?

Log in

No account? Create an account
Иоанн, царь Глинский и всея правобережной Ворсклы (1919 год) - wyradhe — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Иоанн, царь Глинский и всея правобережной Ворсклы (1919 год) [Apr. 20th, 2008|01:56 am]
wyradhe
Иоанн, царь Глинский и всея правобережной Ворсклы (1919 год)

Мало кому известно, что в России и после падения монархии появился на короткое время царь. Чин по чину - венчанный на царство священником, имевший царицу и верных подданных, которые сами шли под его высокую руку. Правда, это был местный царь, не претендовавший на общероссийский престол, а основавший свой собственный - а именно, престол "Глинска и всея правобережной Ворсклы"; и был его царcтвию срок месяца в три. Но царь он был - пока царил - правильный; есть только один компрометирующий его на первый взгляд эпизод, но и тут, надо думать, он лишь грозил тем, чего взаправду делать бы не стал.



Весной 1919 года на Полтавщине стояла советская власть и ходили банды. На правобережье Ворсклы, в округе села Глинск, крестьяне пресытились и тем, и другим в степени неописуемой. Иван Гордиенко,богатый крестьянин села Глинск, кликнул клич среди хуторян и на свой личный страх и риск организовал из них отряд для борьбы с бандами под своим началом - как видно, пользовался он среди зажиточного селянства немалым авторитетом. Как себя титуловать, Гордиенко думал недолго; власть стояла советская, и он провозгласил себя верховным комиссаром Глинска. Советскую власть при этом не спросили: часть банд, от которых стонала округа, признала Советы и числилась теперь советскими партизанскими отрядами, и с ними-то Гордиенко в первую голову и боролся. Дела у верховного комиссара пошли хорошо - так хорошо, что в воспоминаниях Шубы, одного из тех самых квазисоветских атаманов, оперировавшего ранее именно в Глинске, в точности это время обойдено стороной. Как видно, уж очень крепко и далеко его вышиб из Глинска Гордиенко. "Наступил, - деликатно пишет Шуба, - небольшой отрезок времени некоторого затишья в боевой деятельности Глинских партизан". Привлеченные успехами Ивана Гордиенко, в его войско потекли селяне из соседних деревень; сами окрестные деревни наперебой признали его власть, а какие сами не признали, те он покорил. Налогов он не брал, от банд и от Советов защищал, так что сопротивления ему не оказывали.

После этого - дело было примерно в апреле - надоело Гордиенко быть верховным комиссаром, и решил он сделаться царем. Священника села Опошня, под угрозой расстрелять его вместе со всей семьей, Гордиенко заставил короновать его на царство над всем подвластным ему районом. Полагаю, что приводить эту угрозу в действие Гордиенко ни за что бы не стал, а нашел бы другого священника (по системе "ную тогда я тебя вычеркиваю"), так как царевал он, по отзывам местных жителей, сугубо кротко, мирно и ладно по отношению ко всем людям, кроме бандитов, и непохоже, чтобы человек с таким характером в самом деле стал бы казнить в описанных обстоятельствах опошненского священника, да еще вместе с семейными. Что касается коронации, то как передавали позднее селяне проходившему через край белому офицеру, "коронация состоялась в большой старинной опошненской церкви, при огромном стечении народа, под перезвон всех колоколов", после чего Гордиенко официально титуловался “царь Иван Глинский и всея правобережной Ворсклы”. Опошненский же священник стал чем-то вроде примаса нового царства. Столицей остался Глинск.

Вскоре Гордиенко счел, что его старая жена не отвечает его царскому достоинству, так что заставил привычного опошненского священника развести его с женой и обвенчать с местной сельской учительницей. Учительницу, возможно, и не спросили, но московские цари тоже не спрашивали в таких случаях согласия. Церемониал у царя Ивана был пышный; как передавали те же селяне тому же офицеру, "новоиспеченные царь и царица всюду разъезжали в коляске, запряженной четвериком, украшенные, вместо корон, свадебными венцами, взятыми из церкви. Когда коляска останавливалась возле церкви, сопровождавшая царя свита вносила Ивана Гордиенко в церковь на обитом бархатом кресле".

Округа была потрясена. Бойцы царя Ивана успещно не пускали банды на его территорию, и к маю отдаленные местечки Будище, Диканка, Рублевка и городок Котельза сами “ударили челом” Ивану Гордиенко, которого в округе звали уже просто “Глинским царем”, и прислали ему богатые поминки, чтоб он принял и их под свою царскую руку. Что тот и сделал. Со слов местных жителей, во владениях царя Ивана "наступили мир, покой и тишина. Нет больше налетов банд, прекратились грабежи и реквизиции, исчезла советская власть".

Но в июне месяце дело пошло плохо, ибо отступавшие от Добровольцев части РККА стали приближаться, пятясь, к пределам Глинского царства, а с их отрядами в округ снова прибыли представители советской власти, а с ними и партизанский атаман Шуба. Здесь царь Иван, к сожалению, сам покончил со своей доброй славой: в ужасе перед отрядами РККА и Шубы он, не дожидаясь их, бросил свою столицу, жену и приверженцев: тайно от них - и от всех - он внезапно бежал в леса при Ворскле, где его следы и затерялись.

А в Глинске в июле 1919 атаман-партизан Шуба уже слушал заехавшего туда Демьяна Бедного. О чем тоже написал в воспоминаниях, - тех самых, в которых он так и не сказал ни слова о Гордиенко.

Источники:

Кравченко В. Дроздовцы от Ясс до Галлиполи. Т. 1. Мюнхен, 1973. (Кравченко - тот самый белый офицер, которому жители все это и рассказали);

Шуба А. Д. Странички из жизни. Воспоминания о боевых действиях Глинского красного партизанского отряда на Украине во время Гражданской войны 1918-1920 г.г.

LinkReply