?

Log in

Как Вера Слоним границы термина "антисемитизм" раздвигала - wyradhe [entries|archive|friends|userinfo]
wyradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Как Вера Слоним границы термина "антисемитизм" раздвигала [Jul. 21st, 2010|03:39 am]
wyradhe

Как Вера Слоним границы термина "антисемитизм"  раздвигала

Жил да был на свете Соломон Белоус из русских евреев , ставший американским писателем Солом Беллоу. В "Еврейской энциклопедии" значится о нем следующее - http://www.eleven.co.il/article/10484

Герои у него обычно евреи, в 1953 издал «Приключения Оги Марча» - плутовской роман о чикагском еврее вроде Бендера, в 1963 году составил антологию «Лучшие еврейские рассказы», в 1964 г. издал роман «Герцог» - о профессоре-еврее, который "пытается найти связь между дорогими ему духовными ценностями и идеалами гуманизма и варварским равнодушием к этому окружающего мира". Роман гораздо лучше этой аннотации. Получил национальную премию США. В 1969 издал «Планету мистера Сэмлера» - опять же о еврее, прошедшем немецкий лагерь и оставшемся человеком. Опять получил Национальную премию США. В 1976 г. получил Нобелевскую премию по литературе «за гуманистическую проникновенность и тонкий анализ современной культуры, органически сочетающиеся в его творчестве».

В общем, образцовый кандидат на то, чтобы на его примере доказывали засилье мировой сионистской закулисы в американской и опять же мировой культуре. Нобелевки-Шнобелевки.

Так вот Вера Слоним и его уличила в антисемитизме! Цитирую ее биографию пера Стэйси Шифф:

Вера Слоним "нашла роман Беллоу "Герцог" "антисемитским", проводя нестандартное понимание этого термина. "Я знаю многих евреев, включая мою собственную семью, и никогда не видела никого, кто хотя бы отдаленно был похож на его евреев и на его "еврейскую атмосферу", - с негодованием писала она"  (Stacy Schiff. Vera (Mrs. Vladimir Nabokov). Random House, 1999. P.317).

Из чего видно, что злополучная была прежде всего очень глупой женщиной. А уж потом полной идиоткой (вслед императору Александру III эти вещи стоило бы различать).

Потому что настоящим, без примеси, кромешно антисемитским романом был бы такой роман, где все евреи были бы похожи на Веру Слоним.

Но такой роман и в "Штюрмере" посчитали бы нереалистичным.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: tandem_bike
2010-07-21 05:33 pm (UTC)
единственное объяснение этому явлению - Вера сама антисемитка и.. ну не любит и не любила "еврейскую атмосферу". и носы. и пейсы.


у меня такая была бабушка по маме - стопроцентная немецкая еврейка, красавица блондинка с синими глазами, которая, будучи честным и прямым человеком, открыто говорила что евреев не любит. в ХИАСе в Австрии сказала иначе - да, я конечно по рождению еврейнка, но всегда ощущщала себя русской. это, и русская фамилия по мужу, заставило ХИАСовцев свистнусть и послать нас к черту в Толстовский Фонд, где тоже свистнули и послали нас далее.
(Reply) (Thread)
From: wyradhe
2010-07-21 05:43 pm (UTC)
Наоборот, Вера помешалась на противоположном. То есть не совсем противоположном - никаких евреев она, конечно, не любила и не "не любила", никаких этнических чувств не имела, никому не помогала благотворительно, ни по еврейской, ни по внеэтнической линии, но сделала из своего еврейства замечательный способ самоутверждения и королевствования в любой среде, в которой над ней просто не стали бы за это смеяться. А в такую среду она и не совалась.

"я конечно по рождению еврейка, но всегда ощущала себя русской"

Это, на самом деле, следствие распространенной ошибки, потому что что еще означает "еврейка", как не "еврейка по рождению (или адоптации)"? Все остальное фантомы.
Но культура так заталмужена рассуждениями на тему о том, что быть "евреем" или "ненцем" означает что-то еще кроме того, чтобы быть "евреем или ненцем по рождению, или по семейной, или по этнически-племенной адоптации", что людей это сбивает с толку.

При правильном употреблении понятий фраза "я конечно по рождению еврейка, но всегда ощущала себя русской" была бы столь же невозможна, как "я конечно брюнетка по цвету волос, но ощущаю себя блондинкой".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2010-07-21 05:48 pm (UTC)
Вера ни в какую среду не совалась - кажется порядочная мизантропка, как и жена моего любимейшего покойного поэта и друга.

а про ошибку - мне кажестся тут все довольно сложно, и сравнение с брюнеткой неудачное - можно родиться кем угодно и покрасить волосы. можно еврею себя "покрасить" в неежрея. иногда наоборот..

является ли понятие "еврейство" генетическим, культурным, или религиозным - спор не по моим слабым силам. безусловно все три оси играют роль......
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-07-21 06:42 pm (UTC)
С издателями, писатеоями и критиками она ведь общалась очень активно - более того, она же и была как раз менеджером и переговорщиком при Набокове, его пиар-отделом, дипломатом и т.д. Друзей у нее не было, это правда, но общалась она активно.

А там - три _разные_ понятия. Смешивать их воедино невозможно. Вот сказать - "я еврей , русский по языку и общей культуре" - это совершенно корректно.

"Сравнение с брюнеткой неудачное - можно родиться кем угодно и покрасить волосы"

А, тогда чисто языковой сбой у меня. Я думал, что "брюнетка" без уточнений строго значит "натуральная брюнетка".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2010-07-21 11:00 pm (UTC)
"А там - три _разные_ понятия. Смешивать их воедино невозможно"

ну я примерно так и сказала - ортогональные функции, оси - но призадумалась перечитав. такие уж ортогональные? генетика дейстжительно не влияет на религию и культуру никак. но религию от культуры отодрать пчень трудно, огромные пересечения. а "ошибка моей бабушки" была - родиться в 1910м году т.е. недополучить дореволюционной культуры (еврейской или нет), и вырастать в годы когда дышать было страшно и брюнетками блондинкам.

она чуралась вообще родственников но еврейских сильнее чем русских. ее наивный "бытовой" антисемитизм раздражал даже меня - аутичную внучку которая тем не менее при слове "еврей" вздрагивала и пугливо оглядывалась - не про меня ли??

знаете, мне умные люди говорят что вся эта гадость - столичная. что в провинции было по-другому. проще.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-07-22 07:52 am (UTC)
сравните:

"Поручик Лукаш в обществе говорил по-немецки, писал по-немецки, но читал чешские книги, а когда преподавал в школе для ольноопределяющихся, состоящей сплошь из чехов, то говорил им конфиденциально: "Останемся чехами, но никто не должен об этом знать. Я — тоже чех..."
Он считал чешский народ своего рода тайной организацией, от которой лучше всего держаться подальше".

По-моему, это идеально передает состояние умов многих евреев в 50-е - 80-е, когда и самое слово "еврей" вызывало у них некую неловкость (что чистый сумасшежший дом). Почему это происходило - см. ниже.


"но религию от культуры отодрать очень трудно"

Они вообще единством не являются - ни та, ни другая, ни их совокупность. Русский почти всегда читал Пушкина - но совсем не факт, что Пушкин ему нравится. Еврей века отлично может быть крайним антииудаистом и атеистом - просто если он воспитан в еврейской культуре, то он свой атеизм вырабатывал в основном во взаимодействии с иудаизмом (в рамках еврейской нацкультуры его знакомили именно с ним), а если в русской - то во взаимодействии с христианством (так как в рамках русской культуры он знаком будет прежде всего с ним). Культура - это ведь только набор, с которым нас знакомят; что из него принимать, что отвергать - каждый решает как персона, а не как русскйи или еврей, и этничность его от этого не меняется, если он сам по ошибке не втемяшил себе в голову, что ежели он православия не любит, то русскость его какая-то неполноценная. Русскость русского определяется его предками (или принятием его в русские со стороны этноса русских - в те времена, когда такая кооптация была возможна; у многих этносов есть правила этнической кооптации, у русских они были до 1917-го - если кто-то принимал православие и переходил на русский язык и внешнюю русскую культуру, то его дети расмсматривались именно как этнические русские, а не россияне вообще. Русские нерусского происхождения в каколм-то колене - как Юсуповы воспринимались не как "татары русской культуры", а как "русские (отдаленного) татарского происхождения")

"знаете, мне умные люди говорят что вся эта гадость - столичная. что в провинции было по-другому. проще".

Всё верно. Но "эта гадость" вызвана была просто диким хаосом, навенденном советской властью в облпасти основных понятий - люди НЕ ЗНАЛИ, что значит, что они "евреи". Сотни тысяч людей, говоривших по-русски и только по-русски, выросших во внешней русской культуре (чтение, одежда, быт), с детства узнавали, что они при этом "евреи", и что это ЧТО-ТО значит - и даже влечет за собой разнообразные специфические моменты вроде байдефолтной ограниченной неприязни или настороженности части населения и процентных норм при поступлении, а со стороны иных групп (нацистов, например) влекло и вовсе намерение всех таких грохнуть -
но при этом неизвестно, ЧТО оно значит. Что такое это самое "евреи"?
Естественно, у людей возникали комплексы: без меня меня женили, ко мне приклеен без моего ведома и воли ярлык, который непонятно что означает, но определенные проблемы создает и делает меня этническим чужаком для людей, которые говорят на том же языке и т.п. Получалось, что "еврей" - это "какой-то не такой русский. Вроде русский, но нерусский". Естественно, это вызыавало сложности - кому охота быть "каким-то не таким" в разряде, к которому он вроде бы принадлежит?
И возникали унылые и, в сущности, отвратные курьезы - евреи, которые заявляли, что они же, в сущности, русские, потому что по духу и культуре русские.
В то время как они и в сущности, и как угодно иначе, были именно евреи, и культура их тут ни при чем - у русских нет механизмов этнической адаптации по культуре, а если бы и были, чего это ради ими пользоваться, меняя свое племенное имя?

Если бы граждан учили тому, что такое этнос вообще, что такое "род и племя", то у них этих проблем не возникало бы. Я выяснил, что это такое, лет в 9, собственными усилиями, потом лет в 13 осознал, что до революции евреи были еще и сословной группой в сословной империи - и с тех пор никаких трудностей у меня по этой части не было.

А у множества людей отношение к тому, что они "евреи", было примерно такое, как у ряда чехов в 1900. См. выше о Лукаше:))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2010-07-22 09:02 am (UTC)

м-м несколько возражу

Дело было не только в ярлыке и внешнем отношении. Дело было еще и в том, что, в связи с этим, было как бы положено делать, думать, любить - и какие интересы преследовать. Отказываться от этнического происхождения (не _менять_ этот статус - если есть модель кооптации и есть основания ею воспользоваться), а _отказываться_ - смешно и глупо. Но вот именно этот смысл как раз - по опыту - мало кто имел в виду (хотя были и такие).
Отказываться от личной и культурной идентификации в связи с чужими ожиданиями - не менее, на мой взгляд, смешно и глупо. Тем не менее - многие это делали, в обе стороны. А многие решительно не хотели этого делать - но не знали, как правильно это нежелание формулировать, поскольку гражданство, национальность, этническое происхождение, культура и быт были совершенно сознательно слиты в сверкающую кашу. Плюс наличие вокруг стран, где кооптация по культуре именно что есть - и _не_ подразумевает никакого отказа от этнического происхождения/ий как такового - еще добавляла ингредиентов в оную кашу.
А еще - не забудь - для многих и этничность-то определяется в первую очередь по культуре (и не только в СССР).

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-07-22 09:13 am (UTC)

Re: м-м несколько возражу

А в чем возражение? По-моему, ты говоришь о том же самом, я не утидел пунктов, по которым был бы несогласен, кроме одного:


"А еще - не забудь - для многих и этничность-то определяется в первую очередь по культуре (и не только в СССР)"

А где? Это очень малораспространенная культуртрегерская аберрация. Кто это считает латиноса васпом в зависимости от того, что тот перешел на английский как единственный?
Есть другое: этническая принадлдежность просто мало кого пертесает интересовать как идентификация. Человека идентифицируют только по культуре (а также имени, полу, гражданству и пр.), но мне по этносу. Это бывает. Но вот ЭТНОС по культуре определять - это прямой сбой.


" Дело было еще и в том, что, в связи с этим, было как бы положено делать, думать, любить - и какие интересы преследовать"

? Кого надо было любить и какие иеоересы преследовать в силу своей русскости или еврейства?

ОКРУЖАЮЩИЕ, в общем, ждут от людей некоторой этнической солидарности, это да. Ну так оно и правильно. Они и некоторой социальной солидарности ждут, и общечеловеческой, и гендерной, и возрастной, и земляческой. Это же все не вызывает никаких психологических проблем с идентификацией.


"но не знали, как правильно это нежелание формулировать, поскольку гражданство, национальность, этническое происхождение, культура и быт были совершенно сознательно слиты в сверкающую кашу"


Так вот я именно про это!

"Плюс наличие вокруг стран, где кооптация по культуре именно что есть"

Так это совсем другое. Там есть культурная идентификация ОТДЕЛЬНО от этнической, и этническая может терять значение вообще. Это пожалуйста.

Может быть также этническая кооптация по культуре - целые общины рассматривались как арийские с момента перехода их на арийский ритуал и язык.

Но это именно этническая кооптация по культуре, а не этническое определение по культуре. Этнос есть клуб, из которого нельзя выбыть против своей воли, но в который нельзя вступить БЕЗ _его_ на то воли и принятия им тебя. И каждый этнос имеет свои правила такого принятия (русские до 1917, французы), или вовсе не принимает (русские сейчас, японцы во все времена).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2010-07-22 09:50 am (UTC)

Re: м-м несколько возражу

***А где?
Ну вот в среде общения, товарищ, черный как Чомбе в безлунную ночь, походя сказавший, что он француз, не вызывал недоумения - в том числе и у присутствовавших французов.

***Кого надо было любить и какие иеоересы преследовать в силу своей русскости или еврейства?
Ну вот заезд русский=православный или русский=имперец и так далее - это _очень_ распространено.
А в случае евреев солидарность ожидается не просто несколько повышенная - а строевая какая-то, например. Причем, описывать-то ее могут и со знаком плюс. Но суть не меняется.

***Это же все не вызывает никаких психологических проблем с идентификацией.***
Еще как вызывает. Чудесное зрелище, например, женщина, доказывающая, что никаких "мужских правил" нету - и одновременно объясняющая, что она успешна "в мужском мире". И так далее. Имя же им легион. Что у них творится с идентификакцией я себе вообразить не могу - у меня плохо с пространственным мышлением.

***Так вот я именно про это!
А я про то, что люди, высказывающиеся в терминах этнической принадлежности, зачастую _в виду_ имели вовсе не отказ от семьи, предков и так далее - а именно свое решительное нежелание следовать внешним предписаниям о том, как им _положно_ вести себя на социальном и/или идентифицировать себя на культурном уровне.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-07-22 03:04 pm (UTC)

Re: м-м несколько возражу

"черный как Чомбе в безлунную ночь, походя сказавший, что он француз, не вызывал недоумения"

Так слово "француз" уж сколько десятков лет имеет доминирующий смысл "гражданин Франции", "член французской нации" ("нация" по-францущски - это все гражданство), а не "этнический потомок галло-римлян". Второй, этнически смысл у него тоже есть, но гораздо уже по употреблению.
Просто в английском эти смыслы выражены разными словами - "бритиш" и "инглиш", а во Франции одним. "Этническим французом" этот негр при этом бы не считал, если бы вообще думал об этой категории.

"Ну вот заезд русский=православный или русский=имперец и так далее - это _очень_ распространено"

Так я же и говорю - заезд!
Следствие той самой каши.

"А я про то, что люди, высказывающиеся в терминах этнической принадлежности, зачастую _в виду_ имели вовсе не отказ от семьи, предков и так далее - а именно свое решительное нежелание следовать внешним предписаниям о том, как им _положно_ вести себя на социальном и/или идентифицировать себя на культурном уровне".

Так как же они при этом не замечали, что они - если уж они так нелепо понимали этнонимы - тем самым выражают решительное желание как раз СЛЕДОВАТЬ этим предписаниям, только для другого народа?

Добро бы они говорили: "Я вам не еврей, я сам собой, я из племени людей мира". Тогда - да, "нежелание исполнять предписание" - если уж они понимают этнонимы как знак верности этим прелдписаниям.

Но тогда заявление "я не еврей а русскиЙ" равносильно как раз заявлению о том, что ты ВЫПОЛНЯЕШЬ эти предписания. Только не те, которые адресованы евреям, а те, которвые адресованы русским.
Как же это так? Если все длело в бунте против предписаний?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2010-07-22 03:58 pm (UTC)

Re: м-м несколько возражу

Не в смысле гражданин. Там как раз речь шла о... как бы это выразиться, национальных свойствах. Ну и прозвучало "так я же француз" - причем совершенно без иронии.

***тем самым выражают решительное желание как раз СЛЕДОВАТЬ этим предписаниям, только для другого народа?
Так в среднем (хотя и не всегда) имеется ввиду как раз не готовность следовать _этим_ стереотипам - а идентичность и аффилиация.

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-07-22 08:56 pm (UTC)

Re: м-м несколько возражу

"Не в смысле гражданин. Там как раз речь шла о... как бы это выразиться, национальных свойствах".

Именно. У них же еще в 19 веке понятие nation стало означать именно "члены гражданского коллектива как единый народ". Евреи, скажем, по весьма распространенному словоупотреблению 19 века именовали себя "французами израильского исповедания", и те, кто настаивал, что они никакие не французы, а чужеродны, аргументировали это вовсе не чуждым происхождением, которое и так никто не ставил под сомнение, а тем, что евреи, мол, граждане плохие и образуют тайное государство в государстве - и вот потому-то они не "французы". А та идея, что они "не французы" по определению, потому, что они иного этнического происхождения, вообще не возникала.
Тот фр. офицер-негр, которому в знаменитой сцене 1870-х Мак-Магон скащал "продолжайте!" - он и проходил как "француз". Еще тогда.

"***тем самым выражают решительное желание как раз СЛЕДОВАТЬ этим предписаниям, только для другого народа?
Так в среднем (хотя и не всегда) имеется ввиду как раз не готовность следовать _этим_ стереотипам - а идентичность и аффилиация".

Мм. Не понял. Ты хочешь сказать, что этнонимом просто пытались передавать культуру, кодировать тот просто факт, что, примерно "имейте в виду, против свинины я ничего не имею, кипу не ношу, об иудаизме згаю еще меньше, чем о православии"?

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: el_d
2010-07-23 01:30 am (UTC)

Re: м-м несколько возражу

1. Принято

2. "имейте в виду, против свинины я ничего не имею, кипу не ношу, об иудаизме згаю еще меньше, чем о православии"?
Примерно - плюс "и не считаю себя обязанным делать это - или что бы то ни было еще".

С уважением,
Антрекот
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2010-07-23 01:50 am (UTC)
у меня - точно такое же как в Швейке да.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: wyradhe
2010-07-22 07:52 am (UTC)

Тот же "бытовой" антисемитизм", о котором Вы говорите - это и вовсе третье. Людям могут не нравиться бытовые привычки, типичные модусы поведения и стереотипы, характерные для того или иного этноса, в том числе для их собственного. В этом нет ничего плохого или предосудительного.
Русского (или еврея, или казаха) может страшно раздражать массовая привычка русских фиксировать дружбу, общения и праздники спиртным (привычка совершенно нормальная, просто вполне может не нравиться)Ю так что уу них и во всей компании возникает неловкость, если кто-то с ними не пьет - это создает дискомфорт. Поэтому многие (в том числе русские же) могут вообще избегать русских застолий и дружеских компаний - так как пить не хотят, а белыми воронами, создающими напряжение в застолье, тоже быть не хотят да и вообще это ожидание, что они пить должны, их раздражает.
Англичанина или финна или еврея может раздражать обычная еврейская экспансивность или привычка обсуждать проблемы со здоровьем детей или детей вообще. Еврея, англичанина или араба-египтянина может страшно раздражать массовая привычка араьов-египтян при любом разговорое по делу тратить массу времени на этикетные степенные беседы о жизни. Еврейская или присущая у многих негритянских этногрупп привычка ярко демонстрировать эмоции может раздражать куаких-то евреев или негров иного склада, как и представителей этнокультур, где эмоции выражать не принято. По всем этим причинам люди могут стараться по возможности избегать общения с этническйо средой своего же или какого-то чужого этноса, и шарахаться от своих еврейских родственников больше, чем от карельских - но в этом нет ничего плохого и компрометирубщего н их самих, ни ту самую среду. Просто 2не сошлись характерами".

Если девушке неприятен парень, потому что у него взгляд бегающий и смех, ее дико раздражающий, и она с ним не захочет общаться поближе, отвергнает его ухаживания и в итоге вместе им не бывать - то это не дискредитирует ни ее, ни его. Просто "не понравилось", на вкус, вне этики и оценок "лучше - хуже". Понятие "антисемитизм" тем и нелепо, что оно такие, совершенно нормальные и непредосудительные вещи, смешивает воедино с вещами и вовсе преступными.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2010-07-23 01:48 am (UTC)
интересно очень, спасибо...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergeyr
2010-07-22 06:42 am (UTC)
> Я думал, что "брюнетка" без уточнений строго значит "натуральная брюнетка".

Не. У них по этому впросу просто кошмар какой-то творится. B-)
И, помимо прочего, все эти три обозначения мастей имеют устойчивые переносные значения ("рыжая" - хитро-стервозная, "блондинка" - дурочка, "брюнетка" - не дурочка; последнее применяется реже всего).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: inthebalanceru
2011-08-27 01:19 pm (UTC)
мой дед вечно повторял: "я родился красивый, но меня подменили", - мне всегда казалось, что именно по этому поводу
(Reply) (Parent) (Thread)