?

Log in

No account? Create an account
К предыдущему посту, о воспоминаниях - wyradhe [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

К предыдущему посту, о воспоминаниях [Jan. 8th, 2011|12:06 am]
wyradhe
К предыдущему посту, о воспоминаниях

В 1989-м году, летом, я принимал участие в экспедиции в Вятскую сельскую глухомань. Тогда еще были живы многие женщины 1915/25 гг. рождения; весьма единообразно они упоминали в рассказах о прошлом, как с 13-14 лет они (и женщины, и мужчины) несли трудповинность на лесоповальных работах. Но я, собственно, не об этом. Как-то несколько участников экспедиции и несколько колхозников сидели за общим котелком, расстелив газеты, и совместно трапезовали. И я, оторвав от газеты пол-листа, положил эти пол-листа рядом и положил на них консервы и хлеб. После чего сельская половина присутствующих онемела и парализовалась (там не было ни одного старика. От 20 до 45 лет), и только один делал мне какие-то знаки глазами и плечами, но от меня при этом отодвинулся.
Выяснилось, что дело было в том, что лист, который я разорвал, был листом со здоровенным портретом Горбачева. То есть я портрет Горбачева разодрал, и на кусок его консервы положил. И они были смертельно напуганы - в 1989-м - тем, что я себя подвел под монастырь, и их под удар поставил. Сам же я стал на время вроде как зачумленный.
Как же это так? А очень просто. В этой деревне список мужиков, исчезнувших в кампаниях по раскулачиванию и укреплению колхозного строя (в этой глухомани вторая кампания наложилась на зачистку 37-38), был равен по численности списку мужиков, погибших на войне 41-45. И что придет в голову начальству, и когда придет - этого они проверять не хотели и через 40 лет. И тут же выяснилось, что многие из них, конечно, осведомлены о послаблениях Горбачева, только опасаются того, что потом гайки завернут и всем все припомнят, а иные думают, что и послабления-то дали для виду, чтобы поглядеть, кто высунется, а потом опять всех прикончить, кто высунется, - и поминали эти иные, что так уже однажды было (а имелся в виду нэп как послабление и 30-е как разгром, последовавший за ним). Учебников истории они не читали. Они эти учебники - в проекции на их деревню - слышали от старших.
А первыми столичными людьми за много лет, появившимися у них и способными им что-то более точное рассказать про новации, были как раз мы. А поводом к рассказыванию этот эпизод и послужил. А телевизоры там смотрели редко - хотя были они во многих избах, но как предмет мебели в основном, и смотрели по ним только некоторые худфильмы - никогда не новости и не общественно-политическую байду. Когда начальство придумает войну, казни или трудповинности, об этом они узнают не по телевизору; а пока оно этого не придумывает, тем более нечего им интересоваться.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: rogatkina_ezhik
2011-01-07 09:18 pm (UTC)
Еще вспоминайте.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rav_erev
2011-01-07 09:18 pm (UTC)
Ходил же стишок "товарищ, знай, пройдет она, дарованная сверху гласность - и вот тогда госбезопасность припомнит наши имена". Причем сочинен он был явно не в сельской глухомани, а вполне городскими острословами. И народ по большей части вплоть до года, наверно, 1989 вел себя соответственно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mincao
2011-01-07 09:25 pm (UTC)
Да, что-то такое чувствовалось года до 92го, пожалуй.
Даже у Макаревича была песня:
- а пока резвитесь-играйтеся, пойте песенки на концертах, но старайтеся-не старайтеся, наше время придет, уж поверьте нам. Время точно под горку катится, наш денек за той горкой светится и т.д.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: khebeb
2011-01-08 06:12 am (UTC)
Живем мы под звездою гласности.
Товарищ, верь - зайдет она!
И Комитет госбезопасности
Запишет наши имена.
-------------
в таком варианте запомнилось с тех же времен
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: letim_so_mnoi
2011-01-07 10:14 pm (UTC)
Моя немецкая бабушка всего боялась до конца жизни. Было отчего - депортация в Казахстан, голод, смерти детей и близких, муж - в трудармии... Страшная история. Правда, мне кажется, сейчас история "русских" немцев мало кого в России интересует...
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-07 10:31 pm (UTC)
Ну, сейчас в России никого никакая история не интересует.

Да, я когда-то пытался подсчитать процент казненных, посаженных и депортированных немцев и поляков, но доступных источников и лит-ры не нашел.

***

Я том все и дело, что было отчего. Я меньше всего собирался в своем посте _улыбаться_ над теми, кто пришел в ужас. Улыбаться там не над чем, там есть что запомнить о сволочах, которые так основательно изгалялись над людьми.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: semen_serpent
2011-01-07 11:42 pm (UTC)

Ну отчего же не интересует

А.Герман и И.Плеве монографии написали
http://www.bookshunt.ru/b202539_nemeckaya_avtonomiya_na_volge._1918_1941
http://www.rusdeutsch.ru/?lib=3&poiskteg=4
Есть (их же) общий очерк о немцах Поволжья
http://www.bookshunt.ru/b202298_nemci_povolzhya._kratkij_istoricheskij_ocherk
И есть учебный комплект (учебник + хрестоматия) Германа, Т.Иларионовой и Плеве "История немцев России"
Ну и т.д.
Посмотрите http://www.rusdeutsch.ru/ и http://wolgadeutsche.ru/ - там хорошие исторические разделы
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: juan_gandhi
2011-01-08 12:32 am (UTC)
Я так понимаю, что это был большой подарок судьбы, что я вырос в раскулаченной крестьянской семье.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tin_tina
2011-01-08 09:08 am (UTC)
Наверное, самое четкое мое воспоминание в этом роде - едва ли не всеобщая убежденность в том, что "там" работает несметное количество народа, которое в состоянии услышать и зафиксировать буквально каждое слово из любого разговора. Особенно "они" любят места, так сказать, общественные - рестораны, кафе, совмещая при этом приятное с полезным. "Их" не то чтобы особо боялись, но все-таки учитывали возможность...
А самым опасным делом считалось наличие родственников за границей. Самая невинная фотография одновременно и считалась небезопасной и приобретала некое сакральное значение, уже почти непостижимое следующим поколениям. Я, во всяком случае, твердо помню свою детскую скуку, когда мне показывали фото неких дядь из Австралии либо же тетушек из Америки, умоляя при этом никому о них не заикаться.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2011-01-08 05:20 pm (UTC)
А мне и не показывали). Что у моего дела был брат-эмигрант, рассказала бабущка уже после 1992. До этого она ни своим детям, ни мне этого не рассказывала, хотя дед и имел взыскание за попытку сокрытия этого факта от властей.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sergeyr
2011-01-08 10:22 am (UTC)
Мой дед по отцу (происхождением из хуторских "кулаков", по коим раскулачивание тоже два раза прокатилось) так себя вёл как минимум до середины 90-х, хотя жил в городе, имел высшее техническое и работал в одном из институтов неплохого уровня.
Не давал никому из дому звонить по межгороду, партбилет не сдавал, и прочая. Я довольно долго думал что он просто убеждённый сталинист, но потом заметил эти запреты на звонки и прочие мелкие детали - по ним однозначно получается, что он просто боялся как бы всю семью не загребли при очередной чистке. При этом женился на вольнодумной дочери врага народа, и слова ей никогда плохого не сказал (если обычного бытового бухтения не считать, да то редко).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sergeyr
2011-01-08 10:36 am (UTC)
Да, тут ещё стоит упомянуть, что они (дедушка с бабушкой) работать начинали после института в Магадане и окрестностях. У меня от одних ихних кратких упоминаний некоторых эпизодов волосы шевелятся.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: wyradhe
2011-01-08 05:18 pm (UTC)
Да - и при этом свою позицию нельзя разъяснять членам семьи, особенно детям, потому они проболтаться могут и себе же навредят.

Ср. более резкий случай - http://wyradhe.livejournal.com/11592.html
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sichuan
2011-01-08 08:06 pm (UTC)
А меня учитель литературы отговаривал от всех гуманитарных специальностей, говоря, что физик и математик может честно есть свой хлеб, в отличие от.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)