?

Log in

No account? Create an account
К http://wyradhe.livejournal.com/104560.html - wyradhe — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

К http://wyradhe.livejournal.com/104560.html [Apr. 17th, 2010|03:11 pm]
wyradhe
К http://wyradhe.livejournal.com/104560.html

Перевод "Нанги абахуту" (спасибо коллегам за уточнение перевода, см. комментарии). Сочинил это Бикинди в 1992.

- Наш шанс - в том, что их меньше, чем нас.
От глухого родится глухой, от неумащенного родится дурак, лес порождает сов, дорогие товарищи!
Правда и в огне не горит, высказать ее - не мешает добрососедству, дорогие господа!
Я говорю тем, кто слушает, имеющий уши да слышит!
Ндаимана йа Нйилиманзи рва Кизима [что бы это значило?]
Я ненавижу, ненавижу тех хуту, которые не наказывают заблуждающегося хуту, чтобы его исправить, и чтоб навеки утвердить единство, дорогие товарищи!
Вместо этого они с ним обнимаются!
Я ненавижу, ненавижу тех хуту, которые не наказывают заблуждающегося хуту, чтобы его исправить, и чтоб навеки утвердить единство, дорогие товарищи!
Это они только из алчности!
Чем больше я их ненавижу, тем лучше!
Наш шанс - в том, что их меньше, чем нас.
Чака!
Чем больше я их ненавижу, тем лучше!
Наш шанс - в том, что их меньше, чем нас.
Я ненавижу тех толстопузых хуту, которые отделяют себя от других, которые не живут без кумовства, дорогие товарищи!
Я ненавижу тех хуту, тех чванных хуту, надменных, что пренебрегают другим хуту, дорогие товарищи!
Как это можно пренебрегать своими?
Ненавижу, ненавижу я тех хуту, тех позабывших о своей хутуйскости хуту, дорогие товарищи!
Ненавижу, ненавижу я тех хуту, кто слепо маршируют, как слабоумные,
тех наивных хуту, которыми манипулируют, которые терзают своих, которые присоединются к войне, не зная ее истинных причин,
ненавижу я тех хуту, которых купили, чтобы они убивали, убивали, я вам клянусь, и которые убивали хуту, дорогие товарищи!
Чем больше я их ненавижу, тем лучше!
Тем лучше!
Наш шанс - в том, что их меньше, чем нас.
Ммммммммммм...
Капризы детей, огорчающих свою мать и приводящих в скорбь своего отца!
От глухого родится глухой, от неумащенного родится дурак, лес порождает сов, дорогие товарищи!
Правда и в огне не горит, высказать ее - не мешает добрососедству, дорогие господа!
Я говорю тем, кто слушает, имеющий уши да слышит!

[К сему автор, бывало, прибавлял в порядке импровизации:]

Начнем-ка с провинции Бутаре, тамошним хуту нравится жить под феодальным гнетом -
кто меня упрекнет за это? Ненавижу я их и не буду за это извиняться!
Наш шанс - в том, что их меньше, чем нас.

[А в провинции Бутаре губернатором избранным был тутси, и там между хуту и тутси были достаточно хорошие отношения, и сопротивление геноциду там потом было сильнее]
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: thoros_of_myr
2010-04-17 12:08 pm (UTC)
Принципиально - чем это отличается от турецкого национализма начала XX века, например? Тем, что последний достиг цели...
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2010-04-17 04:30 pm (UTC)
Да уж, достиг - достаточно сравнить границы Турции 1910 и 1925 годов....
Причем это им еще повезло - при чуть других военно-тезнических условиях Антанта не так бы выдохлась от войны и Турции не дала бы вырвать и отвоевать себе послабления сравнительно с договором 1920 года.

А в остальном - кроме глупости и песенности - ничем, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: thoros_of_myr
2010-04-18 10:46 pm (UTC)

Пожимая плечами

Вопрос о границах для Ататюрка сотоварищи был второстепенным. Главным же было создание турецкого национального государства, в чем они преуспели более чем. Причем, государство оказалось живучим и достаточно успешным (уровень жизни в Турции гораздо выше, чем у любого из ее соседей - за исключением Греции, с Болгарией и Ираном - одинаковый).

Что касается сабжа, то жить под властью мало того что элитарного меньшинства, так еще и этнически совершенно чуждого - унизительно как минимум (не берем даже чисто материальные моменты, связанные с распределением имущества). Естественно, что такая ситуация не могла не обернуться протестом. Но так как тут Центральная Африка и нравы у населения весьма интересные, чисто политической борьбы за равноправие здесь быть не могло. Поэтому она приняла такие уродливые формы.

Интересно, что белые в Родезии, в отличие от тутси в Руанде, свою борьбу в аналогичной ситуации продули (правда, больше по внешним, чем по внутренним причинам).
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-04-19 08:39 pm (UTC)

Re: Пожимая плечами

Так Ататюрк никакого геноцида не проводил. Режим, который его проводил, - был предыдущим режимом.

"Что касается сабжа, то жить под властью мало того что элитарного меньшинства, так еще и этнически совершенно чуждого - унизительно как минимум"

500 лет жили - ничего. У них и язык-то давно был один, и были они не более элитарным меньшинством к 1959, чем русские дворяне в 1900.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: thoros_of_myr
2010-04-20 05:45 pm (UTC)

Re: Пожимая плечами

Слово "геноцид" следовало бы вообще запретить - трудно сейчас найти хоть какую-нибудь страну или группу людей с общими взглядами, где бы этим понятием не козыряли направо или налево. Геноцида, конечно, не было - но были этнические чистки в особо крупных размерах. Они конечно были делом недобрым уж явно, но что-то сомневаюсь, что современные турки о них жалеют.

Что касается сравнения с Россией - ну представьте себе, что ВСЕ российское дворянство было бы по происхождению татарским и выглядело бы даже не как современные татары, а как современные монголы. Из русского был бы только язык. Теперь добавьте вот это вот, и спрашивается, откуда взяться любви и уважению?

Жестокость же, аналогичная тому, что происходила в России, в Руанде объясняется не только африканскими нац. особенностями, но и аграрным перенаселением (раньше этот фактор не действовал, населения было мало, а земли хватало).
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-04-20 06:01 pm (UTC)

Re: Пожимая плечами

" что-то сомневаюсь, что современные турки о них жалеют".

Их вообще-то в Турции начиная с Ататюрка признают преступлением. Геноцидом - нет, не признают. Этнические чистки - это маловато для миллиона с лишним покойников, но по международному точному определению геноцидом 1915-й не был, поскольку руколводство не ставило перед собой целдью поголорвно истребить всех армян Турции по этническому признаку, а только бОльшинство их.

"Что касается сравнения с Россией - ну представьте себе, что ВСЕ российское дворянство было бы по происхождению татарским и выглядело бы даже не как современные татары, а как современные монголы. Из русского был бы только язык. Теперь добавьте вот это вот, и спрашивается, откуда взяться любви и уважению?"

Да вот брались же, однако - в Африке это совершенно обычное дело, как и в античности - община / племя как коллективный феодальный эксплуататор других общин; само по себе это положение никакой ненависти не порождало. Они на этносах не так повернуты были.

"Жестокость же, аналогичная тому, что происходила в России, в Руанде объясняется не только африканскими нац. особенностями, но и аграрным перенаселением (раньше этот фактор не действовал, населения было мало, а земли хватало)".

Нет - там тутси были менее 15 процентов, и отнбдь не бОльшую часть земли держали в руках (а если бы держали, ждостаточно было бы просто поделить крупные землевладения, устроив обычную. африканско-ближневосточную агранрную реформу).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: thoros_of_myr
2010-04-24 09:07 am (UTC)

Re: Пожимая плечами

Я имею в виду чистки греков и армян уже во времена Ататюрка
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-04-24 09:31 am (UTC)

Re: Пожимая плечами

Так там никто сверху никого и не резал. "Репатриация" была проведена взаимно Турцией и Грецией по соглашению 1923 года об обмене населением, проходившего под давлением с обеих сторон (турок-мусульман и вообще мусульман перевезли из Греции в Турцию, православных греков и других адептов православной греческой религии из Турции - в Грецию). Обмен шелЮ, собственно, по религиозному критерию, а не по этническому, и не носил поголовного характера. Вывезли 200 тыс. греков (по другим данным - вдвое больше) из Турции в Грецию и 350 тыс. турок (по другим данным - в полтора раза больше) из Греции в Турцию. Более миллиона греков ушли из Турции ещ ранее сами вместе с отступающими греческими войсками. При этом в Турции остались многие греки - в 1924, по завершении обмена населением, в Турции осталось 200 тыс. греков - то есть не меньше, чем уехало.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mithrilian
2010-04-17 12:54 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2010-04-17 04:36 pm (UTC)
Ага, спасибо - но там зря думают, что у того польского автора непременно было какое-то классовое сознание, его книга выходила в районе 1950, и хватило бы классового сознания редакторов и цензуры
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mithrilian
2010-04-17 07:42 pm (UTC)
Она вообще переводит это дело целиком, уже давно, может тебе пригодится. Правда, она переводит с английского перевода с польского и уже обнаружились ошибки первого переводчика, которые не всегда можно отследить не имея под рукой польский текст. Но вообще впечатляет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _moss
2010-04-17 02:40 pm (UTC)
Человек явно читал "Норму" Сорокина.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2010-04-17 04:37 pm (UTC)
Скорее ею являлся:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: benni72
2010-04-18 04:41 am (UTC)
Откуда "препона теплохладным"? Я понял это место во французском тексте как "проходит (через) огонь, не сгорая" или попросту "не горит в огне".
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2010-04-18 07:53 am (UTC)
Я это понял как "мешает / препятствует тому, что горит без огня"

Проверить, конечно, только по киньярванда можно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yrkja
2010-04-18 12:17 pm (UTC)
Я бы перевел так: "Правда проходит сквозь огонь и не сгорает; когда говоришь ее – это не мешает сохранять добрососедские отношения"
Т.е. empecher относится к dire [la verite], а не к самой verite.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-04-18 01:17 pm (UTC)
Да, это более вероятно! Я решил, что la - это артикль перед dire делающий его сушествительным, но более вероятно, что это местоимение-дополнение, отсылающее к "верите". Спасибо, сейсас исправлю
(Reply) (Parent) (Thread)