?

Log in

No account? Create an account
Иногда и мы, скромные манулы, можем повлиять на ход Мировой Истории Духа - wyradhe [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Иногда и мы, скромные манулы, можем повлиять на ход Мировой Истории Духа [Feb. 21st, 2011|01:46 am]
wyradhe
Иногда и мы, скромные манулы, можем повлиять на ход Мировой Истории Духа

С большим умилением прочел заявление Шендеровича по поводу истории с иском к Донцовой о деревне Гадюкино. Самое важное выделено жирным шрифтом. Полностью см. :http://www.ej.ru/?a=note&id=10824

"...Ну что же, публично так публично…

Если вы, дорогие читатели, не поленитесь набрать в Яндексе «деревня Гадюкино», на вас, приятнейшим (для меня) образом, вывалятся тысячи упоминаний этого словосочетания. Меньшая часть ссылок отошлет вас к моей миниатюре 1989 года — или к записям Геннадия Хазанова, исполнявшего ее на многотысячных концертах и в эфире Первого канала. Более частый случай — ссылки, не связывающие «деревню Гадюкино» ни с каким именем вообще, а использующие ее в фольклорном качестве (лестный случай для автора). «Деревня Гадюкино» — устоявшийся за двадцать с лишним лет синоним нищей, метафизической, оторванной от мира России…
...Ну, глупость не глупость, а — привязалась! И привязалась вовсе не по вине Павла Засодимского: с «деревней Гадюкино» ни одна поисковая система его не связывает вообще никак. Не знал об этом удивительном совпадении и я, что немудрено: «Степные тайны» были изданы в последний раз в 1895 году…
Как говорится, не застал... Увы, само имя писателя известно сегодня лишь редким знатокам русской литературы, и то, может быть, благодаря «Жизни Клима Самгина», где Засодимский упомянут дважды…И конечно, вовсе не к строчке из забытой повести покойного Павла Владимировича отсылала читателей яркая обложка романа ныне здравствующей Агриппины Аркадьевны. Сотни тысяч покупателей романа Донцовой часто смотрят телевизор и редко сидят в архивах; раскрученный Хазановым бренд был призван повысить тиражи, что и сделал. Все это ясно как божий день.

С юридической стороной дела пускай разбирается суд.

Этическая же сторона — очевидна.



И вот именно об этой, этической, стороне дела — несколько благодарных слов напоследок издательству «ЭКСМО» и персонально заместителю директора издательства, г-ну Рубису, который в конце января вел со мной виноватые интеллигентные переговоры о мировом и лицензионном соглашении (чтобы иметь возможность реализовать многотонный и контрафактный, по нашему общему тогдашнему пониманию, тираж Донцовой), — и в одночасье превратился в надменного хама, когда случайно узнал о существовании писателя Засодимского".

Вот уж не ожидал, что смогу сыграть такую круциальную роль в судьбе иска т. Шендеровича (дело в том, что имя той "случайности", о которой говорит т. Шендерович в последнем абзаце - это мой пост в моем ЖЖ. Именно из него издательство ЭКСМО узнало о Гадюкино у Засодимского - там сеть смотрят, значить ). Я бы не усомнился, что ЭКСМО его и независимо от Засодимского пошлет. Но, оказывается, до этого поста ЭКСМО уже готово было платить, а после - в одночасье "превратилось в надменного хама". Ай да я; так держать, господин Рубис.

Этическая же сторона действительно очевидна. Фамилия Гадюкин и топоним Гадюкино принадлежат - как и известные топонимы Мухосранск, За.. пинск и т.п. -  великому российскому народу, из живой речи которого время от времени корифеи пера, вроде Засодимского и Шендеровича, берут их и пропечатывают в своих книжечках. Поэтому претензии т. Шендеровича на изобретение сего выражения - это все равно как если бы гражданин, впервые полными буквами напечатавший легально в типографии матерные слова, претендовал на изобретение русского мата. Но даже если бы т. Шендерович впервые придумал искрометный топоним "Гадюкино" - что никоим образом не так - права претендовать на отчисления за это у него было бы не больше, чем у Путина - на отчисления со всякого употребления в печати выражения "мочить в сортире". Поэтому, г. Рубис, еще раз мое Вам сердечное спасибо.
LinkReply

Comments:
From: wyradhe
2011-02-22 07:56 am (UTC)

Re: Очень повеселии :)

"Такой облом! )))"

Да, но не на 380 тысяч номинально заявленных им претензий, а на ту приличную долю таковых, которую издательство было готово ему заплатить по мировому соглашению.

"Это значит Вы - тот самый "редкий знаток русской литературы"? Вы действительно читали помянутого Засодимского?"

Кстати, нас. пункт Гадюкин или Гадюкино имеется и у Марусина в 1903. Касательно Засодимского - до недавнего времени слыхом про него не слыхал. Но когда я узнал, что Шендерович подает иск к Донцовой / ЭКСМО, претендуя не изобретение словосочетания "деревня Гадюкино", то тихо изумился, поскольку а) даже если бы это было так - то см. выше про мочить в сортире, а б) это не так, и даже независимо от Засодимского. Я это выражение слышал как клише еще в армии за полтора года до скетча Шендеровича, оно народное. Не такое популярное, как Мухосранск, но существующее. (Да потом и другие люди в сети проявились, которые это выражение слышали еще в начале 1980-х). По сей причине мне исковое заявление Шендеровича очень не понравилось. И пошел я в гугль-буки, - т. Шендерович изрядно врет, что никакие поисковики не ловят ничего, кроме его наследия - и там немедленно обнаружилось это словосочетание у Засодимского. После этого я его сыскал. Подряд не читал - посмотрел только места с деревней Гадюкино. Подряд его прочло издательство ЭКСМО.

"Кстати, Шендеровичу вовсе не обязательно было это читать "

Естественно, это же народное. Несомненно, его и Засодимский не придумал, просто оно было частью интеллигентсчких словечек еще в 19 веке. И название "Гадюкино", и фамилия "Гадюкин". У Аверченко есть Гадюкин - задолго до Драгунского с его шпионом Гадюкиным. У Аверченко: "Я хочу сказать о нашем же сочлене Гадюкине. – Да, господа! Это наша язва, и мы ее должны вырвать с корнем. Я, господа, получил сведения, что наш сочлен Гадюкин..."

"Петруша Гадюкин" есть в переписке Шмелева с Ильиным. У Чехова есть помещик Гадюкин (от чего до деревни рукой подать, поскольку масса деревень названа по фамилиям помещика с окончанием -о: Тучково, Огарево - от Тучкова и Огарева. От помещика Гадюкина была бы деревня Гадюкино...)

Кстати, и населенный пункт Гадюкин или Гадюкино есть в "Вестнике Европы" за 1903: "или когда изъ Гадюкина прiезжалъ „особый" и держалъ речи къ старожнламъ на тему, что „они — его детки, а переселенцы — пасынки"...". Это из очерка: С. Марусин. В степях и предгорьях Алтая // Вестник Европы. 1903. 8. С. 518-547, Гадюкин(о) всплывает на с. 544.

Т. Шедерович в чем прав? В том, что его скетч и хазановское исполнение придали этому выражению более широкую популярность, так сказать, второе дыхание. Это чистая правда. Но при чем тут авторские права и копирайт? Кате Муму он тоже придал несравненно более широкую популярность, чем ранее, так это что же, всякий раз, как кто-то будет литературно или физически пользовать Катю Муму, с него причитаются отчисления Шендеровичу?

P.S. Постфактум выяснилось, что еще до всякого иска Шендеровича о Гадюкине у Засодимского писал летом 2010 ЛЖюзер Каллмыков:
http://callmycow.livejournal.com/23935.html

Но я выяснял про Засодимского независимо от этого поста, а издательство использовало именно сообщение в данном ЖЖ.



Edited at 2011-02-22 08:02 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)