?

Log in

No account? Create an account
Антисоветское влияние советской литературы etc. - wyradhe — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Антисоветское влияние советской литературы etc. [Apr. 2nd, 2011|03:32 pm]
wyradhe
Антисоветское влияние советской литературы etc.

Cначала etc. Число аргументов в пользу того, что диархи погрызлись очень сильно и будут, возможно, даже соперничать на президентских выборах, существенно прибавилось. Речь идет о сенсационном, тэ-сэзэть, выступлении начальника Генштаба Макарова, после которого медиа активно запустили слухи (и продолжают их раздувать), что ежели выберут курс Медведева, то призыв после выборов 2012 года отменят вообще (http://www.novayagazeta.ru/data/2011/033/00.html, http://www.novayagazeta.ru/data/2011/033/02.html, http://www.novayagazeta.ru/data/2011/033/01.html ). При этом "Новая газета", отчаянно агитирующая в связи с этим за Медведева, прямо врет (см. по первой ссылке), что призывать на срочную будут при этой лафе только добровольцев. Нет необходимости говорить, что не отменят - и что Макаров даже не взял на себя труда что-либо подобное пообещать (более того, он это под шумок опроверг: http://www.pravda.ru/news/society/31-03-2011/1071988-armiya-0/ ); но с нашими стадами достаточно и сигналами собеседовать, особенно если эти сигналы расшифровывают в медиа таким приятным для граждан манером. Вчера уже слышал от двух людей о том, что ежели Медведев отменить призыв, то за него, выходит, надо голосовать (беды с дураками и дорогами никуда не делись). Тут интереснее всего то, что а) такого рода шум можно поднимать _только_ для формирования предвыборных надежд на Медведева в условиях конкуренции между ним и Путиным (необязательно выборной - возможно, и лишь до-выборной); б) что ежели инсороиды начали вот такими пирогами и пышками соблазнять население, то, значит, сами по себе их внутренние шансы довольно плохи, и приходится аж на такие квазиобещания замахиваться.

Более интересной кажется мне тема об антисоветском влиянии советской литературы на детей и подростков. Поскольку у меня нет на эту тему иных данных, кроме собственного опыта, приведу его просто как пример. В 7-8 лет я был образцово-показательным советским ребенком (дедушка Ленин и все такое) и никаких сомнений в государственной мифологии не имел. Без фанатизма, но и без сомнений. К 10-11 годам я был столь же законченно антисоветским, и вот тут уже с большой злостью. Помню я это совершенно точно, поскольку приему меня в октябрята очень радовался, а вступление в пионеры меня уже именно по антисоветским причинам очень сокрушало. Ничего диссидентского я в промежутке не слышал и не читал. Переворот во мне произвели - могу перечислить точно - семь печатных сугубо советских книг . Книги эти были: "Ленин и печник", сочинение Твардовского, отдельной книжечкой; "Поднятая целина"; "Тихий Дон" того же автора (я никогда потом не сомневался, что автор - тот же, поскольку в "ТД" никакого величия не нахожу); корпус Маяковского; школьный учебник по литературе советского периода для 9-10 классов; школьный учебник по истории советского периода для них же; исторические разделы касательно советского периода в "Детской энциклопедии". Как, читая все это - в особенности первые четыре произведения - можно было не возненавидеть красных, для меня остается загадкой. Очевидно, дело в возрасте, когда это читаешь: если читаешь в 13-14 лет, уже пройдя раннюю социализацию, и, следовательно, индоктринацию, то много чего рискуешь не заметить. Если же читаешь в 9-10 лет, то это лезет в глаза. В частности, "Ленин и печник" изумительно просветил меня насчет Владимира Ильича как раз вскоре после приема в октябрята.
LinkReply

Comments:
From: wyradhe
2011-04-02 04:01 pm (UTC)

Re: Тут, как мне кажется, не только в возрасте дело

"А по свежей по пороше
Вдруг к избушке печника
На коне в возке хорошем -
Два военных седока.

Заметалась беспокойно
У окошка вся семья.
Входят гости:
- Вы такой-то?.
Свесил руки:
- Вот он я...

- Собирайтесь! -
Взял он шубу,
Не найдет, где рукава.
А жена ему:
- За грубость,
За свои идешь слова...

Сразу в слезы непременно,
К мужней шубе - головой.
- Попрошу,- сказал военный.
Ваш инструмент взять с собой."

Когда клиенту нужно, чтобы мастер починил печь, он сам или через посыльного делает у мастера соответствующий заказ, а не присылает за ним военный вооруженный конвой, который просто приказывает ему: "Собирайся, пойдешь с нами!" и силой тащит его с собой (при этом, кстати, даже не говоря - зачем тащит, и не говорит даже тогда, когда видит, что жертва воспринимает это как утаскивание именно на расправу).
А ведь это уже Владимир Ильич сам предписал такой образ действий (во всяком случае, так я это воспринимал в 8 лет - эксцессы исполнителей мне тут в голову не пришли).

Разговаривает Владимир Ильич со стариком на "ты", труд его _ничем не оплачивает_, кроме похвалы "хорошо работать можешь, гут!", и если старика везли к Ленину военные, то обратно его уже везти никто не стал - сам пешочком пошел. К Ленину-то его доставили не пешочком - чтоб, значит, починилось быстрее.

"По морозцу мастер вышел,
Оглянулся не спеша:
Дым столбом стоит над крышей, -
То-то тяга хороша.

Счастлив, доверху доволен,
Как идет - не чует сам.
Старым садом, белым полем
На деревню зачесал..."

И вот это - разговор на "ты", полное отсутствие оплаты, конвой туда, пешком обратно - это тоже Владимир Ильич лично.

Все вместе: человеку нужно, чтобы ему починили печь. Он гонит за печником вооруженных нукеров, те силой, в приказном порядке, даже не объясняя зачем, тащат печника к клиенту, тот печника за труд ничем не вознаградил, по совершении ремонта печника предоставили самому себе (хотя туда привезли) - чапай пешком; и он счастлив, что дешево отделался.
Хозяин печи всем этим рисуется весьма похабным образом*.

Если бы я эту историю читал о грозном государе, она была бы в моих глазах ему в похвалу. Бранить государя - преступление против порядков монархии, за него причитается кара; и с подданными он орудует силой, да и нравы грубы. Но ругать РАВНОГО ТЕБЕ согражданина за то, что тот топчет покос (за что вообще-то замечание/выговор как раз и причитается) может, и нехорошо, но никак не преступление, подлежащее каре; и равный тебе согражданин, друг и товарищ всех трудящихся, не может обращаться с людьми, как средневековый падишах Акбар - с подданными. А пропаганда его рисует именно равным и товарищем, а не Акбаром; и сам он именно на это претендовал и в этом-де и есть весь пафос его жизни - падишахов и без него хватало. А значит, и он малопочтенное существо, и пропаганда про него врет.

"И, да, мере и степени асоциальности. "

Мне кажется, социальность и стадность при некотором внешнем сходстве - вещи очень разные. Социальность при мне всегда была, я бы сказал, в большей, чем в среднем, степени.


*Кроме того, на меня произвела соответствующее впечатление реакция старика. Если бы, мыслил я, за мной прислал офицеров советской армии Брежнев, и они бы мне велели собираться и ехать куда-то не говоря зачем, то я бы обрадовался и ничего плохого не ждал. А тут печник и его жена испугались, что его тянут не то на смерть, не то под арест за ругань в адрес Ленина. Но если люди так боятся, то уж, надо думать, есть чего бояться - не дураки же они, а мирные и нормальные люди. А если мирные и нормальные люди кого-то панически боятся и ждут от него кар за ругань по поводу того, что он топтал заливной луг, то - по моей логике 8 лет - этот кто-то - существо страшное и отвратное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2011-04-02 04:23 pm (UTC)

Re: Тут, как мне кажется, не только в возрасте дело

***эксцессы исполнителей мне тут в голову не пришли
А, нет, это первое, что мне пришло в голову - Аверченко к тому времени был читан. "Веселые устрицы" были настоящие, а остальное в перепечатке. "Слепцы" и "История болезни" вошли в обиход напрочь.
"Ты" - это потому, что знакомство-то с мата началось. "Хорошо ругаться можешь".
Что не заплатили - раз уж чай пить посадили - мне и в голову тогда не пришло.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-04-02 04:54 pm (UTC)

Re: Тут, как мне кажется, не только в возрасте дело

А. Тогда понятно. Нет, эксцессы мне ТОГДа и в голову не пришли, Аверченко я прочитал лет через 7.

Про чай: опять понял. Но в стихотворении настолько подробно описан каждый шаг, что у меня тогда не было сомнений, что если сказано про чай, но не сказано про оплату (ни деньгами, ни натурой) - то, значит, не заплатили. Не то что я как-то анализировал это, а просто было такое четкое впечатление, что вот как будто я документальную непрерывную съемку вижу, и чай на ней был, а оплаты на ней не было.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2011-04-03 05:25 am (UTC)

Re: Тут, как мне кажется, не только в возрасте дело

Мне тогда не пришло бы в голову слово "эксцесс", а вот что исполнили в меру разумения - это было естественно.
До того был прочитан "Наполеон", в значительной мере не понят - и за этим последовало месяца два или три разбирательства, зачем государству нужны законы и почему ему не хватает правил техники безопасности (опять-таки в меру понимания термина).

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-04-04 09:19 am (UTC)

Re: Тут, как мне кажется, не только в возрасте дело

слова "эксцесс" я и еще сто лет не знал - я про понятие. Я тут не видел эксцесса исполнителей, потому что (мне было) трудно представить, чтобы человек посылал делать нормальный заказ печнику _военных седоков_, и чтобы он им сказал "пригласите его мне печь поправить", а они это исполнили в режиме "собирайся, мы тебя забираем", да еще не разъяснили ему, в чем дело, когда увидели, КАК это понял сам печник и его жена. Я так это понял (и сейчас думаю), что по сюжету Ленин нарочно им велел поступить именно так и запретил разъяснять печнику, в чем дело, пока его не привезут на место. Иначе они - это что по детскому восприятию, что по нынешнему - разъяснили бы ему, зачем его просят приехать, если уж не с порога, то как только увидели перепуг, слезы и "за свои идешь слова".

А Про законы как-то ясно было само собой (= объяснили еще тогда, когда я объяснения усваивал, но факта их не запоминал). А Тарле меня основательно подвинул в другом отношении:
http://wyradhe.livejournal.com/180734.html?thread=3943934#t3943934
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2011-04-04 09:54 am (UTC)

Re: Тут, как мне кажется, не только в возрасте дело

А мне это в голову не пришло. А пришло как раз: печка ловить мышей перестала, о! там-то и там-то печник есть, я же его помню, так, товарищи, воон в той деревне неподалеку есть печник, пригласите его пожалуйста, есть в нем надобность. Дальше - классическое "доставить куда следует".

Про законы мне не было ясно совсем. Если честно, на эмоциональном уровне мне до сих пор не ясно. :) Относится к числу "знаю, головой понимаю, интернализовать не могу".

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-04-04 10:05 am (UTC)

Re: Тут, как мне кажется, не только в возрасте дело

А что именно в законах "не ясно" было? Мне было в законах ясно то, что, что как наказывать, скажем, за кражу, - само по себе можно и так, и этак, и если не установить какое-то определенное правило - то что же выйдет. И ясно было еще, что вообще без правил игры никакой игры не получится, а получится сплошная грызня, как только желания играющих разойдутся, а они расходятся поминутно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rav_erev
2011-04-02 06:23 pm (UTC)

Re: Тут, как мне кажется, не только в возрасте дело

И в 8 лет Вам все эти мысли пришли в голову ? Ну, значит, Вы были очень развитым ребенком.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-04-02 06:58 pm (UTC)

Re: Тут, как мне кажется, не только в возрасте дело

Не столько мысли, которые я мог бы таким слогом и словами передать на бумаге, сколько мысли эз ит. (К примеру, ребенок 8 лет, глядя на садиста, не подумает _такими словами_: "вот - садист, который находит радость в мучениях, им доставляемых", но подумает именно это). Мне не кажется, что для этого надо быть развитым - достаточно "в 3D" представлять себе все происходящее, как бы ставить фильм по книге, читая книгу. Это действительно имело место, но я думаю, что это тоже у большинства детей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: me_flapper
2011-04-02 07:30 pm (UTC)
видимо у меня дело не только в наивности, но и в трусости. Но для меня при угрозе посадки на 15 суток за хулиганство свесить руки и не попасть в рукава - вполне нормально.
Вот то, что про деньги и отвез-не привез пропустила - хуже.
Про падешаха видимо дело было в том, что для меня "Ленин и печник" изначально было ненужным подражанием именно что сказок про царей и падишахов.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-04-02 07:40 pm (UTC)
"Но для меня при угрозе посадки на 15 суток за хулиганство свесить руки и не попасть в рукава - вполне нормально."

У меня порог был существенно выше, но даже не в этом дело - а за что его даже на 15 суток-то было? Как ругаются взрослые в адрес друг друга и детей при нарушении запрета "по газону не ходить", я видел - и у меня в голове не укладывалось, что за такую ругань можно наказывать так, чтобы этого наказания боялись с рыданиями и непопаданиями в рукава. Но дело даже не в этом, а в том, что потащили силой (и не сказали почему), а не сделали заказ. Если бы все это делал царь, я бы как раз ничем не возмущался. А считать, что это "ненужное подражание именно что сказкам про царей и падишахов" я в 8 лет не дотягивал - для меня это был не жанр, а стихотворный рассказ о реальной истории с реальным Лениным. А реальный-то Ленин мне был уже до этого знаком как человек, который подавался с невероятным пафосом как некто, кто отменил порядок с царями и подданными и со всеми следствиями неравенства, при котором поносить высшего - проступок, а такая шуточка в ответ с его стороны - непредосудительна. Весь его ореол держался на том, что он явился отменить этот порядок. Это было все равно, что про человека, которого воспевали именно как святого вежливости, отменившего брань и ругань (которые я не поставил бы в вину обычным людям), прочитать, что он, оказывается, бранился не лучше тех, кого он под лозунгами утверждения идеальной вежливости прогнал и сверг в точности за то, что они бранились и ругались - а может, он и хуже ругался, чем они.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: me_flapper
2011-04-02 07:44 pm (UTC)
Я же не спорю - очень логично и разница у нас в мелочи. Я сначала сказки о Петре прочитала (и подавался он в детских книгах тоже очень даже), а потом про печника.
А про ругань видимо чтобы отвратить меня некоторые взрослые слова запоминать, но мне было сказано, что если 100% по закону, то за ругань можно сесть на 15 суток.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-04-02 07:48 pm (UTC)
Так я тоже не спорил - я пояснял. Я, пожалуй, прочел сказки про падишахов именно ар-Рашидовского типа _после_ ЛиП.

Про ругань - ого. Мне так не говорили, но просто 15 суток для меня, по моему восприятию, вообще не были серьезным наказанием. Вот учет в детской комнате милиции - это да. "Поставить на учет!" Записать в списки какие-то, и ты там будешь значиться, что бы ты дальше ни делал...
А 15 суток - это же оглянуться не успеешь, отбыл - и иди гуляй...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: me_flapper
2011-04-02 07:52 pm (UTC)
а еще всем сообщат и волосы налысо обреют. Вам-то правда что - у Вас небось косы до попы не было
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-04-02 07:54 pm (UTC)
Не было). А в детских лагерях, где грозили раздеть и нагишом выставить на обозрение, я вообще в жизни не бывал.
(Reply) (Parent) (Thread)