?

Log in

No account? Create an account
"Пусть едят бриоши" - финал (см. два предыд. поста). - wyradhe [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Пусть едят бриоши" - финал (см. два предыд. поста). [Aug. 30th, 2010|02:48 am]
wyradhe
"Пусть едят бриоши" - финал (см. два предыд. поста).

Вопрос о том, произнесла ли сакраментальное про бриоши Мария-Антуанетта решается, в конце концов, самым простым способом - выяснением того, когда об этом начали говорить. Проверку этого предприняли западные историки относительно недавно.

В итоге получилась следующая последовательность фаз.

1. В 1780-х - 1790-х во всем огромном вале памфлетов, карикатур, статей, песенок против Марии-Антуанетты ничего похожего на приписывание ей этой фразы нет. Зато есть другое - писали, что когда ее с семьей возвращали из бегства в 1791 году, она через окно кареты протягивала еду нищим и голодающим, но окружающие кричали этим голодающим, чтоб они не брали подаяния - не иначе как фурия его отравила, чтоб отправить на тот свет хоть кого из народа.

_Наивности_ и оторваннности от жизни Марии-Антуанетте никто в 1780-х - 1790-х не приписывал вообще. Ей приписывали сознательную ненависть к народу, стремление утопить его в крови и удушить голодом. Поэтому реплику про бриоши ей могли бы приписать в это время только при понимании этой реплики как злобной намеренной издевки над голодающими - но и этого никто не делал.

2. При этом в конце 18 - начале 19 вв. (как мы знаем от графини де Буэнь) во Франции действительно ходила история о бурбонской особе королевской крови, высказавшейся в таком духе (только не про бриоши, а про корку от паштета), и история эта рассматривалась как компрометирующая династию - однако в этом качестве называлась одна из дочерей Людовика XV (Виктуар или Софи), а реплика ее подавалась только как знак оторванности от народа и вопищего неведения о его положении.

Точно в том же качестве рассматривались подобные реплики в фольклоре вообще и французском анекдоте (извесном по Руссо) первой половины 18 века о "великой принцессе", посоветовавшей есть именно бриоши. (По-видимому, это национальная переделка истории о Марии-Терезе и ее реплики про корку от паштета, которая в династии Бурбонов удерживалась в своем оригинальном виде, а в национальной массе переделалась в реплику о бриошах, более хлесткую, так как бриоши вообще привычнее и лучше ложатся в пару к простому хлебу, да еще в качестве образца дорогого мучного блюда, чем корка от паштета).

Неудивительно в таком случае, что эта реплика - которая и в фольклоре чистом, и в фольклоре историческом ходила именно как знак изнеженного неведения реальной жизни (при пустоумном, но все-таки доброжелательстве у народу) - не приписывалась Марии-Антуанетте, которую воспринимали как злую фурию, намеренно желающую народу погибели, а вовсе не как наивно-оторванную от жизни королеву, благожелательно сюсюкающую о народной участи.

3. В 1843 г. однако, журналист Карр приписывает реплику про бриоши уже Марии-Антуанетте, причем ссылается на этот эпизод как на нечто достаточно известное людям его времени - и дальше так оно и идет; но внимание! - реплика эта в 19 - 20 веках рассматривается именно как проявление вопиющей оторванности от жизни, а не намеренной издевки - то есть в фольклорном духе; при этом полностью игнорируется тот очевидный факт, что никакая реальная королева старше 18 лет всерьез такое сказать не могла.
В свою очередь, про реплику принцессы Виктуар про корку от паштета все стремительно забывают.

Такой ход событий означает, что
а) ничего Мария-Антуанетта про бриоши не говорила;
б) реплики этого рода в исторических анекдотах воспринимались общественным сознанием в фольклорном духе, как проявление оторванности от жизни, а не издевки;
в) во второй половине 18 - началде 19 века героиней соответствующей истории была принцесса Виктуар (или Софи), дочь Людовика XV, а Марии-Антуанетте никто и не подумал бы такое приписывать, потому что она отнюдь не воспринималась как пустоцветно-благожелательная к народу избалованная барынька; в 1780-1800 ее считали злобной фурией, сознательной ненавистницей народа;
г) однако между 1815 и 1840 г. в поколении внуков революции утвердилось совершенно иное отношение к царствующей паре 1774-1792/1793 гг. Из врагов нации, какими их считали в 1793 (а королеву и задолго до того) они задним числом были обращены в слабых, оторванных от реальности, легкомысленных и безответственных правителей: король-де только охотился и был равнодушен к общественным делам, в которых ничего и не смыслил (на все лады склоняется знаменитая запись "rien - ничего" - 14 июля 1789, в день падения Бастилии, в его дневнике), королева развлекалась - и они заплатили жизнью раздраженному народу за притеснения и ужасное наследство предыдущих царствований, в котором они не хотели даже отдать себе отчет. Именно под воздействием этого нового клише в России начинают писать, что
нежестокие и благонамеренные, но слабовольные и не понимающие положения дел Людовики Шестнадцатые платятся за своих предшественников.

Новому образу королевской четы - и, в частности, королевы - как оторванной от реальности, пустоголовой-бездумной (в части королевы) и ленивоголовой/тугодумной (в части короля), но незлой пары - как раз вполне отвечала реплика про бриоши, взятая в ее традиционном для Франции смысле - как знак оторванности от действительных проблем народа. И в тот же самый период, между 1815 и 1840 гг., группа рассказов о таких репликах бурбонских царственных женщин (жены Людовика XIV и дочери Людовика XV) была контаминирована, циклизована и перенесена на Марию-Антуанетту - как последнюю, и тем самым символически самую яркую бурбонскую королеву старого режима. К середине XIX века эту реплику полностью "переприписали" ей, причем именно в обшенародной (известной по Руссо) редакции, где фигурируют бриоши, а не в династической бурбонской редакции (где фигурирует корка от паштета) - и так оно с тех пор и ехало.

Кстати, именно правление Орлеанского дома (1830-1848, Луи-Филипп) было временем, особо благоприятным этой контаминации. Орлеанский дом еще в 1780-х ненавидел Марию-Антуанетту, и при этом именно после 1830 был очень востребован миф о том, что Орлеанские  понимали ситуацию верно и хотели служить народу, а старшая линия Бурбонов была паразитарна, бездумна и за то поделом слетела и в 1792, и в 1830.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: el_d
2010-09-05 02:09 pm (UTC)

Re: поясню насчет повинностей и денег

***Вот у нас как раз именно так. Притянув закон за уши и в острастку.***
Демонстративность мнооого меньше.
Кстати, с той же Араповой они ну никак не хотели шумихи - и сдали назад, когда она началась всерьез.
Шум устраивают, когда есть шанс продать пострадавшего населению как пример пусть избирательной, но справедливости или как драку между своими, населения не касающуюся.
Совсем не то.

**Да. Но это же не идеологически мотивированная штука.***
Идеологически мотивированная штука - это представление о святом праве, категорический контрпродуктивный отказ от любых реформ и все такое прочее.

***Да - но если снизу вверх, то брюзжанием вскидывались.***
Да, но до поры его и _хватало_. Вот потребовал король от нотаблей... а они ему отказали. И что? Созыв ГШ.

***И чтобы такой возможности не предусмотреть, надо было совершенно не иметь голов.***
Фронда была фактически в другой стране. И "Людовик XIV и Ришелье делали и не такие дела" в фактически другой стране. Той она стала толком уже в правление Людовика XIV - и то не совсем.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-09-05 06:24 pm (UTC)

Re: поясню насчет повинностей и денег

"***Вот у нас как раз именно так. Притянув закон за уши и в острастку.***
Демонстративность мнооого меньше.
Кстати, с той же Араповой они ну никак не хотели шумихи - и сдали назад, когда она началась всерьез".

Да, но у нас же не абсолютизм все-таки старого порядка. У нас вообще власть сравнительно с французской 18 века - рай, а не власть, на любой сильный протест отзывается хоть какими, но уступками. Потом, в отличие от 18 века, у нас публичная казнь / репрессия - отрицательное впечатление вызывала бы, а в 18 веке это дело привычное. Поэтому у нас демонстративные наказания смутьяну имеются, но адресат демонстрации - не население (от него это как раз по возможности стараются укрыть, не поднимая большого шума), а политические и общественные "тусовки".

**Да. Но это же не идеологически мотивированная штука.***
Идеологически мотивированная штука - это представление о святом праве, категорический контрпродуктивный отказ от любых реформ и все такое прочее".

Мне кажется, об этом как собственно идеологической штуке имеет смысл говорить тогда, когда отказываются от ВЫГОДНЫХ тебе перемен (не выгодных это лонг ран, а самоочевидно выгодных). Тогда ясно, что отказываются из принципа. А уже когда начальство времени Александра Третьего стремится удушить социальные лифты, это не идеология - это наполовину практический страх, а наполовину - своя сословная фанаберия, возведенная в идеологию, то есть они ведут себя так, будто вцепились в это как в отдельную от них святыню. На самом деле они просто свою фанаберию отстаиваиют как святыню. "Я не сам, а я ревную за советскую Россию".

***Да - но если снизу вверх, то брюзжанием вскидывались.***
Да, но до поры его и _хватало_. Вот потребовал король от нотаблей... а они ему отказали. И что? Созыв ГШ".

Так это же с _этим королем_ хватало. А на сильный протест они были неспособны. Когда дошло до дела - они же все оказались совершенно бессильны.

***И чтобы такой возможности не предусмотреть, надо было совершенно не иметь голов.***
Фронда была фактически в другой стране. И "Людовик XIV и Ришелье делали и не такие дела" в фактически другой стране. Той она стала толком уже в правление Людовика XIV - и то не совсем".

Это верно - но какими идиотами надо быть, чтобы полагать, что со страной можно делать все, что угодно, а потом можно впервые за полтора века не вменять ей налог, а ПРОСИТЬ у нее утверждения налогов, - а она всё по-прежнему будет той, какой ее сделали всего-то сто лет назад? Восстание камизаров было всего-то за 75 лет до того. Это ведь совсем как команда Горбачева, убежденная, что можно 70 лет топтать и строить население, а потом поклониться ему и резко ослабить поводья - и ждать, что оно скажет в ответ спасибо, и вообще будет хорошо и разумно думать о своем устроении, а не сделает то, что ему естественно в этой ситуации сделать...
(Reply) (Parent) (Thread)