Напутственное слово т. Феферу.
В предисловии к первой вышедшей посмертно книге стихов Фефера «Избранное» (М., 1957) Павел Антокольский писал, что Фефер : "был полон... нежности к той среде, из которой вышел: к маленьким украинским городам, к еврейской бедноте, населявшей их..." Но я хотел привести иное напутственное слово т. Феферу - не от Антокольского.
Еврейский Антифашистский комитет был разгромлен т. Сталиным в конце 1948, поскольку Израиль капитально его (Сталина) подвел. Пока иргуновцы вели в Палестине террористическую войну против англичан, ЕАКу оказывалось благоволение - Сталин думал использовать межд. евр. организации и конкретно Израиль как своих союзников в борьбе с англо-американским империализмом; из покоренной нами Восточной Европы евреям помогали массово перемещаться в Палестину, СССР передавал оружие (через ту же покоренную Вост. Европу еврейским боевым силам, СССР первым признал Израиль де-юре и осудил арабские атаки на него в войне 1948 и т.д. Но регент надул - Израиль очень быстро установил проамериканскую ориентацию. Что, собственно, и вызвало разгром ЕАК и кампанию 1949 года по космополитам безродным.
Председателем ЕАК был к тому времени Ицик Фефер, человек с богатой биографией. Ряд других членов ЕАК его ненавидели и боялись. Выражаясь официально, Фефер "в 1919 году [ему было тогда девятнадцать лет и он был типографским рабочим] включился в революционную деятельность, вступил в партию большевиков. Дебютировал в 1919 году в киевской газете «Комунистише фон» («Коммунистическое знамя»), печатался в газетах «Югнт», «Найе цайт», «Фолкс-цайтунг», «Штэрн», «Украинэ», «Пролэтарише фон» и др."
Жена (потом вдова) Льва Квитко, другого члена ЕАК, уточняла характер "включения" Фефера в 1919 году в "революционную деятельность" следующим образом: "Фефер был подлец из подлецов! Он с самой революции тайно завербовался в ЧК и обо всех сообщал" (РГАЛИ ф. 3270, оп.1, ед.хр.13, цит. по: Громова Н. Распад. судьба советского критика: 40-е - 50-е годы. М., 2009. С.246). Иными словами, когда красные в феврале 1919 вошли в Киев, Фефер поскакал работать в ЧК тайным осведомителем, вступил через это дело в РКП и стал делать бурную литкарьеру. Далее, согласно официальной биографии, "схваченный деникинской контрразведкой, попал в киевскую тюрьму, откуда его освободили вооруженные рабочие" (ср.: "...ведет подпольную работу на Киевщине, занятой деникиницами. Арестовывался, сидел в одной камере с поэтом Василием Чумаком, которого тогда же расстреляли. А Фефера освободили из тюрьмы повстанцы- рабочие". в: Фестиваль, ты нас сделал мудрей: материалы 4-го Общинного фестиваля европейской книги. Сфера, 2003. С.101). В энциклопедии уже скромнее: "после захвата Киева войсками Деникина участвовал в большевистском подполье, был арестован и случайно избежал смерти" - хоть без рабочих обошлись. Дело в том, что никаких восставших рабочих в деникинский период в Киеве не было, и за чудесным спасением Фефера стоит, вернее всего, тот банальный факт, что деникинская контрразведка не нашла на него ничего определенного и потому попросту выпустила. В самом деле, Василия Чумака расстреляли в ночь с 20 на 21 ноября 1919 г. (по н.с.) - за реальную подпольную деятельность и членство в Компартии Украины (помимо этого, Чумак "писал прокламации в стихах, гимны красному террору и т. д", как сообщают, опять же, энциклопедии). Чумака, члена КП(б)У с 1918 года, 20.11.1919 (по н.с.) захватили на месте - на конспиративной квартире в Киеве - с бумагами от подполья, адресованными в штаб XII-й красной армии о согласовании удара на Киев извне и изнутри, и в камере он сидел до расстрела только несколько часов. Коль скоро Фефер его там видел, то выпустили самого Фефера между 21.11 и уходом деникинцев из Киева 16.12 (по н.с.), а в это время никаких не то что восстаний рабочих, а даже и прорывов в город отдельных красных отрядов не было. Историю про то, как Фефер сидел с Чумаком и т.д., изложил сам Фефер в: Фефер І. Спогади про Василя Чумака та 19-й рік // Літ. газ., 1927, 6 трав. В 20-е годы "нашелся" и был издан так называемый "тюремный дневник" Чумака под названием "За гратами" ("За решеткой"), ведшийся при этом с 30.08 по 1.10.1919, когда Чумак ни в какой тюрьме не сидел. Как видно, дневник был частично или полностью фальсифицирован (Фефером же).
Потом была еще долгая большевистская карьера, оборвавшаяся в декабре 1948 года. Когда стало известно, что Фефера арестовали, Перец Маркиш, другой член ЕАК, напутствовал его следующими словами (сказанными им Борщаговскому):
- Ночью арестовали Фефера. Слыхали? Этот негодяй один в могилу не уйдет, всех за собой потащит.
(А. Борщаговский. Записки баловня судьбы. М., 1991. С. 132)
И так оно и произошло (хотя не произошло бы - обошлись бы и без показаний Фефера).
А в энциклопедиях нынешних появилась чудная формулировка про Фефера: "бывший член КПСС с 1919 года".