You are viewing [info]wyradhe's journal

wyradhe - Адриен д'Аспремон, виконт д'Ортез [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Адриен д'Аспремон, виконт д'Ортез [Apr. 8th, 2010|03:48 am]
Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
Адриен д'Аспремон, виконт д'Ортез, женатый на Николетте де Бурин,
был в 1572 году губернатором Байонны и получил от короля Карла IX, как и все прочие губернаторы провинций Франции, приказ произвести резню гугенотов во вверенном ему округе.
Приказ он категорически отказался выполнять, не выполнил сам и не позволил никому учинить нечто подобное в провинции, а королю ответил:

"Государь, я сообщил повеления Вашего Величества Вашим верным жителям и войскам гарнизона; я нашел в них только добрых граждан и доблестных солдат, но ни единого палача". "Таким образом, они и я просим Ваше величество использовать наше оружие и жизни только для подобающих дел". И заключил: "Так что в этом деле Вы не должны надеяться на какое-либо мое повиновение".

Отказали королю в выполнении приказа также: Клод де Савой, граф де Танде, наместник Дофинэ, где не погиб ни один протестант; он, получив приказ, попросту отбросил его, объявив, что король такого приказа отдать не мог, а что приказ такой могли от его имени разве что измыслить враги общественного порядка, справедливости и милосердия, чтобы утолить свои дурные страсти; Эльнор де Шабо, граф де Шарни, лейтенант-генерал в Бургундии (он так основательно пресек местные инициативы, что на территории всей провинции погиб только один протестант в Дижоне); Франсис де Мандело, наместник Лиона (который никакого успеха не возымел: он взял лионских протестантов под охранный арест, разместив их в тюремных замках, чтобы не допустить их разгрома горожанами, но те ворвались в тюрьмы и их вырезали; слухи об этом ходили разные); Бертран де Симиан, сеньор Гордский; де Сент-Эран де Монморен, наместник Оверни - он заявил, что не подчинится такому приказу, пока король лично не явится и не отдаст такой приказ ему в лицо собственными устами; Таннегю Ле Венёр де Каруж, наместник Нормандии, - он сам отказался выполнять приказ и сделал все, что было в его силах, чтобы оградить протестантов в Руане, но не имел власти над этим.

Это почти каждый третий губернатор.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]cat_mucius
2010-04-08 12:07 am (UTC)

(Link)

Молодцы.

Какие последствия могли им грозить и какие были?
From: [info]wyradhe
2010-04-08 06:06 am (UTC)

(Link)

Могли сместить с поста губернаторов, натравить убийцу, поднять чернь против них, как сразу, так и в будущем. И попали бы в опалу. Вот судебного процесса _за это_ светские власти не нарядили бы, по условиям места и времени. Реально трогать их не осмелились - не та была обстановка. Но никто не мог знать, что она будет не та - если бы идея поразить протестантизм одним ударом реализовалась, то все они оказались бы в лучшем для них случае в опале, а в худшем с ними с опозданием так или иначе расплатились бы.
[User Picture]From: [info]cat_mucius
2010-04-08 07:54 am (UTC)

(Link)

А реально какие-то последствия были?
From: [info]wyradhe
2010-04-08 03:29 pm (UTC)

(Link)

Не знаю, думаю, что физических точно не было.

[User Picture]From: [info]sandream
2010-04-08 04:05 am (UTC)

(Link)

Спасибо! Очень приятно было читать Ваш пост.
From: [info]wyradhe
2010-04-08 03:37 pm (UTC)

(Link)

Спасибо.
[User Picture]From: [info]pautchok
2010-04-08 05:29 am (UTC)

(Link)

Вызывают уважение. В любые времена есть люди и люди
From: [info]wyradhe
2010-04-08 03:43 pm (UTC)

(Link)

Да, только здесь их много. Причем по тем временам само предписание короля было много менее чудовищным для исполнителя по ряду причин, чем на наш взгляд (и в силу другого характера существования религиозных общин, и в силу иной степени важности религиозных вопросов, и в силу куда более низкой ценности гражданских жизней и жизней вообще, и в силу того, что приказ короля в куда большей степени снимал всякую ответственность с совести исполнителя, если тот был служилый, а не просто наемник), а они все равно отказались. В основном их достало то же, что является тут самым преступным и для нас - что им предлагается напасть на ни в чем не повинных перед государством людейю. являющихся полдданными этого государства. Они вполне спокойно посмотрели бы на массовое истребление чужеземных жителей на войне или даде своих - в организованно восставшем городе, взятом штуромом; это было бы жестоко (и кто-то из них по великодушию и этого бы делать не захотел),но это не было бы по тем временам несправедливостью, преступлением и предательством. В отличие от варфоломеевской ночи.
[User Picture]From: [info]el_d
2010-04-08 07:03 am (UTC)

(Link)

Вообще, довольно много приличных людей обнаружилось на этом деле.
А вот Карл - это была... впечатляющая фигура. В смысле предательства.

С уважением,
Антрекот
From: [info]wyradhe
2010-04-08 03:37 pm (UTC)

(Link)

Вот тебе и раз. Особенно благочестивых граждан, оказывается, корчит до сих пор от этих губернаторов! И приписывают они им уж какие-то совершенно космические заслуги перед человечеством. См. http://www.diary.ru/~satachi/p103818818.htm
посты от Адриана Везе. :)

Касательно Карла - по-моему, ему совершенно все равно было все, связанное с религией. Все, что его волновало - большая или меньшая сила тех государств в государстве, которые образовывали и гугеноты, и Гизы, и прочие партии. Касательно понятия о данном слове он был химически чист, совершнно в стиле "карту в рукав совал! - А что ж мне ее, тебе в нос сунуть?", замечательно при этом, что какие-то специальные трепыхания жестокости, фанатизма и т.п. ему были чужды. Просто, так сказать, блатная / гангстерско-мафиозная система поведения в классической степени. Паханы времени беспредела его как раз прекрасно поняли бы, они все и сами так работают. Я, собственно, очень не люблю эпоху Возрождения (как и ээлинизм) за то, что тогда такое поведение было в рамках дескриптивной нормы.



[User Picture]From: [info]el_d
2010-04-08 03:45 pm (UTC)

(Link)

Ну в истории с Монсом - когда он Филиппа просил обязательно перебить всех, кого он сам же туда и послал - требовал, можно сказать, он даже норму времен беспредела перебрал как-то.

С уважением,
Антрекот
From: [info]wyradhe
2010-04-09 06:00 am (UTC)

(Link)

А, это да. Но такие штуки тоже сходили именно потому, что он тут перебрал относительно привычной мерки того, чем в принципе заниматься "нормально". Так хорошим человеком его никто во всем королевстве и не считал.

Когда какой-то из Птолемеев, чтобы досадить изгнавшей его жене-царице, разрубил на куски своего сына от нее, зажарил и ей прислал, это был перебор сравнительно с меркой дел эллинистических царей. Но поскольку это был перебор только в мерке, александрийцы не сочли его каким-то таким чудовищем, вернули ему позднее власть и были, в общем, довольны его правлением и вовсе не стеснялись того, что по доброй воле посадили себе в цари такого человека. По их мнению, тут просто нечего было бы стесняться - то есть ему еще было почему стесняться в связи с этой историей, она все-таки из ряда сильно выходила, - а вот им совершенно не за что было стесняться из-за того, что они его обратно на царство призвали такого.
[User Picture]From: [info]el_d
2010-04-09 09:28 am (UTC)

(Link)

Да. Это очень смешно читать, _как_ вся эта компания смотрелась с той стороны пролива, где сидели тоже, в общем, ну никак не ангелы, а ребята, и в личных, и особенно в государственных делах позволявшие себе, в общем, барлог знает что. Ну, см. "Парижскую резню" - ратуйте, граждане...

С уважением,
Антрекот
[User Picture]From: [info]humanitarius
2010-04-16 10:53 pm (UTC)

(Link)

Птолемей Керавн был явлением выдающимся и в среде малосимпатичных эпигонов.
[User Picture]From: [info]el_d
2010-04-08 03:50 pm (UTC)

Посмотрев

(Link)

Даааа. Есть, я вам скажу, порох в пороховницах. Не иссякла еще козацкая сила. И религиевед пошел - рядовой, необученный.

С уважением,
Антрекот
[User Picture]From: [info]nell_2
2010-04-09 02:13 am (UTC)

(Link)

Скорее всего, этот Адриан Везе эпатажник. Юного возраста.

Off Можно узнать, дискуссию с Быковым http://wyradhe.livejournal.com/98649.html?thread=1712217#t1712217 Вы продолжать больше не будете? Помнится, как раз на эту тему у Вас были замезательные миниатюры про Гасдрубала и Ганнибала Лектора, и про людоедов, один из которых дрочит на картинки с красивыми женщинами, а второй на картинки с расчлененными младенцами.
From: [info]wyradhe
2010-04-09 05:54 am (UTC)

(Link)

Я, честно говоря, большого смысла в этом не видел, но вот.
Дело еще и в том, что вопрос о сравнительном суммарном звероподобии раннебольшевистского и сталинского режима не имеет отношения ни к тому, что они были разными (можно по разным причинам совершать разные преступления, весящие, однако, на один и тот же общий балл преступности), ни к вопросу о Попе.
[User Picture]From: [info]alice_in_matrix
2010-04-09 07:10 am (UTC)

(Link)

Особенно благочестивых граждан*** Это не особенно благочестивых - это неособенно умных. Я, конечно, благочестием не отличаюсь), но за этот материал Вам от меня, именно как от католика, большое спасибо. Мне приятно знать такие факты.
[User Picture]From: [info]mazyk
2010-04-08 07:19 am (UTC)

(Link)

Бесподобно, спасибо!
From: [info]wyradhe
2010-04-08 03:44 pm (UTC)

(Link)

Спасибо
[User Picture]From: [info]raimon_lo_fol
2010-04-10 09:52 am (UTC)

(Link)

А можно мне это перепостить у себя, с Вашего позволения? Уж очень положительные чувства вызывает эта история.
From: [info]wyradhe
2010-04-10 10:23 am (UTC)

(Link)

Да, конечно!
Вообще все материалы здесь подлежат свободному использованию.
[User Picture]From: [info]raimon_lo_fol
2010-04-15 01:47 pm (UTC)

(Link)

Спасибо!
[User Picture]From: [info]afranius
2010-04-13 11:34 pm (UTC)

(Link)

Прекрасная история, спасибо.
И аналогичная -- про Руанду.
[User Picture]From: [info]veber
2010-04-16 11:05 am (UTC)

(Link)

Удивительно, что так много.