Никоим образом. Я сам себя неоднократно ловил ровно на том же самом подходе, с каким мои собеседники в этой дискуссии подходят к нам ("третьему сословию", "зверосовхозным выдрам"), по отношению к социальному слою самих этих собеседников - в одном ключевом вопросе, а именно в вопросе о лозунге полной демократии и свободы. Встречая в 1990 ли, 2010 ли, представителя действительной интеллигенции, выступающего с лозунгами подлинной демократии и политических свобод, что я чувствую первым порывом? Чувствую ли я то, что должен бы, казалось, по здравому смыслу и убеждению - "ах ты вражий ликарь, все бы тебе холеру пущать!" - потому что оно и есть холера? Нет, я ничего такого не чувствую (хотя будь это токарь или мелкий буржуа - именно это бы и чувствовал), а чувствую я другое: "Господи, вот ведь в моей среде не было хотя бы одного - социального комплекса умного писаря при полупьяном комроты [= "мы - умные, добрые, все знаем, гуманисты, возьмемся-за-руки-друзья, нам внятны думы Эйдельмана, у нас понедельник начинается в субботу, пойдукБеллевкабинет, а они - тупое, косное, обывательское, тираническое начальство, мало чем думать, много чем жевать; мы знаем, как все сделать по уму и гуманизму, а они же идиоты, они мешаются только, от них дурь сплошная, динозавры, а уж мы бы заквасили человечекские ценности, не дави они всю страну крошащимся бетонным задом, ну дайте, дайте нам свободы, отчизне путь укажем мы!"], -
в моей среде хоть этого наследственного интеллигентского ужаса не было, не было там разделения на мы и они, и слушали не Окуджаву, а Высоцкого с Розенбаумом, и про "Метрополь" ничего не знали, и Пастернака не числили своим братом интеллигентом / вторым Даниэлем и Синявским, пострадавшим от динозавра за Все Хорошее - Гуманнное, Интеллигентное и ВысокоХристианское, но не узкое, а напротив, широкое, -
вот не гулял в моей среде _этот_ конкретный тифоид, совсем другие гуляли,
а ведь агитпроп доставал так, что я и без этого тифоида в 14-15 лет мечтал об Антисоветской Демократической Революции и Свободной России.
А у них еще и этот тифоид гулял - каково же им-то приходилось плохо?! И если они вот в таких условиях так и остались при своих сказках о Свободной России, которой только нужно избавиться от Кровавой Полицейской Гэбни - и она процветет на основах гуманизма по Окуджаве да Ахмадулиной, приправленных Евгенией Гинзбург - то неужто это они такие плохие, им же так в этом вопросе не повезло?"
Но потом я усилием воли напоминаю себе, что голова и глаза человеку даны не для того, чтобы он любое удобное ему розовое бредовое вранье выдавал за истину, даже если его естественные социальные комплексы его к этому поощряют,- и эту лирику упраздняю. Хотя на эмоциональном уровне все равно чувствую никакую не вражду, а благодарение богам за то, что в моей среде хоть этого тифоида не было, и мне было легче проскочить _эти_ Симплегады. И сочувствие тому, каково же пришлось им с их гандикапами в этой области.