчивы, электросмерчи,
Но всё же где-то распадутся в дым.
А после смерти, через много лет
(Хоть не вмещает этого рассудок),
Они опять сливаются в рисунок,
Который уж не просто мой портрет,
А я. Я самый. Дышащий субъект,
А не двойник. Нося другое имя,
Я снова испытаю на себе
Любовь и бой и снова сгину в дыме,
Чтоб снова всплыть, как феникс из огня.
Вот моя вера в самом сжатом виде.
А если Будда кое-что предвидел,
Тем лучше для него и для меня.

7
Не верую ни в бога, ни в науку:
Они меня не воскресят.
Я верю в то, что по витому кругу
Любого электроны возродят.
А потому врывайся в дым батальный,
Бросайся в бурю, весело визжа!
Ну, вот и всё. Хоть рифмы и банальны,
Но мысль оригинальна и свежа.

8

(...)
Предсмертные страданья из лихих…
Но сколько раз мы испытали их
В теченье жизни! Сколько умирали,
Не умерев. Так, значит, не пора ли
Возвыситься над смертью? Ведь она
На сотни возрождений нам дана,
Воскреснем мы не у Господня трона,
А под ваяньем бога Электрона.
Упрямый скульптор, он наверняка
Одних и тех же лепит все века.


***

С дамами эта теория тоже помогает! К примеру, не идет навстречу окаянная сейчас - пойдет в будущей комбинации существований. Правда, без гарантии - а ну как и в будущих комбинациях не пойдет? О том сочинена поэма АЛИСА.

(...)

Этюд 2

На безлунье в бору высоком,
Где чернели даже луни,
Угадал я не глазом, но оком
Ледяные твои огни.
(...)
Излучались коряги да жерди...
В Млечный Путь претворилась река...
В этот миг я увидел бессмертье!
Ты же видела лишь... старика.


(...)

Этюд 11

Не в том, не в том моя беда,
Что, утеряв тебя навек,
Я не увижу никогда
Ни этих губ, ни этих век,
А в том, что, если бы, любя,
Ты захотела новых встреч,
Я отказался б от тебя,
Чтобы любовь твою сберечь.

(...)

Этюд 15

Нет, не шутка. Честное слово.
В загробные больше не верим края,
Но разве не могут атомы снова
Сложиться в такое, как ты да я?
Ужели материя так убога,
Что я да ты только раз удались?
Даже помимо понятия "бога"
Здесь очевидный идеализм.
Закономерность или причуда
Формула под названием "я"?
Разве рожденье мое - это чудо,
Неповторимое для бытия?
Не слишком ли много, моя дорогая,
Люди думают о себе?
Пройдут века - и ты, не другая,
Задышишь, не помня о прежней судьбе,
И снова умрешь, и появишься снова,
Год ли спустя, миллион ли годов -
Частный случай на вечной основе,
Который мгновенно возникнуть готов.
Да, я родился, проживу до ста,
Чтобы затем навсегда умереть.
Но я - электронов случайная доза,
А эта случайность возможна и впредь.
Вечность - это не только время.
Это возможность у нас на Земле
Любой структуры любого явленья,
Структуры Алисы в том числе.
Еще ты не раз повторишься, Алиса.
Сойдутся в грядущем пути ваших дней.
Всем
чутьем
материалиста
Я чувствую правду догадки моей.
И снова, как прежде, в мученьях, с боем
Найду я тебя на своем пути!
Но только пускай нам будет обоим, -
Хочешь? обоим по двадцати...
Не будет во мне этой душной глуби,
Не омрачит она твой покой...
Но вряд ли
таким
ты меня полюбишь,
И вряд ли тебя полюблю я такой.

***

FIN
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

Recent Posts from This Journal