?

Log in

No account? Create an account
К предыдущему - wyradhe [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

К предыдущему [Jan. 21st, 2011|02:35 am]
wyradhe
К предыдущему. В предыдущем посте был отражен тот факт, что рыцари свободы 90-х и Большой приватизации не умеют считать. Нынешний иск т. Шендеровича к Донцовой показывает, что он еще и читать плохо умеет.

"Метафора сатирика Виктора Шендеровича "деревня Гадюкино" стала поводом для судебной тяжбы - писатель подал в суд на издательство, опубликовавшее роман Дарьи Донцовой, которая использовала эти слова в названии своей книги.
Как сообщили в Коптевском суде столицы, некоторое время назад был принят иск Шендеровича о защите интеллектуальной собственности. Известный сатирик просил взыскать с издательства "Эксмо" компенсацию за нарушение авторских прав и моральный вред. Сумма, указанная в иске, - около 400 тысяч рублей.
Спор возник из-за романа Донцовой "Император деревни Гадюкино". Виктор Шендерович заявил суду, что издательство растиражировало книгу, в которой используется его метафора".

Метафора - это само выражение "деревня Гадюкино". "Напомним, что знаменитая фраза про "деревню Гадюкино" взята из написанного Шендеровичем скетча "И коротко о погоде" в опубликованной им же книге "В деревне Гадюкино - дожди"".

Ой, не напомним. Я это выражение слышал еще в армии, а такое название населенного пункта встречается уже в собр. соч. П.В. Засодимского 1895 года (т.2. С. 44-46). Там есть именно что деревня Гадюкино и фразы "Не ваше Гадюкино горит!" и т.д., и даже само выражение "деревня Гадюкино":

"Въ описываемую весну 1873 года крестьяне деревни Гадюкина, въ числе 23 человъкъ, сняли у г. Смольянинова 36 десятинъ луга, по 10 рублей за десятину. Дали крестьяне задатка по 3 рубля съ персоны и успокоились". (С. 46). Это в романе Засодимского "Степные тайны", который вышел вообще в 1881.

Вообще-то претендовать на авторство названия сего населенного пункта - все равно что претендовать на изобретение названия г. Мухосранска на том основании, что ты первым его пропечатал. Но здесь и пропечатали еще 125 лет назад минимум.

Надобно бы, чтобы и адвокаты Донцовой о сем узнали. Шендеровичу же будет правильно последовать примеру помещика из округи деревни Гадюкино - получить три рубля с персоны Донцовой и успокоиться.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: adiaphora22
2011-01-20 11:57 pm (UTC)
Подай иск от имени собр. соч. П.В. Засодимского 1895 года срочно (особенно упирай на моральный ущерб т.2. С. 44-46)! иначе это сделает михалков от комитета по авторским правам.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-21 11:00 am (UTC)
Он не сделает, он прОцент получает и так.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: o_proskurin
2011-01-21 12:53 am (UTC)
По-моему, любое фиктивное название русской деревни может оказаться настоящим. См.: http://o-proskurin.livejournal.com/109812.html.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-21 11:01 am (UTC)
Так у Засодимского вроде бы вымышленное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: halina
2011-01-21 01:49 am (UTC)
Да, судить из-за двух слов вообще дико и безумно, мелочно до смешного. При претензии товарища на роль в истории, выглядит крайне нелепо. Вспоминая и предыдущее, конечно...
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-21 10:56 am (UTC)
Да. Ср. http://wyradhe.livejournal.com/111729.html (там Емелин по ссылке в посте замечательный)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: halina
2011-01-21 08:06 pm (UTC)
Ваше стихотворение мне больше понравилось. ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mithrilian
2011-01-21 08:13 am (UTC)
http://br-an-d.livejournal.com/9051.html -- по Грибоедову. Если что не так - особо топором не маши, человек хороший :)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-21 11:22 am (UTC)
Да я тихий:). А вот запись там - закрытая, френдз-онли, так что я ее не прочел.

Апдейт: она нашлась на прозе.ру - http://www.proza.ru/2010/09/16/868

Многое очень интересно и разумно, имхо, но автор в очень преувеличенном виде, до известной степени сквозь неизбежную для _филолога_ (который сам с историческим материалом не работает и берет его из работ историков) призму клише советской историографии воспринимает социально-политические аспекты. Вот необходимые, имхо, коррекции.

"тайной окутаны его политические и жизненные установки"
никоим образом, они совершенно ясны из его текстов и сообщений о нем; но они не вписывались в традиционные интеллигентские историографические клише 1840-х - 1917 и уж тем более в усугубляющие их советские клише ("за освободительное движение // за дремучую реакцию), и потому кажутся в их рамках неуловимыми и неопределенными. А ведь филолог волей-неволей вынужден смотреть на людей начала 19 века сквозь призму этих клише, так же как историк вынужден смотреть на язык начала 19 века сквозь призму концепций, выработанных филологами, а не на основе своих собственных лингвистических изысканий.

"неоднозначным было отношение к нему современников – от любви и поклонения, как у его друга Бегичева, до животной ненависти, как у его заклятых недругов А. И. Писарева и М. А. Дмитриева" = у Грибоедова были и житейские, и литературные друзья и враги. А у кого не было? Тут нет ничего таинственного.

"Непонятными остаются и дружба с нечистоплотным Булгариным"
То же самое, см. про клише. Непонятным это было бы, если бы он был из литературно-группового лагеря "арзамасско-лицейского", но он-то к нему не принадлежал. Кстати, отношение Пушкина к нему было довольно далеко от любви, хотя включало безусловное уважение.

"Совершенно непостижимо, как можно было совершить огромный скачок от второстепенных комедий к бессмертной пьесе"

Э нет, "Студент" - блестящая комедия.

"смысл которой так и не был разгадан ни одним из ее критиков и исследователей"

Доверюсь автору, но смысл этот был исчерпывающе объяснен самим Грибоедовым, кристально ясен из текста, и "разгадывать" тут нечего - иначе как в рамках тех самых клише, в которых, действительно, разгадывать и нужно, и невозможно. Характерно, что разговоры о непонятности начались после 1840-х, то есть после врастания в головы тех самых клише, а вот сверстникам АСГ она была вполне понятна. И "огромный разброс мнений по поводу комедии с момента ее появления и до наших дней говорит" отнюдь не "о сложности и многоплановости ее содержания, о глубине, в которой каждый новый исследователь находит новые пласты", а всего-навсего о неадекватности тех культурно-идеологических призм, сквозь которые они на комедию смотрели. У Цымбаевой вот никаких тайн нет...

Наконец, Грибоедов презирал отвлеченные высокопарные рассуждения, всячески их высмеивал, и потому то "высшее значение", о котором он пишет, было бы не совсем удачно описывать словом "философское", под которым в русской традиции понимаются именно такие вопросы и обсуждения. Если, скажем, Гоголь, Достоевский и Толстой действительно ставят "философские" вопросы, то для АСГ это было бы пустой болтовней.



Edited at 2011-01-21 12:01 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: br_an_d
2011-02-09 03:43 am (UTC)
Простите, забыл Вас еще спросить, а нет ли у Вас электронной версии книги Цымбаевой? В И-нете ходит какая-то звуковая версия, но скачать мне ее не удалось.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-21 12:03 pm (UTC)
И в дальнейшем на взгляд автора все время давят гончаровские и т.д. клише. "Если поднять теперь степень обобщения до того социального слоя, который представлял Чацкий - декабристские круги"...
Господи, да не представляет Чацкий декабристские круги. А фамусовская Россия - не николаевская, а пост-екатерининская, и прелесть в том, что по ее НОМИНАЛЬНОЙ идеологии она с Чацким не расходится! Что, Чацкий действительно карбонарий, зовет к революции? Да никоим образом. В чем его требования? а) служить усердно, добросовестно, честно, ради дела, а не личных целей, не подличать и не пресмыкаться; б) с крепостными обращаться благодетельно и ответственно, как с людьми, подчиненными тебе, отданными тебе в управление, а не как с игрушками и вещами; в) способствовать просвещению; г) не обезьянничать у иностранцев, понимать себя как часть русского народа, _руководящую верхушку_ "умного и доброго народа мужиков", а не бонтонное шляхетство, плавающее в единении с европейской культурой над морем темных дикарей... Да это же всё одно в одно официальная программа и идеология Екатерины. Такими требованиями был переполнен официоз 1770-х - 1790-х. И негодующих пассажей про помещиков, скверно обращающихся с крепостными, при Екатерине печаталось вдоволь. И Фамусов со всем этим _номинально_ разойтись не может - что, он приверженец какой-то такой идеологии, которая провозглашает право на нечестную службу своим государям и несправедливое обращение с крепостными? То-то и оно, что ему НЕЧЕГО Чацкому возразить, потому что в рамках его собственной номинальной идеологии Чацкий ничего крамольного не говорит.

Ситуация такая же, как если бы в 1980 вылетевший из райкома за принципиальность и некоррупционность комсомолец Чацкий стал вести с завотделом Госплана разговоры о том, как нехорошо отовариваться из-под прилавка дефицитом по начальскому блату; на службе не беззаветно заботиться о деле, а хлопотать о связях; заискивать перед замминистрами; отрываться от народа и гоняться за хрусталем и незаслуженными орденами
... разве это по-коммунистически и по-советски? Этому ли нас учит партия?!
Что ему ответит этот завотделом, который именно так и живет? Его же ткнули носом в ЕГО ЖЕ официально-номинальные принципы, которым он изменяет на каждом шагу и привык, что так и надо. Он не может дать никакого идейного ответа, он может только озвереть и ругаться. Вот и Фамусов так. Чацкий ему: "хорошо, что нынче государи уже не так ценят прихлебателей и шутов, как раньше", - Фамусов: "Ах, боже мой, он карбонари!" Это все равно что в 1983 сказать: "Да уж теперь благодаря ЦК такое кумовство не проскочит, как раньше!" и услышать в ответ: "Да ты ж отщепенец какой-то, диссидент и абстракцист!"

В отличие от выведенного мной молодого комсомольца Чацкий вовсе не глуп, ибо в просвещенном абсолютизме с действительно человеческим лицом, за который он на деле ратует, в отличие от советокоммунизма, нет ничего глупого или скверного. Но вот соотношение между ним и Фамусовым совершеннно аналогично соотношению между моими комсомольцем и завотделом ЦК.

Кстати, "своеобразным маркером запредельных для этого круга людей явилась фигура Репетилова, претендующая на принадлежность к кругу людей из тайных обществ, но к таковым не относящаяся".
Почему не относящаяся? Именно что относящаяся. Репете- он не в том смысле, что он повторяет за декабристами, а в том, что сами декабристы повторяют за европейскими тайными обществами.

Edited at 2011-01-21 03:15 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agni_8
2011-01-21 09:15 am (UTC)
Насколько же он мелочный - В.Ш.
И жадный.

А казался приличным человеком...((
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-21 10:46 am (UTC)
С момента работы на Гусинского и шуточек про хомо владивостокус, который размножается в холода (тогда во Владивостоке отключили тепло зимой - с понятными последствиями для людей) - не казался... Представляю себе шуточки про хомо гебрайус геттикус, который в неволе в 1942 размножается. Или про голодоустойчивого хомо ленинградикус блокадикус. Или про кониноядного хомо советикус военнопленникус. (То есть вообще такие шуточки имеют право на - но только если их придумали и исполняют сами те, кто сидел под немцами в гетто, или в Лен. блокаде, или в немецких Кельнских ямах).

Edited at 2011-01-21 11:00 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agni_8
2011-01-21 12:00 pm (UTC)
Этого я не знала.
Видимо, тот же вечный мотив про "медные трубы", которые портят любого.

Хотя Донцова действительно крадет - смешные байки из сети, которые кажутся ей ничейными. Пару лет назад об этом много шумели.



(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-21 11:05 am (UTC)
Тут следует, однако, добавить, что эта "деревня Гадюкино" поминалась в произведениях десятка двух авторов - но именно в произведениях, а не в заглавиях (и не в "сюжетообразующей" роли) - и Ш. никак по этому поводу не выступал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wingover
2011-01-21 10:03 am (UTC)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-21 10:48 am (UTC)
Спасибо, замечательная история
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: roman_zhigun
2011-01-21 10:10 am (UTC)
Что-то знакомое! Перепечатываю со страниц купленной пару лет назад книги:

"До скамьи подсудимых я дошел не сразу. Почти два десятка лет назад я начинал свое знакомство с российским правосудием в качестве куда более приятном.
Знакомая, читательница прессы, "стукнула" мне на увиденную в газете рекламу турагенства: "В деревне Гадюкино дожди, а в Анталии +30".
На дворе стояла зима 1993-го, и миниатюру про деревню Гадюкино с вечно идущими там дождями четвертый год напролет рассказывал изо всех кассетников Геннадий Хазанов.
Миниатюра была моя."

Виктор Шендерович. Случай с йеху и другие истории нашего зоопарка. М., изд. Новая Газета, 2009. С. 77-81
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: roman_zhigun
2011-01-21 10:28 am (UTC)
История кончилась тем, что Шендерович суд выиграл, ему полагалась за авторские права компенсация, которой он, впрочем, так и не увидел.

Интересно, а что было бы, если Жванецкий начал мониторинг - кто использует его цитаты без ссылки на автора? Мне всегда казалось, что писателю должно быть приятно от того, что введенная им в оборот фраза или метафора "ушла в народ".

Противно. Это какой-то неправильный Шендерович - не тот Шендерович, которого я видел на НТВ и чьи "Плавленные сырки" слушал на "Эхе".
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-21 10:47 am (UTC)
Да. Но это тот самый Шендерович, который работал на Гусинского и шутил про хомо владивостокуса...
http://wyradhe.livejournal.com/170702.html?thread=3603150#t3603150

Просто это уж в 90-е было.
(Reply) (Parent) (Thread)