?

Log in

К предыдущему посту, о воспоминаниях - wyradhe [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

К предыдущему посту, о воспоминаниях [Jan. 8th, 2011|12:06 am]
wyradhe
К предыдущему посту, о воспоминаниях

В 1989-м году, летом, я принимал участие в экспедиции в Вятскую сельскую глухомань. Тогда еще были живы многие женщины 1915/25 гг. рождения; весьма единообразно они упоминали в рассказах о прошлом, как с 13-14 лет они (и женщины, и мужчины) несли трудповинность на лесоповальных работах. Но я, собственно, не об этом. Как-то несколько участников экспедиции и несколько колхозников сидели за общим котелком, расстелив газеты, и совместно трапезовали. И я, оторвав от газеты пол-листа, положил эти пол-листа рядом и положил на них консервы и хлеб. После чего сельская половина присутствующих онемела и парализовалась (там не было ни одного старика. От 20 до 45 лет), и только один делал мне какие-то знаки глазами и плечами, но от меня при этом отодвинулся.
Выяснилось, что дело было в том, что лист, который я разорвал, был листом со здоровенным портретом Горбачева. То есть я портрет Горбачева разодрал, и на кусок его консервы положил. И они были смертельно напуганы - в 1989-м - тем, что я себя подвел под монастырь, и их под удар поставил. Сам же я стал на время вроде как зачумленный.
Как же это так? А очень просто. В этой деревне список мужиков, исчезнувших в кампаниях по раскулачиванию и укреплению колхозного строя (в этой глухомани вторая кампания наложилась на зачистку 37-38), был равен по численности списку мужиков, погибших на войне 41-45. И что придет в голову начальству, и когда придет - этого они проверять не хотели и через 40 лет. И тут же выяснилось, что многие из них, конечно, осведомлены о послаблениях Горбачева, только опасаются того, что потом гайки завернут и всем все припомнят, а иные думают, что и послабления-то дали для виду, чтобы поглядеть, кто высунется, а потом опять всех прикончить, кто высунется, - и поминали эти иные, что так уже однажды было (а имелся в виду нэп как послабление и 30-е как разгром, последовавший за ним). Учебников истории они не читали. Они эти учебники - в проекции на их деревню - слышали от старших.
А первыми столичными людьми за много лет, появившимися у них и способными им что-то более точное рассказать про новации, были как раз мы. А поводом к рассказыванию этот эпизод и послужил. А телевизоры там смотрели редко - хотя были они во многих избах, но как предмет мебели в основном, и смотрели по ним только некоторые худфильмы - никогда не новости и не общественно-политическую байду. Когда начальство придумает войну, казни или трудповинности, об этом они узнают не по телевизору; а пока оно этого не придумывает, тем более нечего им интересоваться.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: rogatkina_ezhik
2011-01-07 09:18 pm (UTC)
Еще вспоминайте.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rav_erev
2011-01-07 09:18 pm (UTC)
Ходил же стишок "товарищ, знай, пройдет она, дарованная сверху гласность - и вот тогда госбезопасность припомнит наши имена". Причем сочинен он был явно не в сельской глухомани, а вполне городскими острословами. И народ по большей части вплоть до года, наверно, 1989 вел себя соответственно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mincao
2011-01-07 09:25 pm (UTC)
Да, что-то такое чувствовалось года до 92го, пожалуй.
Даже у Макаревича была песня:
- а пока резвитесь-играйтеся, пойте песенки на концертах, но старайтеся-не старайтеся, наше время придет, уж поверьте нам. Время точно под горку катится, наш денек за той горкой светится и т.д.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-07 09:45 pm (UTC)
Не знаю... Я "утратил связь с комсомолом" по возвращении из армии в 1988, и никаких последствий этого не боялся, а на рожон переть нисколько при этом не хотел. Разговоры антибольшевистские вполне открыто велись у нас на факультете с 1988 (а в 1986 так никто не подставлялся, а парень, осенью 1985 сказавший на семинаре по истпарту, что Зиновьев-Каменев могли быть в чем-то правы, вылетел с факультета немедленно, еще до сессии, - а в 1990 весной я защитил про-деникинскую курсовую, причем у вполне левого, про-коммунистического - но лично порядочного и молодого - преподавателя); а весной 1986 я был под каким-то персональным разбирательством за недоведение схваченного с поличным студентом, рисовавшим свастику на столе, до штаба оперотряда (я того студента побил и отпустил, а сказал, что он, гад, сбёг). Перелом был для моей микросреды в 1988.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: scaredy_cat_333
2011-01-07 10:15 pm (UTC)
Разговоры антибольшевистские велись на нашем факультете вполне открыто в 1975 году. Но в общежитии, понятно, не на семинарах. Впрочем, последствий ни для кого не было. Вот только мама моя, узнав некоторые детали, и в самом деле пришла в неподдельный ужас, весьма меня удививший.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-07 10:28 pm (UTC)
Нет-нет, я имел в виду не друг с другом, а на виду и на слуху глаз и ушей царя и представителей препод. и политсостава факультета. Истэблишмента.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2011-01-08 04:15 am (UTC)
У нас в 87 такие разговоры велись посреди семинаров по истории КПСС. Но поскольку заводились они мной, а меня тогда отличала несколько более высокая степень аутизма, то сказать, насколько это было нормально, я не могу. Могу только, что никому ничего не было.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-08 05:24 pm (UTC)
В 87, возможно, они могли вестись и у нас - я в это время был в армии. Когда вернулся в 88 - уже могли. А в 85/86 - совершенно исключено. Но тут могло сыграть доп. роль и то, что это столичный истфак МГУ и декан Кукушкин... Семинар у нас по истпарту вел самолично СС Хромов, один из столпов официальной советской истории (и редкий дурак. Он был не циник, к сожалению, а убеждённый бонза-злодурак. Именно он поскакал в праведном гневе выкидывать из университета того парня за реплику про то, что Зиновьев-Каменев могли быть в чем-то правы в своем споре с курсом партии {нашел же, за кого вступаться...} и добился этого немедленно).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2011-01-09 08:04 am (UTC)
Нет, у нас историю КПСС вела дама - твердая сталинистка лично, но преподаватель прежде всего. Как только ей стало ясно, что зловещие разговоры стимулируют интерес к предмету, она стиснула зубы и стала их вести. При этом, параллельно вылететь можно было за вещи куда более невинные.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
From: olegvm
2011-01-08 01:17 am (UTC)
Стал вспоминать, что было у меня.
1. В начале 80-х в средних классах во время субботника я в подвале обнаружил портреты членов Политбюро, вытащил их на улицу, прислонил к стенке и стал в них кидаться камнями. Был застукан военруком, и затем мне что-то по этому поводу выговорила классный руководитель.
2. В старших классах (83-84 годы) я таскал в школу нашему историку (достаточно убежденному "коммунисту с человеческим лицом", с которым подружился) какой-то самиздат типа воспоминаний Аллилуевой и т.п.
А учительнице по литературе (твердокаменной коммунистке), с которой у меня были плохие отношения, я зачем-то доказывал, что не Шолохов написал Тихий Дон. Еще помню, она как-то сказала, что "Доктор Живаго" это слабое произведение, а я ответил, что я бы сам хотел его прочитать и сам без нее в этом убедиться.
А в итоге она мне как-то сказала, что не позволит мне делать класс трибуной для моих антисоветских выступлений, и, как я уже после школы узнал, мою маму даже вызывала директор школы и просила ее, чтобы она меня попросила слишком много не трепаться.
3) В МАИ на первом курсе (86-87 годы) у меня сложились хорошие отношения с пожилым и слепым историком КПСС. Я его провожал домой из института и мы подолгу говорили о Бухарине, коллективизации и истории партии вообще.
Помню, я его спросил, почему все время так получается, что во главе партии оказывались, хрен знает кто. А он мне ответил, что и в руководстве партии были вполне приличные люди, и в качестве примера мне привел Козлова и Щербицкого.

Из комсомола я вышел таким же образом. В 89-м вернулся из армии и не встал на учет в институте.

Пожалуй, мы то ли первое не поротое, то ли полупоротое поколение. Какие-то ограничители у меня все-таки были, и совсем везде я трепаться не стал бы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: themalcolm
2011-01-08 04:37 pm (UTC)
Ну, я где-то лет на десять старше.
В 76ом году я (правоверный брежневец тогда) близко сошёлся с парнем из соседней квартиры, потомственным антисоветчиком. Мы сразу же начали спорить и спорили без перерыва следующие лет несколько. Я тогда только поступил на первый курс, он был в девятом классе.
Летом мы сидели на скамейке во дворе, зимой - в подъезде. И, как мне потом сообщили, лет через семь, - орали так, что слышно было аж на четвёртом этаже... а на первом жил участковый.
Как мне опять же потом собщили, родители обоих переживали страшно - но ни ему, ни мне не сказали ничего.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mincao
2011-01-08 09:03 am (UTC)
Нет, разумеется, все вышеописанное было. И у меня нечто подобное тоже происходило. Но - вот это ощущение, что чирикать разрешили специально, для выявления шибковумных, где-то на заднем плане присутствовало. Вспомните, как народ вздрагивал, когда, к примеру, статья Нины Андреевой вышла.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-08 05:28 pm (UTC)
Я в это время еще в армии был, и там на меня эта статья произвела впечатление чистого пуфа. Мол, проигрывают безнадежно и квакают. Если бы могли укусить, то укусили бы, а не лаяли - и не от имени такой мелочи, как Н.А. Я эту статью в ленинской комнате зачитывал и глумился над оной, при полном ржании тех, кто вообще понимал, о чем речь.

На гражданке это производило, как оказалось, иное впечатление, поскольку на гражданке с этой статьей стали бегать разные парторги и приговаривать: "вот, вот оно, еще польска не сгинела!"

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: khebeb
2011-01-08 06:12 am (UTC)
Живем мы под звездою гласности.
Товарищ, верь - зайдет она!
И Комитет госбезопасности
Запишет наши имена.
-------------
в таком варианте запомнилось с тех же времен
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: letim_so_mnoi
2011-01-07 10:14 pm (UTC)
Моя немецкая бабушка всего боялась до конца жизни. Было отчего - депортация в Казахстан, голод, смерти детей и близких, муж - в трудармии... Страшная история. Правда, мне кажется, сейчас история "русских" немцев мало кого в России интересует...
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-07 10:31 pm (UTC)
Ну, сейчас в России никого никакая история не интересует.

Да, я когда-то пытался подсчитать процент казненных, посаженных и депортированных немцев и поляков, но доступных источников и лит-ры не нашел.

***

Я том все и дело, что было отчего. Я меньше всего собирался в своем посте _улыбаться_ над теми, кто пришел в ужас. Улыбаться там не над чем, там есть что запомнить о сволочах, которые так основательно изгалялись над людьми.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: letim_so_mnoi
2011-01-08 12:24 am (UTC)
нет, конечно, я все понимаю - нет никаких улыбок и быть не может.
Это просто горечь обид вырвалась). Извините, это не к вам лично относится.
У меня у самой была недописанная диссертация на тему истории печати немцев и корейцев в Казахстане и я очень много этой истории посвятила времени.
Мне просто кажется, что после массовой эмиграции немцев, закрытия и исчезновения имевшихся СМИ, неудачных попыток восстановить какие-то попранные права, автономию и так далее, все отошло и забылось. Так и не удалось по-настоящему реабилитироваться, изменить имидж, так и остались немцами_которые_априори_виноваты и их страдания не в счет. Наша история не нужна ни России, ни Германии, а уж тем более, к примеру, Казахстану, откуда я родом.
Еще раз простите за сумбур.
Спасибо за ссылки, буду читать!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-09 11:10 am (UTC)
"изменить имидж, так и остались немцами_которые_априори_виноваты и их страдания не в счет. "

Нет-нет... Я служил со многим немцами из Казахстана - особо запомнились старший сержант Шура Тиссен (образцовый, хрестоматийно-стереотипный немец - голубоглазый, светловолосый, дисциплинированный, на все руки мастер, с постоянно застывшим в глазах изумлением перед всеобщим бардаком) и младший сержант Гритцингер, весьма добродущно-расхлябанный, которого Тиссен уныло и вежливо каждое утро распекал за недостатки внешнего вида. Никаких проявлений враждебности к их этносу они не встречали.
В школе у меня была немецкая компания учителей (директор Цоссен - "Зоссен", учительница Вагнер, притворившаяся, по-видимому, в свое время еврейкой, учительница Гоппен) - тоже самое, никому до этого дела не было.

Имиджа людей, в чем-то виноватых, у советских немцев ни в армии, ни в народе в 80-х в сколько-нибудь заметной степени не было. В поколениях 40-х - вероятно, было. Но не в 70-х - 80-х. Вот есть в стране карелы, есть немцы. Вот до страданий и истории их точно не было никакого дела, но это не потому что немцы, а потому что ни до каких страданий и истории в СССР не было дела - даже потомкам раскулаченных, виденным мной в армии, в подавляющей их массе не было дела до коллективизации и ее последствий. Точно так же в армии служило немало корейцев, их 95 человек из 100 воспринимали совершенно так же, как немцев или карел - то есть никак специально, - и тоже не было никому никакого дела до того, что делали с ними. Здесь нет большинству населения особого дела до того, что с собственными предками третьего-четвертого поколения делали, что уж там корейцы или немцы.
Но отрицательного имиджа, который надо было бы менять, у немцев советских к 1970/1980 не было точно. Вероятно, у очень многих немцев осталось сильно иное впечатление, но это потому, что если из 100 человек 5 выказывают враждебность, а остальные - нет (и ничего вообще специально не высказывают по этому поводу), - то запоминаются именно эти 5 человек. Остальные-то вообще никаких позиций не обнаруживают и потому "не считаются". Реально же эти остальные 95 никакого негативного имиджа немцам не присваивали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: letim_so_mnoi
2011-01-09 08:35 pm (UTC)
я долго думала над вашим ответом. Да, самое главное, что я должна уяснить - "ни до каких страданий и истории в СССР не было дела"... Вы, конечно, правы. Просто эта простая мысль как-то не хочет просто уложится в голове, ищешь какие-то причины и вот, пожалуйста, предпосылка - мы же немцы (или корейцы)- дает исчерпывающее объяснение всему и идешь на поводу этой обиды.
И даже находишь подтверждение своим подозрениям.
В истории Казахстана за 5-6-7 классы, по крайней мере, в той версии, которую я видела у сына, ничего для себя по этому вопросу не нашла.
В школьной истории Германии за 7 класс есть страницы и описывается депортация, и здесь очень многие люди, с которыми я общаюсь - преподаватели, учителя, журналисты - знают, что были немцы в России, Сталин их депортировал, а потом они приехали в Германию. Кто-то знает больше, кто-то меньше, но они это знают.
А что написано в учебниках истории школьных в России - не знаю... И надо ли, чтобы это было там написано? Тоже не знаю...
Спасибо за ваш прекрасный ответ - такие замечательные описания людей, характеров!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: reader59
2011-01-08 05:30 am (UTC)
Может, и к лучшему, что доступных источников нет.
Оч.м.б., что из них станет понятно, кто именно выжил, - и от таких знаний останется только пойти всей нацией, и утопиться в Белом море.
Вот где настоящий страх.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_konst
2011-01-08 12:16 pm (UTC)
Одна надежда - что моральные и интеллектуальные качества плохо передаются по наследству и в новом поколении распределяются случайно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: reader59
2011-01-08 12:19 pm (UTC)
они, вообще-то, предопределяются воспитанием, гл.образом семейным.
так что надежда пустая.
либо как в Германии, мордой об стол.
либо столетия.
но столетия у нас есть вряд ли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maina_woopka
2011-01-08 07:49 am (UTC)
По немцам, насколько я помню, было несколько специфичных операция (т.е. отталкивающихся при репрессиях именно от национальности, а не от происхождения, текущей партийной ориентации или, что совсем смешно, действительной виновности) - в 30-ые, ещё до большой чистки 37-го, ну и в 41-42 годах.

Жена собирала информацию на эту тему (её бабушек-дедушек выслали в Сибирь). Помню потрёпанное предписание, сохранившееся от деда (он был в селе что-то типа местного головы), - "такие-то-такие-то определяются в такой-то район на ВЕЧНОЕ поселение". Слово "вечное" так и напечатано - большими буквами. Видимо, чтобы лучше дошло.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-08 05:31 pm (UTC)
Да, так они так и назывались - национальные операции. А слово "вечное" - это они, кажется, полюбили уже в 40-х.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: semen_serpent
2011-01-07 11:42 pm (UTC)

Ну отчего же не интересует

А.Герман и И.Плеве монографии написали
http://www.bookshunt.ru/b202539_nemeckaya_avtonomiya_na_volge._1918_1941
http://www.rusdeutsch.ru/?lib=3&poiskteg=4
Есть (их же) общий очерк о немцах Поволжья
http://www.bookshunt.ru/b202298_nemci_povolzhya._kratkij_istoricheskij_ocherk
И есть учебный комплект (учебник + хрестоматия) Германа, Т.Иларионовой и Плеве "История немцев России"
Ну и т.д.
Посмотрите http://www.rusdeutsch.ru/ и http://wolgadeutsche.ru/ - там хорошие исторические разделы
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: letim_so_mnoi
2011-01-08 12:26 am (UTC)

Re: Ну отчего же не интересует

спасибо а ссылки! Буду рада почитать!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-08 05:32 pm (UTC)

Re: Ну отчего же не интересует

Я имел в виду (как и мой собеседник, насколько я его понял) - в широких образованных массах, а не специалистов, конечно!
Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: juan_gandhi
2011-01-08 12:32 am (UTC)
Я так понимаю, что это был большой подарок судьбы, что я вырос в раскулаченной крестьянской семье.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tin_tina
2011-01-08 09:08 am (UTC)
Наверное, самое четкое мое воспоминание в этом роде - едва ли не всеобщая убежденность в том, что "там" работает несметное количество народа, которое в состоянии услышать и зафиксировать буквально каждое слово из любого разговора. Особенно "они" любят места, так сказать, общественные - рестораны, кафе, совмещая при этом приятное с полезным. "Их" не то чтобы особо боялись, но все-таки учитывали возможность...
А самым опасным делом считалось наличие родственников за границей. Самая невинная фотография одновременно и считалась небезопасной и приобретала некое сакральное значение, уже почти непостижимое следующим поколениям. Я, во всяком случае, твердо помню свою детскую скуку, когда мне показывали фото неких дядь из Австралии либо же тетушек из Америки, умоляя при этом никому о них не заикаться.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-08 05:20 pm (UTC)
А мне и не показывали). Что у моего дела был брат-эмигрант, рассказала бабущка уже после 1992. До этого она ни своим детям, ни мне этого не рассказывала, хотя дед и имел взыскание за попытку сокрытия этого факта от властей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tin_tina
2011-01-08 05:23 pm (UTC)
Мне все-таки рассказывали, наверное, у меня с детства была репутация неболтливой :-) На самом же деле, тогда все эти родственники были мне совершенно безразличны. Мифические персонажи.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergeyr
2011-01-08 10:22 am (UTC)
Мой дед по отцу (происхождением из хуторских "кулаков", по коим раскулачивание тоже два раза прокатилось) так себя вёл как минимум до середины 90-х, хотя жил в городе, имел высшее техническое и работал в одном из институтов неплохого уровня.
Не давал никому из дому звонить по межгороду, партбилет не сдавал, и прочая. Я довольно долго думал что он просто убеждённый сталинист, но потом заметил эти запреты на звонки и прочие мелкие детали - по ним однозначно получается, что он просто боялся как бы всю семью не загребли при очередной чистке. При этом женился на вольнодумной дочери врага народа, и слова ей никогда плохого не сказал (если обычного бытового бухтения не считать, да то редко).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sergeyr
2011-01-08 10:36 am (UTC)
Да, тут ещё стоит упомянуть, что они (дедушка с бабушкой) работать начинали после института в Магадане и окрестностях. У меня от одних ихних кратких упоминаний некоторых эпизодов волосы шевелятся.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-08 05:15 pm (UTC)
Да.
Мой дед по отцу (кустарь, соотв. лишенец в 20-х, реабилитировался от лишенства и мелкобуржуазного происхождения [из ремесленников] посредством работы на заводе, службы в армии и вступления в партию к концу 30-х) табуировал по соображениям безопасности все разговоры об общественно-политических делах - любых - и в самые вегетарианские времена (60-е - 70-е, он умер в 76). На всякий случай. Ни хорошего, ни плохого. Советской власти, КПСС, революции и т.д. как феноменов в доме не существовало - они просто были неназываемы. Были конкретные начальники по работе, была работа и была еще и война. Всё. Кстати, о его лишенстве и пр. я узнал вовсе не от него и лет через дцать после его смерти.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergeyr
2011-01-08 05:22 pm (UTC)
Ха. Такой у меня прадед по матери, и в семье матери (частный сектор, полудеревня посреди Киева, участок во дворе и мастерская в гараже) тоже никогда об идеологии ни слова не было. Только у них это даже не табу, кажется, было, а какое-то полное невосприятие. Т.е. такое ощущение было, что они вообще в другом мире живут - как в дореволюционной деревне, ей богу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2011-01-09 08:11 am (UTC)
Вот такое давно запомненное - рассказ, как прабабка переваривала варенье с маслом брату в лагерь.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-09 10:53 am (UTC)
Что-то подобное у нас осуществляла та самая прабабка из Одессы. Она, сидя со мной в совсем уж раннем детстве, монотонно рассказывала что-то о прошлом - слушал я, естественно, вполуха, - и у нее на каждое десятилетие был свой коронный рассказ, повторявшийся особенно часто и с нажимом. Подбор рассказов был такой, что когда я все это сообразил лет в 16, я понял, что она сознательно занималась "кодировкой". 20-е годы кодировались рассказом о том, как стало неголодно жить после голода революционных лет. 30-е - рассказом о том, как она потеряла какую-то деловую бумажку в электричке, и ползала по электричкам этого направления круглые сутки, так как без этой бумажки ее могли бы посадить, а также о том, как она боялась опоздать на работу по причинам суровых наказаний за это. 40-е - тем, как много было потерь (она была медработник в войну). Сама революция - тем, как одна ее дальняя родственница, вышедшая замуж за революционного юнкера, подавшегося в большевики, в голод 1920-21 развлекалась тем, что демонстративно ела курятину на веранде, а остатки швыряла так, чтобы их могли подобрать ожидающие сего голодающие. Никаких других рассказов о революции и гражд. войне не было вообще. Дореволюционное время кодировалось рассказом о том, как интересно было учиться и начинать, и какая была замечательная штука - училище, в котором она училась, и какие у нее были надежды на хорошую жизнь. (Не оговаривалось, исполнились ли они). Никакого никому осуждения, кроме как в адрес дальней родственницы, вышедшей за юнкера, не высказывалось - все остальное рассказывалось как факты. Никаких обобщений не делалось, ничего против власти не говорилось, вообще ВРЕМЯ никакое никак не характеризовалось, и я этого до поры до времени ни с какой историей страны и качеством времен не соотносил - просто никак вообще - но, конечно, подсознательно такой подбор должен был что-то закладывать.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-08 05:18 pm (UTC)
Да - и при этом свою позицию нельзя разъяснять членам семьи, особенно детям, потому они проболтаться могут и себе же навредят.

Ср. более резкий случай - http://wyradhe.livejournal.com/11592.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tin_tina
2011-01-08 05:28 pm (UTC)
Да-да, вот эту позицию узнаю! Хорошо, если бы у "ребенка" было какое-то нейтральное пристрастие, поэтому мой детский интерес к математике всячески поддерживался (ну что страшного в тригонометрии, при любой власти полезно :-) ), а вот к истории и литературе - совершенно наоборот. То есть, не то, чтобы запугивали, но всячески подчеркивали никчемность этого занятия.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-08 05:42 pm (UTC)
То же самое. Поскольку я и сам из семьи инженеров и математиков.
Узнав, что я хотел бы быть историком, смотрели с тоской и тут в виде исключения даже сказали, что, мол, ну это профессия такая... не очень-то... часто правды не скажешь... и вообще про историю всё уже сказали и открыли классики, так что получится, что мне останется за ними повторять, а это же, дескать, скучно... Я ничего этого не понял вообще. Я в любом случае собирался заниматься древностью или ранним средневековьем, если оставят в науке, либо идти учителем в школу, если не оставят.

А вот прабабка по материнской линии ничего не говорила, а только горевала, потому что ее дочка (я ее не видел, она умерла задолго до моего рождения), по ее мнению, опозорила семью - стала именно что историком и сочинила книжку про историю Китая 20 века, партийно-политического характера, что вызвало в прабабке грустное непонимание, - никто же не заставлял, за каким чертом понадобилось лезть в эту, как аттестовал бы Брежнев, "тряхомудию" (Брежнев, уже будучи генсеком, как-то сказал, что его в 39-40 пытались назначить секретарем обкома по идеологии, но он отбрыкался и ускакал на хозработу, потому что ненавидит "эту тряхомудию". Присутствовавший секретарь ЦК по идеологии тихо это съел). Но мне это она очень обиняками дала понять совсем поздно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rav_erev
2011-01-08 06:34 pm (UTC)
Очень знакомо. Меня тоже папа отговаривал становиться историком - мол, недостойное это занятие, будешь не наукой заниматься, а колебаться вместе с партией. Впрочем, не похоже, что это он от какого-то страха делал. Он, будучи технарем, мог не хотеть сына-гуманитария из обычного снобизма физиков к лирикам. "Как ? Мой сын - и не знает сопромат ?" Отговорил таки.


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sichuan
2011-01-08 08:06 pm (UTC)
А меня учитель литературы отговаривал от всех гуманитарных специальностей, говоря, что физик и математик может честно есть свой хлеб, в отличие от.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)